За что арестовали Павла Дурова
Уже ходит в интернете легенда о том, что когда в Париже арестовали Инессу Арманд, Владимир Ильич распорядился «расстрелять к чертям» французское представительство в Москве. И ничего, отпустили. Вранье, конечно. Арманд никогда во Франции не арестовывали, но народная смекалка сразу среагировала на задержание Павла Дурова в парижском аэропорту.
Все указывает на то, что бизнесмен поехал просто сдаваться французским властям: его уже ждали у трапа. Ордер на арест был выдан французами давно – Дурову предъявляется обвинение в том, что в принадлежащем ему мессенджере возможен обмен нежелательной информацией между пользователями.
Проще говоря, для того, чтобы контролировать, что там подписчики канала пишут, власти (любые, вне зависимости от национальной принадлежности) должны иметь коды, позволяющие подключиться к программе и ловить нежелательную переписку. Эти коды Дуров предоставить отказался, а дальше, стало быть, автоматически пошло обвинение в пособничестве экстремизму, терроризму, педофилии, распространению наркотиков и всего, о чем вообще теоретически могут писать пользователи мессенджера. А чтобы найти, кто, где и как продает, допустим, те же наркотики, достаточно минуты.
К концу года, как ожидается, число пользователей Телеграм достигнет миллиарда человек в месяц. Контролировать, что там пишет одна восьмая часть всего населения Земли не под силу никому, даже самому Дурову. Мессенджер особо популярен на территории бывших республик Союза, особенно в России и на Украине. Понятно, что там ходит информация об СВО, которую никто не проверяет и не собирается, да это и невозможно, а значит, все переходит в категорию дезы и провокации. Телеграм становится таким образом виртуальным полем боя.
Дуров прилетел в Париж из Азербайджана. Там на прошлой неделе проходил визит президента России. По неподтвержденной информации, бизнесмен пытался встретиться там с Путиным, но аудиенции не состоялось. На следующий день он сел в частный самолет и полетел в Париж, естественно, зная, что там выдан ордер на арест.
У Дурова есть французское гражданство, которое он обрел не так давно. Для его получения по закону надо проживать там 5 лет и при этом платить налоги, сдать экзамен на знание языка и пройти несколько собеседований, как минимум одно. Но в случае, если соискатель представляет интерес, а это именно тот случай, собеседования проводят и спецслужбы. Так что, судя по всему, у Дурова есть там место постоянного проживания (а их у него разбросано повсюду, хотя он это и отрицает), а главное, у французских властей до 2021 года, когда был выдан паспорт, не было к Дурову никаких претензий.
В своих немногочисленных интервью, в том числе и Такеру Карлсону, Дуров постоянно говорит о свободе слова и именно этим он объясняет свое нежелание предоставить коды для входа в программу переписки. А таких мировых гигантов, как Эппл и Гугл он считает самыми главными душителями свобод. «Эти две платформы могут цензурировать вообще все, к чему вы можете получить доступ со своего смартфона», – считает он.
Скорее всего, Дуров будет строить свою защиту именно на идее защиты свободы слова и самовыражения. Адвокаты будут настаивать на том, что правительства каких угодно стран не имеют права вмешиваться в переписку пользователей соцсети, а подзащитный как раз и отстаивает это право.
Но дело сейчас оказалось у Дирекции по делам несовершеннолетних. Особенность в том, что в Телеграм оказались группы, в которых обсуждались темы, вызывающие массу вопросов. Например, жестокость в отношении несовершеннолетних уже сложно представить как свободу слова. Во Франции именно эта часть обвинения вступает в силу, как только подозреваемый оказывается на территории страны.
В целом претензии европейцев к Дурову сводятся к тому, что он отказывается модерировать содержание некоторых дискуссионных групп в Телеграм. В Англии, к примеру, его обвиняют в том, что в мессенджере хозяйничают группировки крайне правого толка, которые способствовали распространению информации во время недавних беспорядков, направленных против мигрантов. Кстати, тогда администрация Телеграм действительно удалила самые одиозные группы.
Посольство России запросило у французских властей разрешение на доступ консула к арестованному гражданину РФ, но французы пока не торопятся с допуском. По закону арестованного могут держать под стражей 96 часов, после чего либо предъявить обвинение, либо обосновать продление содержания под стражей.
Скорее всего, на Дурова будут давить и с той стороны Атлантики, пока он не предоставит те самые коды доступа. Это же информационная война, а ее проигрывать не хочет никто. А скоро такие вопросы не решаются.
Но что за козырь спрятан в рукаве миллиардера? Ведь лететь в страну, которая выдала ордер на твой арест, не обеспечив пути отхода – не самое мудрое решение. Не исключено, что скоро последует серия громких заявлений.
Максим ЧИКИН
Перешел дорогу американским платформам
«Хватит с Telegram безнаказанности», – сказал один из следователей, удивленный тем, что миллиардер, зная, что его разыскивают во Франции, все равно решил приехать в Париж. «Возможно, из чувства безнаказанности», – прокомментировал один из источников, близких к делу. Генеральный директор Telegram зарегистрирован в FPR (списке разыскиваемых лиц).
Запущенный в 2013 году Павлом Дуровым и его братом Николаем онлайн-мессенджер со сквозным шифрованием, главный офис которого находится в Дубае, перешел дорогу американским платформам, критикуемым за коммерческое использование личных данных. Telegram пообещал никогда не раскрывать информацию о своих пользователях.
Le Figaro (Франция)
Арест Дурова беспрецедентен
Хотя власти Европейского союза и Соединенных Штатов вызывали и допрашивали руководителей других соцсетей, редко кто из крупных лидеров компаний подвергался аресту за то, что происходит на таких платформах.
Илон Маск, владелец сети X, по-ставил в своем аккаунте в X хештег «#FreePavel». «В Европе в 2030 году вас казнят за то, что вам понравился мем», – написал он.
New York Times (США)
Комментарии читателей:
BlueNormand
Диктатура. Прямо на ваших глазах. И некоторые будут аплодировать. Проснитесь.
3688850
Если мы хотим бороться с педофилией, нам нужно закрыть интернет, что было бы еще более радикально. Существует множество порносайтов, которым не нужен Telegram!
al core
Французским властям достаточно запретить Telegram, если этот мессенджер представляет собой проблему. Арест его основателя и генерального директора – это ошибка и глобальный скандал. Франция в очередной раз выставит себя на посмешище.
anonyme
Если он не нравится США, то вполне естественно, что французы должны его остановить и, более того, похвастаться этим! Моя страна действительно стала половой тряпкой для США! Какой позор!
Le Figaro (Франция)