В апреле этот показатель составил 59%, хотя еще в феврале он был выше на 10 процентных пунктов. Такого низкого уровня одобрения не было за все время проведения опросов с 2000 года. Самый высокий рейтинг наблюдался в 2008 году – 85%.
Треть респондентов (33%) ответили, что не одобряют работу Путина. И только каждый третий участник опроса (35%) назвал Путина среди политиков, которым он доверяет. В ноябре 2017 года так отвечали 59% россиян.
Директор Левада-центра Лев Гудков указал, что нынешний опрос проводился по телефону, поэтому он отличается «целым рядом особенностей». «Респонденты, застигнутые телефонным звонком, не сразу включаются в ситуацию опроса и в массе своей на всякий случай демонстрируют несколько более «позитивные» и лояльные к власти установки, чем во время личных интервью», – отметил социолог. По его словам, погрешность может составлять 4–6%, тогда как среднее допустимое отклонение – 3,5%.
Социолог, директор аналитического Левада-центра Лев Гудков рассказал, что происходит с рейтингом Владимира Путина во время пандемии.
– Очевидно, что идет снижение популярности Путина, поддержки президента, оценки его деятельности, на фоне пандемии, – считает Лев Гудков. – Это реакция на общую тревожность, общее недовольство, раздражение, которое поднимается из-за снижения доходов населения, из-за того, что малый и средний бизнес оказались в очень тяжелом положении, людей переводят на сокращенный рабочий день.
В целом работающие оценивают свои перспективы довольно мрачно. Это все сказывается на рейтинге Путина, потому что он претендует на то, чтобы все контролировать, и, соответственно, ему и отвечать за это. Этот процесс идет уже не первый месяц. В 2018 году произошло резкое падение его рейтинга в связи с пенсионной реформой, с тех пор снижение продолжается. Особенно это стало заметно в условиях эпидемии и экстраординарной ситуации – потери работы, снижения доходов населения.
– Разные группы выдвигают разные претензии власти. Если говорить о малом и среднем бизнесе и вообще о негосударственном секторе, то это, конечно, недостаточность помощи или вообще отсутствие помощи, отсутствие внятной экономической политики и неопределенность будущего. Потому что на словах много чего говорится, а реально люди не ощущают никакой помощи, – уверен Гудков.
Как и следовало ожидать, в Кремле не спешат доверять опросам Левада-центра, отмечая, что есть и другие методики подсчета, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Мы неоднократно уже говорили, что у них существуют разные методики, мы не склонны полностью доверять результатам этих опросов», – сказал представитель Кремля. Он добавил, что «существуют и другие опросы, которые дают иную картину».