Честный разговор о национальной безопасности
В Санкт-Петербурге прошел очередной Международный юридический форум, на котором в рамках диалога «Правовые аспекты миграционной политики в современной России» выступил глава СК РФ Александр Бастрыкин. Его глубокий анализ миграционной политики России (а по сути – миграционного кризиса) заставляет понять и осознать те ошибки, которые привели к нынешней ситуации, когда жители страны не могут чувствовать себя в безопасности, на себе ощущая все последствия бесконтрольного «завоза» в страну миллионов жителей республик Средней Азии. Редакция газеты «Советская Россия» публикует выступление Александра Ивановича Бастрыкина. Предлагает читателям самим оценить актуальность аргументов главного следователя России.
Е. ФЕДОРИНОВ
– Давайте сразу «быка за рога». 20 июня, это была очередная среда, а по средам я провожу прием граждан. Ну теперь по удаленке, используя современные цифровые технологии. Вхожу в приемную, на экране огромное число людей. Немного меньше, чем здесь (в зале). Это жители Котельников, такой регион в Подмосковье. Мы два часа с ними говорили о проблемах мигрантов в Подмосковье. Это столичный регион, до Кремля 30 минут езды. И жители были просто возмущены тем беспределом, который творят мигранты в этих Котельниках. С другой стороны, они жаловались на бездействие властей. У нас был диалог, вопрос-ответ, я интересовался, они мне отвечали. Были возмущены деятельностью МВД, миграционного подразделения, главой региона, который не принимает никаких мер. Рядом располагается рынок «Садовод», известный подмосковный рынок, где «незаменимые зарубежные специалисты» торгуют нашими овощами. Вот Ольга Ивановна (ведущая Ольга Александрова, ректор Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)) сказала о дискуссиях. Наверное, здесь дискуссии тоже могут состояться, но я выскажу свою, довольно жесткую точку зрения.
Начнем все-таки со статистики. Ольга Ивановна сказала, что мы знаем всё. Мы действительно знаем очень многое. И вот начнем говорить о статистике за 2023 год в отношении преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации. В 2023 году число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, составило 38 936 преступлений. Да, произошло некоторое снижение преступности, на 3 процента, в 2023 году. Кстати говоря, эти данные нельзя назвать полными, они не учитывают преступления, совершенные лицами, недавно получившими гражданство РФ. И с правовой точки зрения они не являются мигрантами. Вместе с тем, несмотря на небольшое снижение преступности, отмечается рост особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами. Плюс 32 процента. Возрос удельный вес особо тяжких преступлений до 26 процентов. В 2023 году заметно возросло количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. В сфере незаконного оборота наркотиков +27 процентов. Нам «незаменимые специалисты» тоннами везут наркотики на территорию Российской Федерации. Преступлений экстремистского характера: +147 процентов. Не чураются они и киберпреступности, используя современные технологии, +27 процентов. Все чаще мигранты совершают резонансные преступления и правонарушения… О «Крокус-сити» уже сказали сегодня.
Растет число преступлений, связанных с неповиновением и с сопротивлением полицейским, нападениями на граждан, которые выполняют свой гражданский долг. Заступился русский человек за девушку, на него нападают и избивают.
Что касается географии. География преступности мигрантов, к сожалению, расширяется. Мы сказали уже о Москве, Московской области. Здесь рост – в Москве в 2023 году 7921 преступление, в Московской области – 5318, Санкт-Петербург – 2627. Самара, Челябинская область выходят в число передовиков. Рост миграционных преступлений в Алтайском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, в Тамбовской, Кемеровской, Пензенской, Курской областях, Томской, Иркутской. Ну и так дальше. Вот такая вот география преступлений и цифры, которые говорят сами за себя.
Мне хотелось бы вслух задаться вопросом: а чего мы добиваемся, с какой целью завозим столько мигрантов в нашу страну? Это, может быть, экономическая политика? Нам говорят, что мы не можем обойтись без мигрантов. Это могут быть какие-то политические соображения, о которых, может быть, не догадываемся, но они существуют. Но самое главное начать говорить правду. Что мы хотим получить в результате? Что касается нынешней ситуации. Я специально попросил наше управление по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу доложить, сколько мигрантов было завезено за 4 месяца этого года. Москва – 1 200 000 за четыре месяца этого года. Московская область – 880 тысяч за 4 месяца этого года. Санкт-Петербург – 860 тысяч за четыре месяца этого года. Ну говорят, что мы без мигрантов не можем ничего построить. Еще одна тенденция, которая отмечается, – они всё меньше работают на стройках. По нашим данным, 13 процентов от тех, кто заезжает к нам как бы чего-то строить, только лишь работают на стройках. Где сегодня мигранты чаще всего работают? Такси. Развозка продуктов питания. И на рынках. Вы находитесь в прекрасный период белых ночей в Санкт-Петербурге. Рекомендую, прогуляйтесь в центр города, по Неве, там очень много пароходиков, теплоходиков. Кто приглашает (я вчера прошелся) на пароходики? Узбеки и таджики. Ну без них нас никто не сможет пригласить на пароходик, и мы с вами не полюбуемся Санкт-Петербургом в период белых ночей на катере, куда нас приглашают мигранты.
Все это последствия… Давайте вернемся к политике. Год назад я дал указание нашим подразделениям создать на местах группы по работе с мигрантами. Мы активно участвуем в рейдах с другими правоохранителями. Мы нашли, знаете, такую «фишку», которая привела к тому, что мигранты стали потихонечку покидать Российскую Федерацию. В чем эта фишка заключается? Мы стали реализовывать положение Конституции и наших законов, о том, что лица, получившие гражданство, должны встать на воинский учет и в случае необходимости принять участие в специальной военной операции (СВО).
Мы более 30 тысяч уже задержали таких не желающих – получивших гражданство, но не желающих встать на воинский учет. Поставили на воинский учет, и уже порядка 10 тысяч из них направлены в зону СВО. Нам говорят: зачем они там нужны? Товарищи, рыть окопы и укрепления создавать, для этого нужны действительно хорошие рабочие руки. Они сегодня пополняют ряды наших тыловых подразделений, которые эти укрепления строят.
Но самое главное, я ведь начал с того, зачем это нам надо. И мы боремся с последствиями. Вот я взял, в интернете нашел пока ехал. Правительство в январе этого года наметило очередной план по реализации миграционной политики в РФ. Есть, оказывается, у нас такая политика. И вы можете найти в интернете, ТАСС сообщило о состоявшемся утверждении этого плана. Если мы изучим его, то он в основном связан с «адаптацией». Улучшением адаптации мигрантов, которых мы завозим. Но не один пункт плана не ставит задачу сокращения миграционного потока в нашу страну. Оценки существуют самые различные. Мы толком точно не знаем, сколько сегодня находится мигрантов на территории России. Я слышал и читал, и 14,5 миллионов, и 16,5 миллионов. Нас 145 миллионов, да? Получается, каждый десятый – иностранный гражданин…
Почему я говорю о том, что мне кажется, что правительство должно обратит внимание на миграционную политику с точки зрения необходимости завоза. Это значит понять: а сколько нам вообще надо для поднятия нашей экономики иностранной рабочей силы?
Уже более двух лет существует рабочая группа при Совете безопасности РФ по миграции, мы часто собирались, сейчас встречи стали разными, более редкими. И сейчас задаю вопрос, и вице-премьерам, которые там были, и министрам: скажите, уважаемые коллеги, а вы сами-то понимаете, сколько нам нужно мигрантов, чтобы поднимать нашу экономику? Иногда так и говорили: без иностранной рабочей силы Россия погибнет, наша экономика рухнет. Мне никто толком так и не сказал, только один зам, не буду называть его фамилию, уважаемый человек: «тысяч четыреста». То есть всего, оказывается, на стройки России, чтобы строить, развиваться и так дальше для всей страны, нужно четыреста тысяч человек. А у нас Москва за четыре месяца завезла миллион двести.
Я очень уважаю Собянина, мы друзья, у нас хорошие отношения, но на Экономическом форуме, здесь, он сказал: «95 процентов мигрантов – это хорошие ребята, и не надо все смешивать в кучу». Ну я понимаю, Москва строится, расширяется, но все равно разве миллион двести надо для этого?
В чем корень зла? Здесь есть бизнес, только честно? Да? Ну я готов сражаться, хотя, может быть, у вас другая точка зрения, я считаю, виноват наш бизнес. Он у нас хороший, но разный.
Что нужно нашему бизнесу? Дешевая рабочая сила. Для чего? Для получения прибыли. Что такое прибыль? Это разница между вложением и полученным результатом. Чем меньше денег бизнес тратит на рабочую силу, тем выше прибыль бизнеса. Вот в чем корень зла.
И я думаю, что нашему бизнесу, отечественному, дорогому, любимому, надо подумать не только о прибыли, а об интересах нашего государства. О безопасности нашего государства. В условиях СВО такая миграционная политика, приводящая к росту преступности среди мигрантов и экстремизму, который составляет плюс 147 процентов, просто недопустима. Это угроза национальной безопасности.
Есть опыт, который можно использовать сегодня? Да, есть. Опять, пользуясь случаем, что мы находимся в Ленинграде, я ленинградец, вспомним, как решал вопрос Советский Союз, Ленинград в 70-е, 80-е годы. Ленинградцы тоже не особенно хотели работать на заводах, на стройках. Что делало руководство Ленинграда? Григорий Васильевич Романов, царство небесное, прекрасный руководитель Ленинграда, ленинградской партийной организации, его называли «хозяином» Ленинграда. Привозили ребят из Псковской области, Вологодской, с близлежащих территорий, Карелии… Не просто приглашали, а создавали профессионально-технические училища, куда ребята приезжали и за 7–8 месяцев получали рабочую специальность. Им предоставляли общежития, они входили уже в город, по сути дела, а в город тогда было трудно попасть, кто помнит, тогда прописка была… Так создавался рабочий класс Ленинграда, не из узбеков или таджиков, а из русских.
Потом стали создавать высшие технические учебные заведения при промышленных предприятиях. И сами промышленные предприятия создавали себе специалистов. Подойдите, пожалуйста, к адмиралтейству сегодня, «Балтийские верфи», есть такое предприятие с богатой историей. Я один раз подошел, посмотрел… Электрогазосварщик, зарплата 55 тысяч рублей. Но кто пойдет на такую зарплату к станку варить корабли? В ночном баре больше заработаешь, разливая водку. То есть уже тогда была начата политика внутренней миграции.
Я ставил этот вопрос на заседании рабочей группы Совета безопасности: коллеги, почему вы не развиваете внутреннюю миграцию? Давайте повторим ту же схему, северо-западные области, Псковщина, где я родился, – там безработица, там негде мужикам работать. Пожалуйста, привезите их в Москву, в Московскую область, в Санкт-Петербург. Отдайте общежития не мигрантам, а этим ребятам. Научите их трудиться. И оставьте их здесь.
Жалуются очень люди. Много примеров, когда к нам обращаются люди по этой тематике… По Новосибирску мне запомнился пример. Новосибирский Академгородок, центр нашей академической науки. Там что-то строить стали. Отвели общежитие для мигрантов. И… к нам обратились: помогите, пожалуйста, они заехали вечером, человек пятьсот, устроили пьянку-гулянку, пристают к девушкам, бьют русских, помогите Следственный комитет! Ну я поинтересовался, как они там оказались. Турецкая фирма завезла узбеков и таджиков в Академгородок Новосибирска. И они там беспредельничают…
Пример более позднего периода, пожалуйста, Белоруссия. Как батька решает эту проблему? Можно заимствовать, очень эффективная политика миграции. Там не запрещают завоз мигрантов, но там строго регламентируют этот процесс. Бизнесмен, желающий завезти «незаменимых специалистов» из Узбекистана, должен доказать миграционной службе, что действительно это незаменимые… что таких специалистов в Белоруссии нет. Это первое.
Второе: обосновать количество мигрантов, которых этот бизнесмен хочет завезти. Третье: все расходы, связанные с пребыванием мигрантов, несет сам предприниматель. А вы знаете, что для того, чтобы вывезти мигранта, мы сами платим из бюджета деньги за его билет до Ташкента? Нет, сам завез, сам и вывози. Бизнесмен должен встретить «с пирогами и блинами» этих мигрантов в аэропорту, привезти в подготовленное общежитие и контролировать их поведение.
Дальше четкий контракт от полугода и до года, и не более того. Ни жены, ни детей, ни бабушек, ни дедушек, только рабочая сила. Контракт закончился – на выход. Поэтому там мигрантов нет…
Давайте честно говорить, они сюда (в Россию) приезжают не работать, а получать блага Российской Федерации. Через вид на жительство, через получение гражданства. Гражданство можно получить за три месяца. С другой стороны, наши соотечественники оказались за пределами РФ, будучи русскими, годами не могут получить гражданство РФ.
Жаловались жители Подмосковья: в поликлиниках одни мигранты, в торговых центрах одни мигранты. В школах: учительница, это резонансный был случай, отказалась преподавать в школе, потому что там в основном узбеки и таджики. Русских в школах мало.
Очень агрессивно ведут себя дети. Видимо, определенное воспитание… Советский Союз ушел далеко, мы о нем забыли, это новое поколение, они не знают, что такое интернационализм… Много примеров, когда мальчик 6–7–8 лет нападает на ровесников. Последний случай – на детской площадке мальчик 6 лет набрасывается на девочку 13 лет, в конце концов она не выдерживает, отпихивает его, приходит папа бородатый, мама в чалме и возникает конфликт.
Я понимаю, что регламент не позволяет в полной мере мне изложить все, что я считаю нужным. Но я полагаю, что и мы, Следственный комитет, принимаем меры, чтобы стабилизировать ситуацию. Например, мы предлагаем внести в Уголовный кодекс дополнение об усилении ответственности, как отягчающее обстоятельство, для мигрантов, незаконно находящихся на территории РФ. Интересно, кстати, что незаконные мигранты совершают больше преступлений, чем законные мигранты.
Я полагаю, что самое главное – изменить миграционную политику России. Точно обосновать необходимость, а может быть, вообще сделать так, чтобы мы за счет внутренних ресурсов, о которых я рассказал, за счет внутренней миграции решали свои экономические, политические, национальные и другие проблемы…
По диктофонной записи
Андрей КЛИШАС, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству:
– Никакой миграционной политики как таковой в Российской Федерации нет. Есть реагирование на отдельные, конкретные совершенно ситуации. Кому-то кажется, что надо завести рабочую силу, и ее завозят в совершенно неконтролируемом режиме…
Какой вы ни возьмете проблемный вопрос, там обязательно будет вопрос мигрантов. Когда законодатель смотрит на эту ситуацию, мы должны реализовать тот или иной подход. Но мы не можем реализовать ни один из подходов, потому что миграционная политика и ее подходы не сформулированы. Невозможно исходить из того, что завозите столько, сколько сможете. Сегодня вся миграционная политика сводится к одному простому вопросу: завозите, сколько сможете…
Если вы завозите людей, даже исходя из какой-то экономической целесообразности… эти люди какие-то ценности общества должны разделять, по крайней мере должны быть с ними согласны. Или должны быть готовы к тому, что эти ценности они принимают, как некую данность…
Проблема миграции, с точки зрения представителя, например, традиционной конфессии – православных, – она состоит не в том, что эти люди хотят жить с нами по каким-то своим правилам. Проблема в том, что они хотят здесь жить вместо нас… Вместо нас.
Проблема в том, что люди приходят со своей собственной культурной, этнической, какой-то религиозной традицией, и они не хотят адаптироваться…
Основная проблема законодательства состоит в том, чтобы мы создали условия и правила, которые бы заставляли людей адаптироваться к тем условиям, которые есть в Российской Федерации. Не может быть никакого отдельного законодательства для мигрантов – они должны жить по нашим законам.
Кирилл КАБАНОВ, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека:
– Почти три года назад было поручение президента разработать новую стратегию миграционной политики… потому что вопрос миграционной политики – это вопрос безопасности, целостности и сохранения нашего государства, его культурной идентичности, его исторической сути…
Свыше 70% иностранцев, пересекающих (границу. – Ред.) с целью работы, не платят налоги. Созданы специальные схемы посредников, так называемые агентства… Через них идет уклонение от налогов, через них зарабатываются миллиарды.
…Кто к нам приезжает? Вот официальные исследования ФАДН, которые были год назад. Почти половина не признают наши законы, наши традиции. 26%, то есть больше четверти, готовы отстаивать с оружием в руках свои традиции на нашей территории… К нам приезжают люди с радикальной идеологией, и на самом деле очень прокачанные, в том числе западными спецслужбами, либо при участии западных спецслужб, антироссийской, русофобской идеологией.
…В странах Средней Азии и Закавказья идет борьба с радикализмом… На сегодняшний момент люди, которые приезжают к нам, они бегут от этого давления, их выдавливает государство. При этом те же самые страны ставят в укор нам, что мы хотим навести порядок с теми, кто приезжает.
Мигрант должен приезжать с конкретной целью и на конкретный срок. Не переселение, а работать.