Из выступления на пленарном заседании Государственной думы по отчету министра здравоохранения Российской Федерации от фракции КПРФ:
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. А здоровая нация – это основа современного государства. В этой связи сегодняшнее обсуждение отчета министра здравоохранения за 2022 год – это не только оценка работы конкретного министерства, но и тест на «современность и развитость» всей страны.
В докладе министра основной акцент сделан на количественные показатели, в том числе на успешность освоения выделенных бюджетных средств. Такой бухгалтерский подход необъективен и нерационален.
Так, официально за 2022 год было выполнено 12 показателей из 13, предусмотренных основной государственной программой «Развитие здравоохранения». Невыполненной оказалась только доля лиц, ведущих здоровый образ жизни (по факту этот показатель может быть легко административно откорректирован). Из 338 целевых показателей во время выполнены 293 (82%).
Но, во-первых, сами показатели менялись (некоторые неоднократно) в ходе реализации программ. Так, только в 2022 году по программе борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями были откорректированы 3 важных показателя: количество рентгенэндоваскулярных вмешательств (в сторону уменьшения), больничная летальность от инфаркта и инсульта (в сторону увеличения). Также в 2022 году корректировались и базовые показатели по программе борьбы с онкологическими заболеваниями: доля пациентов с 1–2-й стадией (в сторону уменьшения) и одногодичная летальность (в сторону увеличения). После такой корректировки вышеуказанные показатели оказались выполненными и даже перевыполненными по итогам 2022 года.
Во-вторых, правильнее ориентироваться не просто на динамику цифр, а сравнить базовые показатели с аналогичными в странах, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития – Новыми странами Европы. А здесь существенная разница. По ожидаемой продолжительности жизни мы отстаем на 5–6 лет и ставим задачу достигнуть 78 лет к 2030 году (в первоначальной версии этот показатель должен был быть достигнут уже к 2024 г.). Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний у нас выше в 1,5 раза, а от онкологических – на 15–20%. Смертность россиян в трудоспособном возрасте и вовсе в 2,5 раза превышает аналогичный показатель в Новых странах Европы. Кстати этот показатель странным образом исчез из оценки профильной программы нашего Минздрава.
В России имеет место настоящая демографическая катастрофа: естественная убыль населения за последние три года превышает 2,3 млн человек. Роль государственной системы здравоохранения в этом не ведущая, но существенная.
При дальнейшем анализе прежде всего обращает на себя внимание доля государственного финансирования здравоохранения по отношению к ВВП. В Новых странах Европы она составляет 5–9%. В РФ по итогам кассового исполнения консолидированного бюджета за 2022 год – 3,8%. Есть поручение президента России довести эту долю до 5% от ВВП, но оно, похоже, игнорируется. Базовая формально бездефицитная программа государственных гарантий, в рамках которой оказывается бесплатная медицинская помощь в РФ, формируется, исходя не из реальной потребности, а из имеющихся средства.
Именно недостаток финансирования приводит к хроническим проблемам отечественного здравоохранения: кадровому дефициту, недостатку средств на лекарственное обеспечение, росту кредиторской задолженности государственных учреждений здравоохранения и др. Одновременно отмечается рост личных расходов граждан на медицинскую помощь и лекарства. По данным Росстата, за последние 3 года расходы наших граждан на оплату медицинских услуг выросли на 30% и достигли 1,177 трлн руб. Вместе с расходами на лекарства и медицинские изделия сумма личных «медицинских» затрат граждан достигла 2,5 трлн руб. в год, а это 50% от всех государственных расходов на здравоохранение. Дальнейший рост личных расходов граждан ограничен. Точно так же ограничены финансовые возможности большинства регионов. Они не справляются даже с имеющимися обязанностями. По расчетам, к 2024 году 64 региона будут тратить на страховые взносы за неработающее население более 10% собственных доходов. При этом рост этих взносов за последние 3 года составил 13,4%, а реальная инфляция – 27,3%. 14 регионов, в нарушение законодательства, закончили 2022 год с дефицитом территориальных программ государственных гарантий более 17 млрд руб.
Единственным реальным источником могут быть дополнительные средства из федерального бюджета (или увеличение страховых взносов на ОМС).
Теперь по основным проблемам, порожденным недофинансированием.
Главная – кадровый дефицит. Не выполнены в 2022 году показатели укомплектованности фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий (план – 88,2%, факт – 86,1%), занятости врачебных должностей (план – 89%, факт – 84,2%), число врачей на 10 000 населения (план – 15,6%, факт – 15,3%, а в 2021 году было 15,8% (!). Не достигнуты показатели указов президента по зарплате среднего и младшего медицинского персонала (97,9 и 85,2% от средней зарплаты в регионе соответственно). Без решения кадрового вопроса все остальные затраты (на строительство, оборудование и др.) неэффективны.
Если не будут решены вопросы реального увеличения окладов медицинских работников, выравнивания их между регионами (сейчас разница составляет 3–4 раза (!), возвращения социальных гарантий, включая решение жилищного вопроса, придется возвращаться к советской практике распределения специалистов. Попытки Минздрава переложить обязанности врачей на медсестер (при этом сокращая им срок обучения), направление в первичное звено недостаточно подготовленных выпускников или новые правила переподготовки на самые востребованные специальности в короткие сроки (анестезиолог-реаниматолог за 4,5 месяца!) – это лишь попытка заткнуть дыру и неминуемое снижение качества оказания медицинской помощи.
Вторая по важности проблема – лекарственное обеспечение, а точнее, недоступность современных лекарств (медизделий) для большинства нуждающихся в них граждан. Доля собственных расходов россиян на приобретение лекарств в амбулаторных условиях составляет 80%, а государственных (льготное обеспечение) – только 20%. В большинстве стран Европы эта пропорция выглядит наоборот. Так, только 20% российских пациентов, страдающих ишемической и гипертонической болезнями (основные причины смертей в РФ), имеют право на бесплатное (или со скидкой) лекарственное обеспечение. При этом само это право порой невозможно реализовать. Федеральный бюджет выделяет только 50% от необходимого финансирования на федеральных льготников. Воспользоваться своим правом на бесплатное (или со скидкой) лекарственное обеспечение из регионального бюджета смогли только 25% региональных льготников. Так, из категории детей до 3 лет, имеющих право на получение бесплатных лекарств, реализовать его смогли только 7%. И не потому, что не хотели или не нуждались – просто средств у большинства регионов не хватает.
Важное решение о передаче на федеральный уровень из регионов расходов по обеспечению лекарствами и медизделиями самых дорогостоящих заболеваний (программа 14 ВЗН и фонд «Круг добра») надо развивать и далее, передав на уровень федерации всех больных с орфанными заболеваниями, а не только детей и отдельные заболевания. Концентрация пациентов и централизованные закупки позволяют экономить государственные средства и обеспечивать пациентам эффективное лечение. Сегодня качество жизни, а порой и сама возможность выжить для них зависит от финансовых возможностей региона, где они живут.
Реализация федеральных проектов по борьбе с социально значимыми заболеваниями (сахарный диабет, болезни системы кровообращения, ВИЧ, гепатит С) тоже требует дополнительного государственного финансирования и концентрации усилий.
В этой связи фракция КПРФ в Государственной думе предлагает:
- безотлагательно рассмотреть вопрос существенного увеличения государственного финансирования отечественного здравоохранения за счет, прежде всего, федерального бюджета;
- реально увеличить должностные оклады для медицинских работников, выровнять их размеры между регионами. Повысить уровень подготовки медицинских кадров и предусмотреть необходимые меры поддержки, прежде всего обеспечение жильем по месту работы;
- реализовать в короткие сроки программу всеобщего лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации, объединив в нее все существующие разрозненные программы льготного лекарственного обеспечения;
- продолжить после 2025 года программу капитальных вложений с целью модернизации и технического перевооружения отечественного здравоохранения.