Диего родился 30 октября 1960 года и был пятым ребенком в семье рабочего и домохозяйки, причем первыми четырьмя детьми были девочки. В семье Диего любили. «Мама думает, что я лучший, – говорил он в интервью. – А я никогда не перечу матери». Выбор футбола был абсолютно логичным, потому что это самый народный спорт, для него требуется всего лишь ровная площадка и мяч. Играть в футбол Марадона, похоже, начал всего лишь чуть позже, чем научился стоять на ногах. Список спортивных достижений Марадоны, даже с формальной точки зрения, поистине впечатляющий, и только перечисление его наград и достижений займет большую статью. Я упомяну всего лишь о некоторых – по результатам голосования на сайте ФИФА Марадона признан лучшим футболистом ХХ столетия, что, в принципе, равнозначно признанию лучшим футболистом всех времен и народов. Думаю, так оно и есть.
Марадона происходил из бедной семьи, никогда не забывал о своих корнях и с годами все решительнее и четче заявлял о своих левых политических взглядах. Поэтому насколько он испытывал всенародную любовь, настолько же его не любила олигархическая пресса, приписывая ему самые разные недостатки, выпячивая происшествия или проблемы со здоровьем. Многие таблоиды в таком духе описывали даже его смерть, хотя смерть в таком возрасте и даже намного раньше совсем не редкость среди профессиональных спортсменов, из которых капитал выжимает все соки и выкидывает за ненужностью. Представители власти крупного капитала любят повторять: «Искусство вне политики», чтобы выбить из искусства важнейшую гуманистическую составляющую, которая, собственно, и отличает искусство от простого ремесла, или «Спорт вне политики», что смешно особенно, ибо спорт еще в Древней Греции и произошел как замена войнам, и всегда, во все времена, особенно в ХХ веке, спортивные достижения использовались всеми странами для пропаганды своих идей. Капитал исключительно боится, что «властители дум», из какой бы сферы человеческой деятельности они ни были, перейдут на сторону народа.
«Да, я пошел против папы римского. Это случилось потому, что я приехал в Ватикан и увидел крыши из золота. А потом услышал, как папа говорит о том, что церковь беспокоится о бедных детях… Но, черт возьми, продай крышу, сделай хоть что-нибудь!» – говорил в интервью Марадона.
До самой смерти буржуазная пресса вспоминала ему игру рукой на чемпионате мира по футболу в 1986 году, как будто там не было отвратительного судейства, как будто мы не помним, как откровенно засудили нашу сборную СССР с отличным составом, которую считали одним из фаворитов чемпионата, – судья засчитал два гола, которые были забиты в ворота нашей сборной бельгийцами из положения «вне игры». Да, вероятно, Марадона в матче со сборной Англии подыграл рукой, что не заметили судьи. «Это была рука Бога», – говорил он позже. Но он же в той игре забил и второй гол, так называемый «гол столетия» – гол, который также, согласно опросу на сайте ФИФА, был признан лучшим голом в истории проведения чемпионатов мира. Англия проиграла тогда со счетом 2:0, в полуфинале аргентинцы обыграли сборную Бельгии, и оба мяча забил Марадона, а в финале – сборную Германии со счетом 3:2.
Очень важную характеристику тогда дал Марадоне тренер аргентинской сборной, настолько важную, что вы сразу поймете, почему я привожу из нее довольно большой фрагмент: «Марадона – футболист экстра-класса, но он неотделим от коллектива команды. В двух аспектах Марадона неповторим: в трудолюбии и дисциплине. Он постоянно являлся примером для товарищей по команде. Он первым выходил на тренировку и последним ее заканчивал. Он всегда спокоен и терпелив на поле. А главное, капитан сборной Аргентины оказался на удивление самым дисциплинированным игроком в команде. Он отличный товарищ. Его отношения с футболистами, тренерами, обслуживающим персоналом безукоризненны. Марадона не только гений индивидуальной игры. Его яркие выступления на поле не могут затмить блестящих коллективных действий во имя интересов команды. Как у всех больших мастеров, у Марадоны высоко развито чувство понимания партнеров, великолепное искусство паса. При этом даже в самые напряженные моменты матчей, когда от усталости или волнения у кого-то из игроков аргентинской сборной не получалась игра, Марадона ни разу ни словом, ни жестом не показал своего недовольства товарищами».
И в ходе футбольной карьеры, и по ее завершении Диего Марадона устойчиво придерживался левых взглядов. Марадона считал кубинскую медицину лучшей на Американском континенте, поэтому проходил курсы лечения на Кубе. Во время своего пребывания на Острове свободы он познакомился с Фиделем Кастро, с которым в дальнейшем его связывали искренняя дружба и уважение: «Кастро является единственным политиком, которого я уважаю. Он всегда рисковал своей жизнью. Фидель является отцом всех революций, которые предпринимают люди, желая изменить ситуацию и добиться прогресса. Куба не живет роскошно, но там нет голодающих». Марадона сделал татуировку Че Гевары на плече и Фиделя Кастро на ноге – что особенно символично для футболиста. «Благодарю Господа за то, что он привел меня на Кубу, и я мог увидеть плоды трудов Че Гевары. Мой аргентинский герой – я ношу его с собой вытатуированным на плече, но еще глубже – в своем сердце», – говорил Марадона.
Марадона дружил и всячески помогал Даниэлю Ортеге в Никарагуа, Эво Моралесу в Боливии, очень переживал, когда в результате фашистского путча Моралес был свергнут. «Я сожалею о том, что в Боливии был организован переворот. Сочувствую боливийскому народу и Моралесу, хорошему человеку, который всегда работал для простых людей», – написал Диего Марадона на своей странице в сети Instagram, опубликовав свое фото с Эво Моралесом. К счастью, справедливость в Боливии была с триумфом восстановлена еще при жизни Марадоны.
Марадона как мог, изо всех сил поддерживал народ Венесуэлы и его лидеров – сначала Уго Чавеса, а потом Николаса Мадуро. «Я верю в Чавеса, можете называть меня чавистом. Все, что делают Чавес и Кастро, – это лучшее, что только способны сделать современные политики. Я ненавижу все, что приходит из США, все, что с ними связано. Я ненавижу США от всей души!» – говорил он в интервью в 2007 году.
«Для меня является большой честью быть рядом с президентом, который борется за людей, страну и свои идеалы. Я буду рядом с ним до конца своей жизни; всегда слежу за тем, как он защищает свою позицию. Все это просто фантастика», – говорил Диего в интервью 2010 года.
Уже узнав о смерти Марадоны, президент Венесуэлы Николас Мадуро рассказал, как в самые жесткие времена американской блокады Марадона сотрудничал с правительством страны, чтобы доставить продукты питания для населения Венесуэлы. «Николас, я помогу тебе решить эту проблему», – сказал Марадона. «Как всегда, он приехал и помог нам с некоторыми секретными вещами, чтобы принести еду для народа Венесуэлы. Я могу сказать это сегодня», – сообщил Мадуро.
Диего Марадона был из тех светлейших людей, после ухода которых даже в самую солнечную погоду в мире становится чуть темнее. Прощай, футбольный гений! Прощай, наш товарищ, наш друг Диего! Спасибо тебе за все! А мы продолжим борьбу!