Перед встречей на Аляске
180 лет назад 12 июля 1845 году парижане с нетерпением раскупали свежий номер газеты «Конститюсьюннель», в котором был опубликован последний выпуск романа Эжена Сю «Le Juif errant». В том же году этот роман вышел отдельной книгой. В России книгу читали все, кто умел читать. Поэтому, чтобы указать на нелюбовь к чтению героя своего рассказа «Бурмистр» – Аркадия Павлыча Пеночкина, писатель И. Тургенев заметил, что этот помещик «Вечного жида» едва осилил». В СССР этот четырехтомный роман Эжена Сю был издан с политкорректным названием «Агасфер», и его тоже читали с огромным увлечением. Ныне этот мистический роман может заинтересовать потому, что он открывается описанием местности, которая в последнее дни оказалась в центре внимания мира: «Поясом вечных снегов оковал Северный полярный океан пустынные берега Сибири и Северной Америки, там, где лежат последние границы Старого и Нового Света: один узкий Берингов пролив разделяет их». Далее автор рассказывает про встречу двух людей на берегах Берингова пролива, которая по воле автора якобы состоялась там, где 15 августа должна произойти встреча президентов России и США.
Произвольно развивая библейский сюжет, автор романа рассказал, как проклятые Христом Агасфер и Иродиада вынуждены беспрестанно бродить по всему свету, но один раз в год им надо добраться до Берингова пролива. Достигнув же пролива, они не могут его перейти. Лишь в течение нескольких минут они чудесным образом могут видеть друг друга. Агасфер протягивает руки на встречу Иродиаде, а та – навстречу Агасферу, однако постепенно их изображения тают, затем исчезают, а отягощенные проклятием грешники расходятся в разные стороны и продолжают свой мученический путь.
Первая глава романа открывает каскад удивительных приключений, которые развертываются во всех странах мира. И в этом также можно найти сходство со стилем 47-го президента США, который не перестает удивлять мир. Каждое новое заявление Трампа настолько отличается по теме, направленности и характеру от предыдущего, что люди забывают о том, что он говорил накануне. Почти забылись его заявления о превращении Канады в 51-й штат, покупке Гренландии, захвате Панамского канала. Словно жонглер, он постоянно меняет показатели пошлин, перечисление которых повергает целые страны в панику. При этом, Трамп, как опытный мастер сцены, завораживает аудиторию повторением одних и тех же слов о «великой Америке», «худшем президенте Байдене», фраз о своем профессиональном умении совершать сделки. Последнее решение Трампа встретиться с Путиным на Аляске в очередной раз шокировало его западноевропейских сателлитов.
При этом Трамп не вспоминал, что впервые такое предложение было изложено 83 года назад его предшественником на посту президента Ф.Д. Рузвельтом. В своем послании И.В. Сталину 12 апреля 1942 года президент США писал: «Если дела пойдут хорошо, как мы надеемся, мы с Вами сможем провести несколько дней вместе будущим летом близ нашей общей границы возле Аляски». Предложение Рузвельта представлялась логичным. Почему бы двум руководителям ведущих держав антигитлеровской коалиции не встретиться на общей границе и не обсудить актуальные вопросы?
Через 8 дней Сталин отвечал: «Я не сомневаюсь, что удастся осуществить личную встречу с Вами, которой я придаю большое значение, особенно ввиду стоящих перед нами больших вопросов по организации победы над гитлеризмом».
Однако к лету 1942 года «дела», о которых писал Рузвельт, пошли не так «хорошо»: немецко-фашистские войска в конце июня развернули наступление на Волгу и Кавказ, а англо-американские союзники нарушили свои обязательства открыть второй фронт.
Первая встреча Сталина и Рузвельта состоялась лишь в ноябре 1943 года в Тегеране перед открытием конференции глав трех великих держав в помещении советского посольства в Иране. Потом к идее о встрече на берегах Берингова пролива ни Рузвельт, ни Сталин не возвращались. За всю историю отношений между нашими странами таких встреч вблизи общей границы никогда не проводилось.
Как мы стали соседями
Путь к встрече руководителей двух стран на берегах Берингова пролива начался задолго до того, как сложилась американская нация. Как только европейцы обнаружили, что Колумб не открыл Индию, они стали искать туда дорогу вокруг Америки. Только английская королева Елизавета I субсидировала 4 экспедиции в поисках северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий, а оттуда – в Китай и Индию. Однако эти и другие попытки открыть северо-западный проход терпели неудачи. Порой экипажи судов гибли, попадая в ледовые заторы и умирая от цинги. В течение четырех столетий мореплаватели западноевропейских стран сдавались в борьбе с суровой стихией Арктики.
Искали выход в Тихий океан с востока и русские люди. Еще в княжение Василия III (1503–1533) русский купец и дипломат Дмитрий Герасимов высказал предположение о возможности плавания через Ледовитый океан к Китаю и Индии. В отличие от европейцев, русские люди были лучше подготовлены к пребыванию в Арктике, чем европейцы. Веками учились преодолевать арктический холод и передвигаться среди льдов Северного океана жители русского Поморья. Они оседали по Арктическому побережью и в Сибири. В 1598 году на севере Западной Сибири на реке Таз было создано селение Мангазея, которое превратилось в центр бойкой торговли мехами. Здесь русские, английские и голландский купцы только собольих шкурок за год продавали и покупали более 100 тысяч в год. Тогда Мангазею называли «златокипящей».
За 18 лет до создания Мангазеи, в 1582 году, отряд казаков во главе с Ермаком вторгся в Сибирское ханство и овладел его столицей Кашлыком, подчинявшейся Сибирской орде. Хотя Ермак погиб, попав в засаду в 1585 году, продвижение русских в Сибирь продолжалось. В 1586 году был заложен город Тюмень. Через год рядом с Кашлыком был заложен Тобольск, который вскоре стал центром Сибири. Потом появились Енисейск, Красноярск, Братский острог, Якутск, атаман Василий Колесников со своими казаками достиг Байкала, а купец Ерофей Павлович Хабаров вместе с отрядами казаков совершил походы в Даурию и Бурятию и составил подробный план реки Амур до ее впадения в Охотское море. В 1648 году помор Семен Иванович Дежнев вместе с отрядом казаков отправился в поисках северо-восточного прохода в Тихий океан во главе отряда сибирских казаков. Этот отряд вышел из Нижне-Колымска, поселения, которое к тому времени уже существовало в устье Колымы. Вскоре казачий отряд Дежнева прошел по проливу, названному потом Беринговым, и обошел Чукотский полуостров, на котором много позже появился мыс, получивший его фамилию.
Однако открытие Дежнева не привлекло большого внимания. Даже само существование пролива между Евразией и Америкой подвергалось сомнению. Лишь после экспедиций, совершенных в 40-х годах XVIII века под руководством Витуса Беринга, датчанина, находившегося на службе в Российском Военно-Морском Флоте, пролив был исследован и потом получил имя Беринга. В ходе экспедиций В. Беринга и А. Чирикова в 1726–1741 годах было осуществлено открытие Аляски. В 1732 году Россия объявила Аляску своей землей, а русские мореплаватели прошли от Берингова пролива вдоль северного побережья Аляски. Русские походы на юг от Аляски позволили России даже претендовать на земли нынешнего штата Орегон и обрести колонии в Калифорнии.
Первой очевидной выгодой от покорения земель Сибири, Дальнего Востока, а потом и Аляски стала прибыль от охотничьего промысла. Уже в 1680 году 15% бюджета русского царства формировалась за счет продажи сибирских мехов. Лишь позже стали использовать лесные и подземные богатства этих восточных краев. О существовании золота на Аляске узнали лишь после того, как ее продали. Однако почитаемый нынешними монархистами и либеральной интеллигенцией российский царь Александр II продал в 1867 году Аляску за 7,2 миллиона долларов. (Со времени приобретения Аляски из ее недр было извлечено золота на 400 миллионов долларов. На такую же сумму было добыто и серебра.)
Между тем самая важная выгода от приобретения новых земель на востоке была геостратегическая. Овладев Беринговым проливом, а затем и Аляской, Россия контролировала перекресток сухопутных и водных дорог, ведущих ко всем континентам и океанам Земли. После продажи Аляски она стала лишь совладельцем этого важнейшего в стратегическом отношении края. Но с тех пор наши страны стали соседями.
Что знали русские про американцев?
Но еще задолго от обретения общей границы с США многие русские люди старались узнать о новой стране и его народе. Выводы, к которым они приходили, были неоднозначны. Отдавая должное трудовым усилиям американцев, А.Н. Радищев писал в 1789 году: «Леса бесплодные и горные дебри претворяются в нивы плодоносные и покрываются стовидными произращениями, единой Америке свойственными или удачно в оную переселенными. Везде видна строящая рука делателя, везде кажется вид благосостояния и внешний знак устройства». Однако в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором Радищев заклеймил произвол русских помещиков, писатель не умолчал и про теневые стороны американского общества: «Заклав индейцев… опустошив Америку, утучнив нивы кровию ее природных жителей… злобствующие европейцы, проповедники миролюбия во имя Бога истины, учителя кротости и человеколюбия, к корени яростного убийства завоевателей прививают хладнокровное убийство порабощения приобретением невольников куплею. Сии-то несчастные жертвы знойных берегов Нигера и Сенегала, отринутые от своих домов и семейств, переселенные в неведомые им страны, под тяжким жезлом взирают обильные нивы Америки, трудов их гнушающейся. И мы страну опустошения назовем блаженною страною, где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысяч не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова?»
Говоря о разочаровании образованной Европы в Америке, первоначально вызывавшей всеобщее восхищение, А.С. Пушкин писал: «С изумлением увидели мы демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую – подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort)».
Неоднозначное отношение к Америке и американцам сохранялось и в последующие века. Об этом свидетельствует примечательный обмен мнений, который состоялся в Кремле в начале 1935 года во время обсуждения аварии советского самолета, которым управляли С.А. Леваневский и Г.Ф. Байдуков. По словам Байдукова, «я никогда ни прежде, ни потом не видел таким раздраженным Сталина, хотя не раз встречался с ним. Сталин резко настаивал на том, чтобы мы не мучились, а поехали в Америку и купили там нужную для перелета машину». Тогда слово взял Байдуков, который сказал: «Товарищ Сталин, я считаю, бесполезное дело – ехать в Америку за самолетом». По словам Байдукова, «Сталин разозлился еще больше: «Требую доказательств!» Я впервые видел такого Сталина. Обычно он с нами вел себя ласково, очень вежливо разговаривал. А тут подошел, зеленые глаза, и сапогом два раза по ковру стукнул, мне даже смешно стало… А я знал Сталина: ему раз соврешь, больше с ним встречаться не будешь!»
Тогда Байдуков изложил свои доказательства: «Товарищ Сталин, за два месяца до нашего с Леваневским вылета погиб Вили Пост, величайший летчик мира, одноглазый, который решил с Аляски перелететь до Северного полюса, а с полюса – сесть в устье какой-нибудь сибирской реки. Что, неужели в Америке нет таких самолетов, как АНТ-25? Оказалось – нет. Вили Посту, товарищ Сталин, дали бы самый лучший самолет, если бы он был в американской промышленности! Американцы – такие звонари: если бы у них что-то было, на весь мир бы растрезвонили! На ближайшие четыре-пять лет вы не найдете там самолета с дальностью большей, чем десять тысяч километров, а у нашей машины дальность четырнадцать тысяч километров, она уже существует, и, наверно, можно и дальше ее совершенствовать. Более подходящего самолета для дальнейших перелетов, чем АНТ-25, я не вижу». Аргументы Байдукова подействовали на Сталина. Как вспоминал Байдуков, «впоследствии мы с Чкаловым и Беляковым и экипаж Михаила Михайловича Громова доказали свою правоту».
Из содержания этой дискуссии следовало, что и Сталин, и Байдуков были высокого мнения о возможностях американского производства и мастерстве их летчиков. Однако Сталин не стал осуждать Байдукова, когда тот назвал американцев «звонарями». Такое их качество было уже хорошо известно в нашей стране.
Звездо-полосатые звонари
В своей книге «Жизнь на Миссисипи» Марк Твен напоминал, что в одном из куплетов популярной американской песни «Янки Дудль» утверждалось:
Англичанин разобьет
Двух французов или португальцев;
Янки Дудль подойдет –
Всех троих уложит одним пальцем.
Иронизируя над хвастливым самомнением американцев начала XIX века, Марк Твен писал: «Все гордо размахивали американским флагом, все хвастались, все пыжились. Если верить словам наших горластых предков, наша страна была единственной свободной страной из всех стран, над которыми когда-либо восходило солнце, наша цивилизация – самой высокой из всех цивилизаций; у нас были самые большие просторы, самые большие реки, самое большое все на свете, мы были самым знаменитым народом под луной, глаза всего человечества и всего ангельского сонма были устремлены на нас, наше настоящее было самым блистательным, будущее – самым огромным, – и, в сознании такого величия, мы изо дня в день расхаживали, хорохорясь, рисуясь и важничая, заложив руки под фалды, надвинув шляпу на левый глаз, ища, с кем бы ввязаться в драку…»
На уровне религиозных представлений убежденность в особой роли Америки нашла отражение в появлении ряда влиятельных сект, утверждавших, что Второе пришествие Христа вот-вот состоится на американской земле, и поэтому надо выходить в определенный день в белых одеждах встречать Спасителя (как уверял баптистский проповедник и основатель секты «Адвентистов седьмого дня» У. Миллер). Или же Второе пришествие Христа уже состоялось в Америке (как заявлял основатель церкви Последующих святых, или мормонов, Джозеф Смит). Остальные же церкви ограничивались тем, что каждое воскресенье, как следует из повести Марка Твена о Томе Сойере, молились «за угнетенные народы, стонущие под игом европейских монархов и восточных деспотов», то есть лишены благ американской демократии. На уровне же политической жизни идеи об исключительности Америки были высказаны третьим президентом США Томасом Джефферсоном (1801–1809), который в своем послании конгрессу 4 марта 1801 года называл народ и правительство Соединенных Штатов «лучшей надеждой мира» и «владеющих избранной страной».
В конце 90-х годов один из стальных магнатов США Э. Карнеги опубликовал книгу «Торжествующая демократия», в которой говорилось: «65 миллионов американцев, существующих ныне, могли бы скупить 140 миллионов русских, австрийцев и испанцев или, купив богатую Францию, сохранили бы еще карманные деньги для приобретения Дании, Норвегии, Швейцарии и Греции». Карнеги выражал уверенность в том, что настанет день, когда «500 миллионов, все как один американцы, имеющие одно гражданство, станут господствовать над всем миром ради его же собственного блага». Сенатор Беверидж вторил ему: «Мы должны основать по всему миру торговые посты как пункты распространения американских товаров. Мы должны покрыть океаны нашими торговыми судами. Мы должны выстроить флот, соответствующий нашему величию. Большие самоуправляющиеся колонии, несущие наш флаг и торгующие с нами, вырастут возле наших торговых постов… И американское право, американский порядок, американская цивилизация и американский флаг укрепятся на доселе мрачных, залитых кровью берегах».
29-й президент США Уоррен Гардинг заявлял в начале 20-х годов ХХ века: «Мы, американцы, сделали больше для развития человечества за полтора столетия, чем все народы мира вместе за всю их историю… Да сгинут мечты интернационалистов и большевиков… мы провозглашаем американизм и приветствуем Америку».
Беспредельное зазнайство охватило Америку после того, как они вышли из Второй мировой войны без крупных потерь, разбогатели, а их бомбы уничтожили население Хиросимы и Нагасаки. Известный военный обозреватель Хэнсон Болдуин писал в своей книге «Цена власти»: «Сегодня мы – нация-банкир, нация-кредитор, нация-экспортер, великая морская и воздушная держава, центр сосредоточения мировых коммуникаций. Если Рим в свое время был центром существовавшего тогда мира, то в еще большей степени Вашингтон является центром западного мира в ХХ веке»… «Мы должны взять на себя ответственность крупнейшего акционера в корпорации, известной под наименованием земной шар, – заявил на первом послевоенном съезде Национального совета внешней торговли один из руководителей американского бизнеса Уэлч. Крупнейший банкир и делец, советник всех президентов США, начиная от Вудро Вильсона до Дуайта Эйзенхауэра (исключая лишь Кальвина Кулиджа), Бернард Барух заявлял: «Благодаря могуществу своих вооруженных сил, своему превосходству в области экономики, своим ресурсам и моральной силе, вытекающей из американского образа жизни, Америка в состоянии утвердить свое руководство над миром». Владелец и редактор крупнейших американских журналов Генри Люс объявлял: «ХХ век – это век Америки… первый век, когда Америка является доминирующей мировой силой».
Эти высказывания перекликались и с официальными правительственными декларациями. 27 октября 1945 года Трумэн заявил в своей речи по поводу Дня флота: «Мы являемся величайшей национальной силой на Земле». В апреле 1946 года по случаю Дня армии он говорил: «Соединенные Штаты сегодня сильная держава; нет никого сильнее ее… Это означает, что, обладая такой силой, мы должны принять ответственность. Мы преисполнены решимости оставаться сильными».
Бахвальство перехлестывало через край в сочинениях стратега американской внешней политики Збигнева Бжезинского, восхищавшегося победой США в холодной войне. В 2003 году в своей книге «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство» он писал: «Мировая столица появилась… на берегах реки Потомак в Вашингтоне – первая глобальная столица в мировой истории. Ни Рим, ни древний Пекин – бывшие столицами региональных империй, ни даже викторианский Лондон… не приблизились к тому средоточию глобальной мощи и возможностям принятия решений, которые теперь сосредоточены в нескольких кварталах центральной части Вашингтона».
К сожалению, искаженные представления о месте своей страны в мире зачастую сопровождаются грубым блефом и обманом. Афганцы, бегущие по аэродрому и пытающиеся уцепиться за последний американский самолет, – яркая иллюстрация краха надежд тех, кто поверил в миф о всесилии Америки.
Между островами «Вчера» и «Завтра»
Линия между российским островом Ратманова, или Большим Диомидом, и американским островом Крузенштерна, или Малым Диомидом, – не только государственная граница, но и разделительная черта перемены дат. Новый день начинается на острове Ратманова, а завершается на острове Крузенштерна. Поэтому острова имеют еще такие названия: американский остров называют «Вчера», а российский – «Завтра». Когда я учился в школе и с группой одноклассников посетил Московский планетарий, выступавший перед нами астроном заметил, что американцы живут вчерашним днем, а у нас уже наступает новый день. Мы радостно зааплодировали лектору.
Мы твердо верили тому, что «Завтра будет лучше, чем Вчера».
Тогда мы не задумывались о том, что, в отличие от физического времени, которое движется непрерывно и с одной и той же скоростью (если не считать тех случаев, о которых писал Альберт Эйнштейн), историческое время движется иным способом. Поэтому исторические процессы могут совершать броски вперед, но порой замирать в своем движении или даже двигаться вспять.
К чему приведет первая в мировой истории встреча двух мировых лидеров в уникальном месте планеты? Завершится ли она тем, что память о ней забудется, подобно тому, как растворились в воздухе персонажи романа Эжена Сю? Ведь подобное уже не раз происходило и в реальной международной жизни. Так была разрушена атмосфера сотрудничества во время Второй мировой войны, сменившись холодной войной. Растаял в воздухе «дух Женевы» 1955 года, уничтоженный серией международных кризисов. Под обломками самолета «У-2», которым управлял американский разведчик-пилот Пауэрс, был развеян «дух Кэмп-Дэвида» в 1959 года. Испарился и «дух Хельсинки» 1975 года. Исчезли бесследно бесчисленные «разрядки», «перезагрузки», обещания о нераспространении НАТО на восток.
Или же пребывание возле ключевого перекрестка земных путей, который контролируются участниками встречи на Аляске, поможет им осознать ту огромную ответственность перед всем человечеством и подняться над инерцией ошибочных решений, грузом частных, сиюминутных интересов? Хочется надеяться, что вслед за встречей на земле Вчерашнего Дня произойдет встреча на земле Завтра, а история пойдет по законам физического времени, и тяжелые проблемы человечества и войны останутся в прошлом.
Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ
На фото: Помор Семён Дежнёв, пришедший в середине XVII века на берега Аляски. cultinfo.ru

