Традиционно нейтральные страны, похоже, пересматривают свое представление о невмешательстве. Даже Швейцария.
События на Украине резко перетасовали колоду карт европейской геополитики. Страны, которые с середины XIX века абстрагировались от всякого рода военных действий, вступали в Священные Альянсы и принимали притесняемых, теперь уже не могут стоять в стороне. Похоже, верность новым геополитическим союзам будет посильнее исторических обязательств.
Макс Бергман, директор программы «Европа» вашингтонского Центра международных и стратегических исследований (CSIS) считает: «Сама концепция нейтралитета и даже способы его сохранения в нынешних условиях подвергаются пересмотру».
Швейцария, которая в последний раз воевала, похоже, в антинаполеоновской коалиции 1814 года, задумалась: «А почему, собственно, мы с нашим нейтралитетом стоим в стороне от мировых процессов?» Альпийская держава присоединилась к ЕС-овским санкциям против России, но не более того.
Принцип нейтралитета прописан в Конституции и это страна с самой долгой историей невмешательства. Да, было дело под Парижем, но потом сюда хлынули… да кто только не хлынул. Для начала те же самые наполеоновские (!) генералы, потом русские анархисты Бакунин и Кропоткин (последнего швейцарцы, кстати, попросили из страны). Были сбежавшие от гнева населения африканские правители, разворовавшие казну и жулики с мировыми именами.
Два года назад, практически с первым выстрелом на территории Европы, Швейцария увеличила свой военный бюджет с 0,67 процентов ВВП до 1 процента.
По последним опросам, 55 процентов швейцарцев готовы поддержать реэкспорт их оружия на Украину. Сейчас это запрещено местными законами. Лидер Либерально-радикальной партии передал в правительство петицию о пересмотре нейтральной политики страны. Почему?
В Швейцарии все решения принимаются на референдумах, которые называются «народная инициатива», причем проводятся они чуть ли не каждые выходные, во всяком случае очень часто. Для начала собираются подписи населения, потом запускается процедура выноса вопроса на всеобщее голосование.
Тогда организация Pro Suisse, узнав о том, что сам факт нейтралитета может быть подвергнут сомнению, тут же собрала 100 тысяч подписей с тем, чтобы прописать в Конституции: «Основной закон должен гарантировать, что право на нейтралитет в Швейцарии вечно, защищено армией и не подвергается никаким исключениям. Любые меры принуждения, включая санкции, запрещаются, кроме ооновских». Это одна «народная инициатива».
С другой стороны, швейцарская «военка» оказывается на обочине. Она не такая чтобы огромная, но все же. Пока оружейные корпорации по всему миру набивают карманы и стонут от обрушившихся на них заказов, в Альпах все проходят «мимо кассы», хотя и дышат прекрасным воздухом. Даже вопрос о передаче 25 танков «Леопард 2» Германии выносился на заседание парламента. Предложение прошло, но с условием не передавать их Украине. То, что Берлин оставил танки себе, а Украине передал другие такие же – понятно, но зато принцип нейтралитета остался незыблемым.
То есть вопрос о пересмотре нейтрального статуса или, во всяком случае, внесение каких-либо исключений в существующие порядки, весьма актуален. Политические партии взяли полгода на размышление, прежде чем оформить все это как «народную инициативу», и этот срок истекает 4 сентября.
Лагерь нейтральных европейских стран не ограничивается одной Швейцарией. Еще есть, точнее были, Финляндия и Швеция. У финнов с Россией 1340 километров общей границы и уже давно Суоми решила сохранять нейтралитет, чтобы «не противоречить и не провоцировать» своего могучего соседа.
У СССР с Финляндией еще в 1948 году был подписан мирный договор, в преамбуле которого заявлялось о «желании оставаться вне конфликтов интересов великих держав». После распада Союза Финляндия вышла из этого договора и теперь ей можно и вступать в военные союзы, и атаковать Россию со своей территории.
Во времена холодной войны «Финляндия старалась взвешивать каждый свой шаг и оценивать его последствия в отношениях с Советским Союзом», – считает профессор шведского Университета обороны Джейкоб Вестберг.
Нейтралитет Швеции был декларирован в 1815 году, прошел и мировую, и холодную войны. Как вдруг почти 200 лет спустя, в 2007 году, Швеция подписывает европейский Лиссабонский договор. А там, в статье 42.7, говорится, что члены Евросоюза должны помогать друг другу в случае нападения.
Еще через два года Швеция подписывает договор с НАТО, который определяет отныне ее политику в области безопасности. В нем указано, что Швеция «не останется пассивной в случае, если другая страна Евросоюза, либо северная страна подвергнется атаке или пострадает от катастрофы. Мы ожидаем, что эти страны примут схожие меры в отношении Швеции». В 2011 году Швеция подписывает соглашение с северными странами – Норвегией, Финляндией, Данией и Исландией – о взаимопомощи в случае нападения.
Начало реального сближения Швеции с НАТО началось в 2014 году, сразу после Крыма. Тогда было подписано еще одно соглашение с Атлантическим союзом, которое, по мнению Джейкоба Вестберга, «явилось первым этапом сближения с НАТО в области обороны». Обе страны тут же увеличили свои оборонные бюджеты, в частности, статьи, касающиеся борьбы с дезинформацией.
Ну, а после начала боевых действий на Украине, уже в мае 2022 года, Швеция и Финляндия попросились в НАТО, хотя, по мнению Макса Бергмана, не всё общественное мнение поддержало «двусмысленную идею о потенциальной угрозе российского вторжения». Тем не менее, продолжение истории мы знаем.
В конституции Австрии положение о нейтралитете прописано с 1955 года. Стране нельзя вступать и создавать военные союзы и размещать на своей территории базы других стран. Тем не менее, Вена еще в начале боевых действий отправила на Украину гуманитарной помощи на 580 миллионов евро и приняла у себя 50 тысяч беженцев.
Министр обороны Австрии Клаудиа Таннер объяснила это так: «Если в военном отношении мы и остаемся нейтральными, как записано в нашей Конституции, политически, по отношению к событиям на Украине, мы не можем оставаться нейтральными. Поэтому мы с самого начала поддерживаем все санкции Европейского союза».
Между тем, Австрия всегда стремилась сохранить максимально хорошие отношения с Россией. Уже через неделю после начала операции канцлер предложил провести переговоры на своей территории. Вопреки всему австрийцы в свое время разрешили приехать в страну на заседание ОБСЕ думским депутатам, находящимся под санкциями, во времена, когда Россия еще не вышла из Парламентской ассамблеи этой организации.
Как США и Британия ни втягивали в свои игры Ирландию, страна решила остаться нейтральной. В 1949 году она отказалась войти в НАТО, хотя на то есть другие причины. «Нейтралитет Ирландии основывается на борьбе за независимость от Соединенного Королевства. Поэтому в декларации (о нейтралитете) содержится немало антиимпериалистических и антимилитаристских положений», – говорит Эндрю Котти из Университетского колледжа Корка.
Тогдашний премьер Ирландии вслед за австрийцами, пояснил, что «мы остаемся нейтральными в военном плане, но политически мы не можем не присоединиться к нашим союзникам». Ирландия отправила на Украину нелетальную военную помощь на 55 миллионов евро – бронежилеты, аптечки и так далее. Однако наблюдатели отмечают, что в стране готовится самое большое увеличение военного бюджета за всю ее историю. Кроме того показательно, что Ирландия приняла у себя 62 тысячи беженцев. При этом население всей страны – как треть Москвы: 5 миллионов.
Максим ЧИКИН