До «трехдневки» голосования за кандидата на должность президента РФ остается четыре недели. Всего ничего.
Работа самого Николая Харитонова и команды КПРФ идет полным ходом. Во всех регионах страны проходят встречи с кандидатом и его доверенными лицами, распространяются агитационно-пропагандистские материалы, рассказывающие о кандидате и его программе. Отмобилизован и активно ведет работу по поддержке Николая Харитонова в допустимых законом рамках весь депутатский корпус партии. Немало креативных форм по агитации за своего кандидата демонстрируют общественные организации левой направленности, входящие в Общероссийский Штаб протестного движения.
Сегодня главное – работа с избирателями. Прежде всего, мобилизация электората КПРФ. Набольшую лепту в эту работу призваны привнести региональные партийные комитеты, работающие непосредственно «на земле». Мы постарались узнать, какие новые формы работы используются в данной кампании, задействованы ли соцсети, каковы особенности их взаимодействия с администрацией на местах, ощущается ли конкурентная борьба с другими партиями, выдвинувшими своего кандидата.
Для Алтайского крайкома КПРФ каждая новая избирательная кампания – это всё большее использование в агитации социальных сетей и мессенджеров. Сейчас это наиболее актуально. Газеты и буклеты всегда рискуют оказаться зачищенными, к тому же их изготовление достаточно дорого. А сообщение в мессенджер бесплатное и его никто с телефона человека не удалит.
Несмотря на то, что такие соцсети как ОК и ВК пытаются «душить» оппозиционный политический контент, коммунистам удается налаживать контакт с различными группами населения городов и сел. Активно развивается видеоконтент, маленькие Shorts с выступлений Николая Харитонова, Геннадия Зюганова, Юрия Афонина и других лидеров партии набирают тысячи просмотров.
Кроме этого, крайком поставил перед собой задачу охватить за месяц перед выборами все районы и города края поездками доверенных лиц Николая Харитонова. По краю разбросано 69 таких муниципальных образований. Каждая встреча доверенного лица с избирателями здесь традиционно рассматривается как отдельное мероприятие и предусматривает тщательную подготовку, оповещение и мобилизацию населения, и агитационную заметку по ее итогам.
Отношения с местной администрацией назвать безоблачными нельзя. С началом выезда доверенных лиц по краю местные власти начали вставлять палки в колеса, похоже, не без согласования с краевой властью. Нарушаются сроки ответов на наши заявки о выделении помещения, что фактически срывает подготовку встреч. Доходит даже до того, что в письменных официальных ответах содержится недостоверная информация о том, что помещение ДК, в котором должно проводиться мероприятие, власти не принадлежит. Мы пишем жалобы в ЦИК и прокуратуру на нарушение ФЗ о выборах, все это освещается в СМИ.
До начала дебатов конкурентная борьба с кандидатами и выдвинувшими их политическими силами наблюдается только на немногочисленных билбордах в городах. Агитации в сельской местности, кроме КПРФ, никто не ведет. А возможно, и не будет вести в последующем. Только наш кандидат идет с целостной программой и по-настоящему конкретными предложениями по преобразованию страны в социалистическое государство. Другие кандидаты в этом отношении нам не конкуренты, и такое ощущение, что им и предложить-то нечего.
Учитывая, что указом президента в недавно присоединенных к РФ регионах введено военное положение, что здесь почти не работает электронная связь, основной упор Луганская республиканская организация КПРФ сделала на «полевую» работу – раздачу листовок, газет, буклетов, рассказывающих о Н.М. Харитонове. Решено было увеличить тираж еженедельно выходящей партийной газеты «Луганская правда». А также провести ряд ярких публичных акций силами комсомола.
Одна из них – раздача 30 тысяч «сталинтинок» – красных сердечек с изображениями советских лидеров и призывом почитать советские и православные праздники – прошла в Луганске 14 февраля, в очередную годовщину освобождения Ворошиловграда (Луганска) от немецко-фашистских захватчиков. Адресована эта акция была прежде всего была молодежи ЛНР, некоторая часть которой до сих пор связывает эту дату, прежде всего, с днем святого Валентина – католическим праздником, в который принято дарить любимым «валентинки». В общей сложности комсомольцы при поддержке старших товарищей раздали 30 тысяч «сталинтинок».
В ближайшие дни для усиления работы в отдаленных прифронтовых районах начнет работать комсомольская агитбригада.
Новгородский обком КПРФ проводит нынешнюю избирательную кампанию в обычном формате: организует встречи с населением в городах и сельской местности, распространяет агитационную печатную продукцию, распространяет через соцсети актуальные материалы и информацию об официальных мероприятиях. В ближайших планах – организация автопробегов. Конфликтов с администрацией нет, хотя большинство ее представителей откровенно нацелено на поддержку другого кандидата.
Одна из основных форм работы Московского горкома КПРФ с населением сегодня – встречи на придомовых дворовых территориях. Дело в том, что ограничения, установленные указом мэра в связи с введением режима повышенной готовности в период наступления коронавирусной инфекции, до конца не отменены. О ношении масок, соблюдении необходимой дистанции и ряде других благополучно забыто. Но публичная работа с людьми на улице – проведение митингов, шествий и даже автопробегов – до сих пор под запретом.
За исключением встреч с депутатами Госдумы практически все остальные формы «уличной» работы в Москве требуют согласования. Приходится проговаривать условия их проведения с ответственными должностными лицами. Навстречу идут, как правило, только в случае организации московскими коммунистами мероприятий, отвечающих общей задаче – поддержке российских Вооруженных сил и СВО. А для акций, которые отражают политическую повестку КПРФ, как и прежде, стараются создать помехи.
Дополнительные сложности создают опасения части коммунистов и их сторонников повторения массовых задержаний, имевших место два года назад. Тогда в ходе протестного мероприятия или по его окончании задерживали по нескольку десятков человек, а суды выносили решения о имевших место административных нарушениях и наказывали москвичей, как правило, штрафом в 10, 15, 20 или 30 тысяч рублей. Многие из оштрафованных обращались в горком, выступавший инициатором их участия протестной акции, с просьбой компенсировать им эту сумму. Повторения данной ситуации никто не хочет.
В ходе нынешней кампании по выборам президента московские коммунисты активно работают в соцсетях. Но не отказываются и от использования печатной продукции: газет, листовок, наклеек, «раскладушек». Парткомы местных отделений КПРФ и представители общественных движений организуют их распространение у станций метро. Прокладывают маршруты «Красных в городе» по центральным оживленным улицам в своих районах. Или опускают в почтовые ящики.
Именно так – через странички в соцсетях, а также печатные АПМ, москвичи знакомятся с программой кандидата Николая Харитонова, его позицией по волнующим их вопросам. Взял на вооружение МГК КПРФ и уже доказавшие свою эффективность на проводившихся ранее в столице выборах «кубы» – яркие конструкции, устанавливаемые на оживленных участках города, рядом с которыми молодые люди раздают АПМ кандидата.
В закрытых помещениях работа коммунистов с москвичами не ограничивается. Но и здесь возникают определенные сложности. Например, одним из традиционных мест встречи с населением были советы ветеранов, в руководстве большинства из которых есть члены КПРФ или сторонники партии. Однако их помещения в ряде районов Москвы за последние годы стали значительно меньшими по площади. Очень часто после проведенного ремонта ДГИ «сжимает» площадь помещения совета ветеранов с 50–80 квадратных метров до комнатки в 9–15. Остальные метры передаются кому-то другому или же просто сдаются в аренду. И если раньше советы ветеранов, на учете в которых состоит по несколько тысяч человек, могли организовать у себя тожественные праздничные мероприятия, провести собрание или встречу, то теперь даже проведение заседания правления, в которые входят около 10 человек, становится проблемой. О каких встречах в рамках выборной кампании может идти речь?..
«Полевая» конкурентная борьба в Москве пока не наблюдается. Возможно, она разгорится позже. А возможно, и нет. Собственной московской повестки, программы действий у конкурентов команды Харитонова нет. Единственное, что они делают – перехватывают повестку у коммунистов, выдавая за «внезапно обнаруженные» своим кандидатом болевые точки и острые проблемы, которыми давно занимается КПРФ. Их задача – не привнося ровным счетом ничего нового в жизнь города, перебить повестку дня Компартии. Ставка делается на внешний эффект. Достаточно посмотреть на фасад дома 4 на Тверской, где расположился офис одного из кандидатов.
Избиратель в Москве тоже изменился. Если раньше КПРФ в мегаполисе, прежде всего, ориентировалась на людей, помнящих о жизни в Советской Москве, то сейчас среди сторонников КПРФ здесь гораздо больше москвичей молодого и среднего возраста. Именно они ощущают на себе все «прелести» на протяжении лет обожествляемого властью капитализма – строя, не гарантирующего достойно оплачиваемую работу по специальности, социальную защиту и медицинское обслуживание пожилых родителей, качественное образование и возможность всестороннего развития детям. Это поколение москвичей, которое уже никогда не получит бесплатного жилья и живет в возведенных много лет назад и год от года ветшающих квартирах своих родителей, дедушек и бабушек.
Конечно, молодые люди более ориентированы на электронные СМИ. Однако с интересом знакомятся и с газетами, рассказывающими о программе кандидата КПРФ.
В ходе президентских выборов 2024 года Адыгейским республиканским отделением КПРФ для работы с населением используется официальный сайт рескома и социальные сети: ВКонтакте, мессенджеры, Телеграмм-группа «АРО КПРФ» (самый эффективный инструмент) и Ватсап-группы, в которых распространяется актуальная информация о предвыборной работе Николая Харитонова и его регионального штаба.
В местных отделениях также работают агитгруппы, распространяющие местную газету «Адыгейская правда» и специальные выпуски газеты «Правда», а также АПМ, утвержденные предвыборным штабом КПРФ в Москве.
Например, агитационная группа «Север» города Майкопа за неделю работы охватила спальный район «Черемушки» и хутор Гавердовский, распространив 10 000 АПМ. Группа работает с жителями муниципалитета на рынках и во дворах, надев красные манишки с логотипом КПРФ и держа в руках пакеты с логотипами КПРФ и ООД ВСД «Русский Лад». По словам участников группы, очевидна высокая поддержка КПРФ и ее кандидата со стороны населения, которое уже давно потеряло веру в сладкоречивые обещания чиновников как местных, так и федеральных структур власти.
К агитационной работе привлечены многие коммунисты первичных отделений Майкопского городского отделения АРО.
Агитационные плакаты кандидата в президенты РФ от КПРФ Николая Харитонова и его лозунг «Поиграли в капитализм – и хватит!» можно увидеть на многих стационарных информационных стойках, размещенных на автобусных и троллейбусных остановках города Майкопа.
Хочется отметить, что печатная продукция оппонентов КПРФ на момент 15 февраля 2024 года на территории Адыгеи замечена не была.
Если говорить о неких глобальных новшествах в данной кампании, то их нет. Более пристальным стало внимание к подготовке наблюдателей и к формированию состава выездных бригад для проведения выборов на дому. Опыт выборной кампании прошлого года показал, что основной массив нарушений был связан с поистине фантастическим числом бюллетеней, поступивших в привозных урнах. Невозможность, абсурдность этого явления очевидна, но доказательной базы для его пресечения у нас нет. Прокуратура и следственные органы не находят состава преступления.
Со стороны администрации в Республике Адыгея никаких препятствий не наблюдается. Пикеты в поддержку Николая Харитонова вызывают интерес только у полиции, да и то на уровне ознакомления с текстом на плакате. Власти республики прекрасно понимают, что скандал им не нужен, так как будет играть на руку КПРФ.
В условиях ведения сложной выборной кампании Реском Адыгеи продолжает вести текущую работу, которая также оказывает большое значение на общий результат выборной кампании. Так, депутаты СНД МО «Город Майкоп» и представители левопатриотических общественных организаций регулярно проводят уроки мужества в школах, выезжают лично на фронт с гуманитарными грузами, дают концерты в воинских частях, госпиталях и на территории СВО.
Территория Ростовской области периодически подвергается обстрелам со стороны ВСУ. Несомненно, данное обстоятельство влияет как на общее состояние общества, так и на особенности ведения избирательной кампании. А потому лучшей «новой формой», на текущий момент, в работе с избирателями является качественно реализованная «старая». У Компартии РФ богатый опыт подобной работы.
Наиболее эффективным способом донесения до граждан позиции КПРФ по тем или иным проблемам в регионе остаются публичные акции протеста: митинги, пикеты, встречи с депутатами-коммунистами. Удивительно, но даже одиночные пикеты при общем «выжидательном» состоянии общества, некой эмоциональной опустошенности, в условиях различных ограничений со стороны администраций муниципалитетов в проведении массовых акций имеют в последнее время широкий общественный резонанс и находят поддержку среди граждан. Именно эти мероприятия вызывают у представителей власти крайнее напряжение и заставляют их реально заниматься проблемами людей. Вероятно, в Ростовской области КПРФ остается единственной политической силой, которая ведет с властью диалог путем «улицы». Поэтому обыденной практикой для ростовских коммунистов стали судебные разбирательства о проведении того или иного публичного мероприятия.
В крупных городах области – Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Шахты, Волгодонске – социальные сети стали наиболее предпочтительными для активных граждан в вопросе получения информации, серьезно потеснив периодическую печать. На вооружении Ростовского областного отделения КПРФ есть официальный региональный сайт – www.kprf-don.ru, странички в популярных социальных сетях, телеграм-канал «КПРФ.Дон». Все эти ресурсы, помогающие в пропаганде позиции партии, информировании граждан о партийных мероприятиях, ныне задействованы в выборной кампании.
Говорить об отсутствии в данной избирательной кампании регионального административного ресурса, к сожалению, не приходится. Маскируя свои действия патриотической риторикой, власть продолжает использовать современные технологии в целях манипулирования сознанием различных слоев населения, в первую очередь, при помощи подконтрольных ей средств массовой информации. В попытках обеспечить лояльность власти избирателям Ростовской области (да и не только им) внушают мысль о том, что в условиях СВО любые недовольства неуместны.
Безнаказанность членов участковых комиссий, чиновников, которые прямо вмешивались в волеизъявление граждан, влияя на результаты выборов в Законодательное собрание Ростовской области в 2023 году, в некоторой степени вскружила им голову.
Однако, «отрезвляющим душем» для них остается самоорганизованность людей в инициативные группы по решению проблемных вопросов. И несомненно, там, где есть сильная партийная организация, взаимодействие граждан с органами власти происходит более эффективно. Большую роль в организации взаимодействия играют депутаты от КПРФ, от уровня депутатов муниципальных представительных органов до депутатов Государственной Думы.
На текущий момент вся «конкурентность» других кандидатов на пост президента РФ выражается в размещении небольшого количества (в крупных городах Ростовской области) визуальной наружной рекламы, преимущественно на призматронах.
Подводя итоги, можно утверждать, что на сегодняшний день основной формой агитационной работы партийных отделений в регионах остается работа в соцсетях и распространение печатных АПМ.
КПРФ пока единственная партия, дошедшая до избирателя на улицах и во дворах, чтобы донести до него программу своего кандидата. Возможно, предвыборные штабы политических партий «Новые люди» и ЛДПР активизируются ближе к трехдневному голосованию.
Конкурентная борьба с иными кандидатами, и порою неравная, отмечается только в сфере информационных теле- и радиоканалов как на местном, региональном, так и на федеральном уровнях.
Пахать нужно на полую катушку!
КПРФ нечего скрывать, нечего стыдиться. К очередным выборам партия и ее кандидат выходят с открытым забралом.
Многое из того, что партия предлагала, за что она боролась вместе с Николаем Харитоновым, вместе с народно-патриотическими силами страны, сама жизнь сегодня вынуждает действующую власть признать верным. Хотя и сквозь зубы, хотя и с оговорками, как-то половинчато, а еще обиднее – без желания что-либо срочно предпринять для исправления создавшегося положения.
Не случайно сейчас звучат предложения КПРФ отказаться от дебатов, заменив их демонстрацией роликов. Но несмотря на высокий качественный уровень роликов, подготовленных КПРФ, кандидат и его доверенные лица намерены использовать любую доступную им трибуну для донесения своей позиции до избирателя, в том числе и дебаты.
Команде КПРФ есть о чем сказать избирателю!
Юлия МИХАЙЛОВА,
член ЦК КПРФ