Ответ на письмо ЦБ РФВ СВОЕМ недавнем письме ЦБ РФ указывает: «В условиях нехватки кадров для удержания и привлечения работников, предприятия активно повышали заработные платы. Повышение зарплат, в свою очередь, привело к усилению инфляционного давления. Почти 80% предприятий сообщили о проблемах с наймом персонала. Основными причинами были несоответствие уровня квалификации соискателей и завышенные зарплатные ожидания».
Причины того, что 80% предприятий России имеют проблемы с обеспечением квалифицированными кадрами, особенно кадрами рабочих специальностей, прежде всего кроются в политике государства, проводимой на протяжении длительного периода времени, по сокращению подготовки квалифицированных рабочих и служащих на уровне среднеспециального технического образования и ликвидации соответствующих учебных заведений.
Еще в 1997 году профтехучилища (ПТУ) были выведены из федерального подчинения, переданы регионам и переименованы в учреждения начального профессионального образования, затем профтехучилища были переведены на баланс регионов.
Только за 2006–2008 годы регионы закрыли четыре из каждых пяти училищ начального и среднего профессионального образования.
Например, в Москве в 2006 году работало более 200 техникумов, ПТУ, центров непрерывного профессионального образования и колледжей. При этом уже тогда они обеспечивали потребности города в определенных специалистах лишь на 60%. Несмотря на это, в 2007 году все они были преобразованы в 45 новых колледжей, то есть число учебных заведений УНПО сократилась почти в пять раз.
Традиционно причиной сокращения была задача повысить зарплату преподавателей ПТУ. В результате сокращения числа учебных заведений заработная плата преподавателей новых колледжей должна была вырасти и составлять не меньше средней по отрасли.
В 2015 году был принят новый закон «Об образовании в РФ», согласно которому с 1 января 2016-го такой уровень, как начальное профессиональное образование, уже не был предусмотрен, то есть начальной ступени профобразования быть не должно.
Началась ликвидация и «оптимизация» учебных заведений начального специального профтехобразования.
Так, по данным за 2013 год в России закрылось более сотни железнодорожных училищ – сохранилось лишь 27. Раньше они выпускали до 30 тысяч человек в год, в 2020 году – примерно 1,5 тысячи человек.
Как отмечают эксперты ВШЭ, с начала 2010-х годов происходит перераспределение потоков молодежи между уровнями профессионального образования. Эксперты вычислили долю людей соответствующего возраста, которые обучались в колледжах (все ПТУ и техникумы были трансформированы в колледжи) или вузах или уже имели диплом.
Для программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих типичный возраст обучения составляет 15–17 лет, для подготовки специалистов среднего звена возраст составляет 15–19 лет, для высшего образования – бакалавриата и специалитета возраст составляет 17–25 лет.
Статистика приема молодежи на обучение с 2010 года свидетельствует, что прием на программы обучения высшего образования бакалавриат и специалитет возрастает, а на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, наоборот, сокращается. Студенты, получающие рабочие профессии, находятся в колледжах в меньшинстве, только 17.4% общей численности студентов.
В 2005–2021 годах их численность сократилась с 688 тысяч человек до 207 тыс. человек в 2021-м, то есть в 3,3 раза. Причем отдельно данных по подготовке квалифицированных рабочих нет, только данные вместе по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
Таким образом, с 2010 года подготовка квалифицированных рабочих кадров сокращалась, а престиж специальности снижался. Причиной тому было и то, что доля промышленности в российском ВВП снижалась, а росла доля сферы разнообразных услуг и торговли. В эти сферы и перетекали рабочие руки.
В 2023 ГОДУ ЦБ РФ отмечает обратную тенденцию. «ЦБ РФ видит, что из-за дефицита работников происходил переток кадров между отраслями. Отток работников происходил из сферы торговли, услуг и сельского хозяйства в обрабатывающую промышленность и строительство». По опросу ЦБ РФ, в августе 60% предприятий сообщили о нехватке персонала, в большей степени – квалифицированных специалистов. Загрузка рабочей силы в промышленности, по опросам ЦБ РФ, достигла максимума за всю историю наблюдений. Предприятия сообщают, что основными причинами роста спроса на труд стали расширение производства на предприятиях на фоне ухода с рынка иностранных компаний и рост госзаказа.
Эту тенденцию можно объяснить тем, что с началом СВО и активным развитием ВПК растет доля промышленности в ВВП РФ. И это хорошо! Специалисты в сфере банковских, финансовых услуг, торговые работники, юристы и т.д. не решат проблемы с обеспечением военной техникой и боеприпасами.
Доля промышленности в ВВП России в 2022 году составила 32,8% ВВП. В 2021 году она была равна 33,21% ВВП. За все время наблюдения с 1989 года этот показатель уменьшился почти в полтора раза. Самый высокий уровень доли промышленного производства в ВВП России был зафиксирован в 1989 году со значением 46,6% ВВП. Минимальное отношение объема промышленного производства к ВВП РФ наблюдалось в 2014 году, когда оно составило 27,9% ВВП.
В последние десятилетия на рынке труда присутствовали большей частью менеджеры, юристы, экономисты, финансисты, маркетологи, политологи, социологи, психологи, которых в избытке готовили российские учебные заведения.
По данным экспертов ВШЭ, даже тогда, когда программы подготовки кадров в рамках специального профобразования стали более востребованными, все равно подготовка квалифицированных рабочих велась в меньшей степени. Так на начало 2021/2022 учебного года указанные программы осваивали 3,4 млн человек. Из них 83,2% готовились стать специалистами среднего звена, и лишь 16,8% – квалифицированными рабочими. Самыми популярными направлениями СПО-обучения в 2021 году были фармация (конкурс 7,1 человека на место), информационная безопасность (5,6 человека на место). Средняя заработная плата выпускника СПО в 2007–2019 годах составляла 32 тыс. рублей. Самые высокие зарплаты получали работники здравоохранения, гидрометнаблюдатели, работники сельского хозяйства – 37,6 тыс., 34,3 тыс., 29,2 тыс. рублей соответственно. Как видим, уровень зарплат достаточно низкий.
С началом СВО и расширением антироссийских санкций в России возросла необходимость собственного промышленного производства, но кадрового обеспечения для удовлетворения потребности в росте производства нет. Дефицит качественной рабочей силы создает наибольшие трудности для российских предприятий. Эта проблема становится одной из главных в контексте конвертации экономики из сырьевой в диверсифицированную и технологичную. Российским компаниям, взявшим курс на импортозамещение, нужны «технари» и люди, умеющие работать руками.
До недавнего времени популярность этих специальностей была невысока, поэтому и зарплата в промышленности до СВО была невысокая.
ДАННЫЕ ПО ЗАРПЛАТАМ ПО РАБОЧИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В МЕСЯЦ в 2020 году (В СРЕДНЕМ ПО РОССИИ)
Специальность | Средняя зарплата по РФ (тыс. рублей/месяц) |
Фрезерные работы на станках ЧПУ | 43 |
Токарные работы на станках ЧПУ | 44 |
Инженерная графика CAD | 35 |
Сварочные работы | 51 |
Холодильное оборудование и системы кондиционирования воздуха холод | 42 |
Обслуживание авиационной техники | 38 |
Соответственно с ростом спроса на сотрудников промышленного сектора растут и их заработные платы.
Так, за 2022 год зарплатные предложения выросли на 31%. Если летом 2022 года средний оклад составлял 44,4 тыс. рублей, то на начало августа 2023 года этот показатель достиг 58,1 тыс. рублей в месяц. На первом месте остаются токари с ростом среднего оклада на 71%, до 101 тыс. рублей, на втором – наладчики, предлагаемые зарплаты для которых выросли на 54%, до 81,5 тыс. рублей. В топ-5 самых высокооплачиваемых вакансий лета 2023 года в России вошли бурильщики, токари, автомаляры, а также промышленные альпинисты. Средняя оплата труда в России на середину лета 2023 года составила 55 тыс. рублей.
Средняя зарплата в Сбербанке в 2023 году по должностям: кассир-операционист – 65–75 тыс. рублей; руководители отделений – 80 тыс. рублей; руководители специалистов по прямым продажам – 75–112 тыс. рублей; менеджер по работе с клиентами – 77,6 тыс. рублей.
Председатель Сбербанка Герман Греф – 13,5 млн долларов США в год. Источник: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplaty-sotrudnikov-banka.html
ВСПОМНИМ еще раз постулат ЦБ РФ: «Повышение зарплат, в свою очередь, привело к усилению инфляционного давления». Тогда почему же повышают зарплаты в банковском секторе?! Уж подали бы пример по содействию сокращению инфляционных ожиданий!
Аргумент ЦБ РФ, что «чрезмерный» рост номинальных заработных плат следует пресекать во избежание инфляции, известна. Предполагается, что рост спроса приводит к определенному росту цен и занятости, что, в свою очередь, сопровождается ростом зарплат. Это, в свою очередь, вновь вынуждает фирмы поднимать цены и таким образом раскручивается «спираль инфляции».
Но всегда ли оправданы подобные опасения? В МВФ решили детально изучить вопрос на массиве эмпирических данных, и пришли к нестандартному выводу. Инфляционная спираль «засчитывалась» исследователями в случае, если три из четырех кварталов в году наблюдался ускоряющийся рост цен и номинальных зарплат. Оказалось, что с 1960 по 2021 год она возникала в различных странах развитого мира далеко не часто. На практике лишь в меньшинстве из 79 эпизодов наблюдалось дальнейшее ускорение инфляции и номинальных зарплат после восьми кварталов их роста.
Более того, номинальная зарплата может расти быстрее при сокращении инфляции, особенно если перед этим наблюдалось существенное сокращение реальных зарплат. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что темпы роста заработной платы в большинстве случаев соответствовали наблюдаемой инфляции и степени «напряженности» на рынке труда. Редкое возникновение «инфляционных спиралей» от роста спроса и зарплат может свидетельствовать лишь о том, что сам по себе совокупный спрос становится инфляционным фактором не так уж и часто. Исследование оказалось очень своевременным – сегодня на фоне проблем, как доставшихся в наследство от «ковидного» периода, так и вызванных трудностями на энергетических рынках и геополитикой, жесткая реакция центробанков создает серьезную угрозу для разворачивания мировой рецессии.
Эти результаты исследований могут стать дополнительным аргументом к заключению о том, что денежно-кредитная политика является весьма неадекватным инструментом для контроля инфляции – мало того, что повышение ставок способно вызвать (и вызывает) рецессии, так оно еще и руководствуется неадекватным диагнозом, видя возможный «перегрев» экономики там, где его нет.
Куда большую значимость для инфляционных процессов в связи с этим имеет обстановка на товарных рынках – в первую очередь энергетических, – и эффекты переноса изменения валютных курсов в цены. В этих обстоятельствах жесткая денежно-кредитная политика должна уступить вопросам управления обменным курсом и, при необходимости, контроля перетока капитала для стабилизации платежного баланса. А сама задача снижения долгосрочной инфляции может достигаться за счет целевых инвестиций в расширение «узких мест» и создания товарных запасов (Ист. Ведет ли рост зарплат к всплеску инфляции? (newdeal.ru).
Кроме того, для разных категорий населения и в разных условиях рост доходов сказывается на инфляции по-разному. Устойчивое повышение доходов бедных граждан постепенно переводит их в категорию более обеспеченных людей с доходами, позволяющими не только питаться, но и покупать какие-то товары длительного пользования (одежду, электронику и т.п.). Это уже повышает конкуренцию покупателей за товары и потенциально может привести к росту уровня цен. Однако параллельно растут и доходы производителей, что подталкивает их к расширению производства и удовлетворению растущего спроса. Поэтому ключевой вопрос здесь: есть ли у производителей потенциал для развития производства, резервы роста?
У российских предпринимателей есть масса неиспользованных производственных мощностей. В России есть огромные пространства пустой земли и множество ресурсов. Если правильно подойти к вопросу занятости, то есть и резерв трудовых ресурсов: безработных, экономически неактивных и неэффективно занятых (например, несметное количество охранников в торговых центрах и т.п.). При появлении спроса бизнес может начать расширять производство, задействуя неиспользованные ресурсы. Но мешают две вещи. Институциональная среда (бизнес боится новых неприятностей со стороны государства, изменения условий деятельности, рост стоимости финансовых и энергетических ресурсов и др.) и разваленная инфраструктура (транспортная, логистическая, технологические цепочки и т.п.). Поэтому надо решать эти проблемы. Если этого не сделать, то производство не будет развиваться и рост доходов посредством повышения зарплат будет (не полностью, но в большой степени) съеден инфляцией, которая, опять же, ударит по менее обеспеченным гражданам.
Одна из основных причин высокой инфляции в России – неограниченный рост зарплат «высшего среднего класса». Что происходит при росте доходов «высшего среднего класса» (в основном чиновники топ-менеджеры и т.п., люди, способные покупать инвестиционные товары типа квартир, участков, дорогих автомобилей и т.д.)?
Высший средний класс практически не имеет перспектив перехода в еще более высший класс (например, уже нет дальнейшего карьерного роста, все достигнуто), поэтому можно только количественно наращивать потребление уже существующих благ. Эти люди не покупают отечественные машины, отечественную мебель, отечественную электронику, российскую косметику и т.д. То есть повышение их доходов не способствует развитию и росту российского производства.
При этом можно спокойно повышать доходы тех групп населения, которые имеют низкие и средние доходы, это приведет к стимулированию развития отечественного производства, а насыщение рынка товарной массой, как известно, способствует снижению инфляции.
Надо управлять процессом, а не идти по пути наименьшего сопротивления. В СССР были ПТУ, которые готовили строителей. Люди работали на стройках и получали квартиры бесплатно. Школы торгового ученичества готовили кадры для торговли, училища готовили поваров и шоферов. Люди работали всю жизнь в этих сферах. И недостатка в кадрах не возникало.
Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВ, депутат Госдумы (КПРФ)