Советский Союз вдруг явил миру своего грандиозного тяжелоатлета, совершенно не соответствующего укоренившимся стереотипам насчет того, каким должен быть претендент на статус самого сильного. Интеллектуал, писатель, публицист, политик… И, признаемся, большой друг газеты «Советская Россия», автор многочисленных публикаций в издании. Его имя навечно вошло в историю газеты как человека, в самые тяжкие для страны времена отстаивавшего позицию справедливости, честности, верного идеалам социализма и защиты интересов людей. Власов останется в памяти как вполне успешный литератор, публиковавший очерки, рассказы, повести и серьезные исторические труды – такие, как основанная на дневниках отца-разведчика книга «Особый район Китая», написанная под псевдонимом П.П. Владимиров, а позже как передового политика. Талант Власова оказался еще крупнее, чем можно было предположить в годы его успехов на тяжелоатлетическом помосте.
Сегодня «Советская Россия» в память о человеке-эпохе, каким без сомнения был Юрий Власов, публикует его очерк «Жизненное ядро нации», напечатанный в нашей газете 8 октября 1994 года. Юрий Петрович с большой теплотой и интересом относился к газете. Подтверждением этому вполне служит одно из последних писем коллективу издания, которое прочитаете в конце статьи.
ДЕМОКРАТИЯ у нас в России – это диктатура тех, у кого деньги. А деньги у нас по преимуществу у преступных групп. Так вот: условия власти диктует не народ, а те, у кого деньги. И политика строится на обеспечении интересов тех, у кого эти самые деньги. Порукой тому средства массовой информации, прежде всего телевидение, которое надежно в их руках – в руках денег. Народ тут играет роль куклы… да, пожалуй, не куклы, а ломовой лошади…
Бой за Россию, нападение ее недругов (после социалистического жития мы натужно, с болью приходили в себя) начались в пору, когда мы только принялись искать растоптанную и поруганную веру, искать себя как
единый народ, с надеждой вглядывались в смутные очертания прошлого. Следовало сначала все понять, осмыслить…
Нас не стали ждать, а именно пользуясь нашей культурной и политической неосведомленностью и отравленностью, не переставая подливать все виды отрав, принялись ломать, теперь уже насмерть. Западные «знатоки» России толкуют, будто купили русских «на колготки», за шмотки… В этом, пожалуй, есть своя правда, горькая и стыдная правда. Не следовало десятилетиями держать народ лишь на одной патриотической взведенности. Такой социализм не пройдет…
Победить Россия способна только на новой духовной основе, то есть своей исконно национальной вере, мировоззрении, но возрожденных и существенно обогащенных опытом…
3 ОКТЯБРЯ в телевизионной программе «2×2» демонстрировался бездельно-пошлый фильм. Молодая и вполне обеспеченная особа признавалась нам с экрана», что она с удовольствием поработала бы в борделе, но, к сожалению, люди такое не одобряют… Поток жутких безнравственных фильмов помойной жижей разливается по отечественному телевидению. Ни в одной стране мира я не видел столь сосредоточенной и целенаправленной глупости, такого старательного выворачивания всякого рода извращений и мерзостей отношений. Похоже, наше телевидение и в самом деле не прочь потрудиться в борделе, и в отличие от распутной киногероини это его желание там, наверху, разделяют.
В бытность мою в Греции (меня там пытались осудить разные чиновные подонки от международного спорта за преданность спорту и Родине – не вышло, подавились) я стал свидетелем скандала на телевидении, потрясшем страну. Впервые на экране был развернут полнометражный эротический фильм. Греческое православное духовенство, патриарх поднялись против, с ними – общество.
Был уволен министр, ответственный за такие вот «номера», и уже более никто не осмеливался тешить публику такими забавами. Общество защитило детей и юность от заразы. Наше верховное духовенство почему-то взирает на такие вещи с библейской невозмутимостью, что не может не навевать грустных раздумий, ибо непротивление растлению есть растление. Правительство же откровенно потворствует разложению общества. Мало водки, наркотиков, качают гной и в души…
Кинематограф, литература, живопись, особенно живопись, куда ни брось взгляд, всюду упадок, разложение и очевидное намерение оскотинить человека, испоганить, испакостить душу, опустить в навоз животных побуждений и провального неверия, презрения к жизни. Искусство Запада в основе своей – выродившееся и потому разрушительное своим отрицанием жизни и каким-то органичным для него ядовитым обессиливанием человека. И сия мразь сейчас беспрепятственно (а чаще всего и с поддержкой государства) изливается на головы российских народов.
Все это не случайно, ибо человек с ясным, твердым взглядом на жизнь, человек, осознающий себя человеком, сохраняющий достоинство в любой обстановке, никогда не будет покорной рабочей силой. Искусство современного общества решает одну задачу – держать народ в ярме невежества, искаженного, лживого восприятия истории и действительности, а также поставлять к станку, рабочему месту ограниченное, лишенное самосознания примитивное существо. Отсюда такое преувеличенное значение приобретают инстинкты пола и насилия. Ими общество, его трудовая основа превращаются в совокупность обособленных, грубых, опасных и растленных особей.
И эту задачу решает не только массовое искусство, уже изрядно свихнувшееся от нравственной вседозволенности. С не меньшим успехом оперирует и так называемое элитарное искусство, насквозь пронизанное безверием, безудержным стремлением к обогащению и отказом от гордости, достоинства. Почему государство самоустранилось, почему, скажем, нет наблюдательных советов? Действует же, к примеру, цензура на телевидении и радио в том же Израиле. Конечно, мы живем в России, которую хотят превратить в нечто бесформенное.
В жертву наживе приносится все. Нажива оправдывает все. Нет ни чести, ни любви, ни товарищества, ни долга, ни Отечества, ни народа, ни добра, ни подлости – нет и не может быть ничего вне наживы, барыша. Нечего и говорить, что подобная мораль точит из человека примитивное орудие, и только. Капитализм достиг той стадии, когда мораль его вошла в противоречие с гуманными целями, точнее, самим существованием человечества. Не дорогу в будущее торит это сверхиндустриальное общество, а возводит на пути народов одно препятствие за другим, отравляя людей вседозволенностью желаний, эгоизмом, презрением к жизни и людям, глубоким равнодушием к горю, болям и страданиям. Это растленное и растлевающее общество обрекает человечество не только на муки и вырождение, но и на самоизживание, самоуничтожение. В нем почти нет ничего здорового, оно гнило и преступно по своей сути. Его божество – нажива и подавление одним человеком всех других.
Здесь растление надежней самых прочных цепей, тюрем и ОМОНов приковывает каждого к своему месту. Есть свобода, очень много свободы, но экономическое бесправие превращает ее в ничто. Свобода животного всегда ограничивается миской, которую выставляет хозяин, и к этой свободе нас приучают. Отсюда возникает извечный вопрос: с кем вы, мастера искусства, – с убиением человеческого в людях или с… людьми?
НАША промышленность остановилась. То, что еще «дышит», не в счет по сравнению со всей громадой того, что осталось без жизни. Это являлось первой и генеральной целью приватизации: лишить промышленность государственной помощи, омертвить участие государства в регулировании отношений в экономике и в результате разорить. Изначально был внедрен разрушительнейший принцип: не помогать промышленности в исключительно сложный переходный период, свести помощь к наименьшей. Как тут не разориться, господа реформаторы?..
Теперь ждут вложений из-за кордона, своих капиталов недостает. Надо, чтоб приехали и взялись хозяйствовать, навели порядок, ведь «поле для посевов» готово… Слово «инвестиция» не сходит с уст министров и президента.
Брошены все силы: телевидение, продажные политики всех эпох и народов, в том числе и из патриотического стана, просто различного рода уговариватели; орудуют приезжие бригады по психологической войне, прибывшие из-за кордона, народ захлебывается в водке и телевизионной похабщине; словом, все мыслимые средства брошены на обработку eгo сознания и чувств – лишь бы проскочить пиковый этап порабощения России, только бы не забурлил народ. Как же суетятся радетели народного блага с огромными личными счетами в банках, недвижимостью в России и за границей, все неисчислимое племя кровососов…
Это действительно жутковато. Остановить все гигантское промышленное производство, созданное ценой невероятных усилий и жертв всего парода. А кто его теперь снова запустит?.. Да никто. Кому нужна промышленная Россия; это ведь бред, ее восстановление в этом мире, скрепленном на беспощадности конкуренции и выколачивания предельной выгоды (заметим, не для государства и людей, а лично для себя или горстки людей). Нет, промышленность появится, но чья? Да и уже совсем не такая, какой была и рисуется нам. Нет, не будет мощной индустриальной державы, какой была наша Родина еще буквально вчера. Содеяно преступление над народом. Разрушена экономическая база его бытия, превращенная в чужую иностранную собственность, вовсе не обеспечивающую самостоятельность России, по сути своей враждебная ей.
«Демократическая» пресса и особенно телевидение, однако, полны победного восторга и соответствующих реляций. Это какая-то шизофрения – агонизирует самостоятельная, экономически могучая страна, вместо нее нарождается уродец, нацеленный в лучшем случае на производство разного ширпотреба и распродажу своих сокровищ: сырья, коему нет цены, а пресса и телевидение заходятся восторгом. Вслушайтесь: «по ком звонит колокол». Тяжело и надрывно бьет он, а нам весело. Мы радуемся утрате нами государственной воли, контролю над нашей политикой западного капитала. Возьми он завтра прекрати поставки продуктов и вещей, и мы останемся без еды и одежды – и этому радоваться? Неужели не ясно, что, раз захватив рынки, зарубежный капитал больше их уже никому не уступит, что так и будет теперь на вечные времена. Какая уж тут отечественная промышленность, что за вздор!
И при всем том в одном из докладов наверх (выше не бывает) очень важный чин МВД совсем недавно отмечал с неподдельным недоумением, похожим даже скорее на определенное остолбенение, «невероятную терпеливость народа». Даже они – те, кто представляет, что они натворили со страной и людьми, – поражены. Предполагали, но не это…
КTO СТАЛКИВАЕТСЯ с Россией сейчас, воспринимает ее как одну лишь трагически безнадежную действительность, и только; дальше и глубже этой картины воображение и мысль редко проникают. О ее необъятной самостоятельной культуре и непреоборимой инерции жизни – незыблемо прочных устоях и традициях этой жизни – вспоминают и думают как о нечто таком, что, разрушаясь, уже отпадает в невозвратное прошлое.
Это недопонимание ведет к порочным выводам.
Любые попытки окончательно сломить Россию неизбежно поведут к опасному перекосу в развитии мира, который не обернется гибелью России, но отзовется на судьбе человечества.
Россия одно из мощнейших животворных и производящих начал мира. Выпадение этого одного из существеннейших механизмов земной цивилизации коренным образом изменит ее облик. Умаление ее уже сейчас сказывается общим резким духовным и умственным упадком всего мира.
Вместо изыскания путей наиболее успешного доразрушения России Запад должен искать средства гармоничного сосуществования с Россией. Без осознания великого духовного, умственного и физического потенциала России у мира нет будущего.
Без России мир обречен.
Чем быстрее он это осознает и перестанет вредить делу труднейшего перехода России из одного своего состояния в другое, тем больше выиграет человечество. Мир обречен на признание самодовлеющей роли России.
Россия неповторима и неисчерпаема, как прежде всего не имеющая подобия себе духовная сущность.
Ее ложные шаги в истории определялись не только ее народом, но и потребностью поиска достойного будущего всем человечеством.
Можно растерзать оппозицию, выбить ее лидеров, глумиться над прошлым народа – это только воссоздаст новые трудности для всего человечества, но не изменит духовной сердцевины России, а следовательно и ее самое. В этом смысле Россия неистребима, ибо дух ее, как доказало ее развитие, неодолим.
Никто, ничто и никогда не способно изменить духовный стержень России. Всех, кто возносился над нею, она в конечном итоге перерабатывала на свой лад и ход. Так эволюционировал даже большевизм от непримиримого жестокого учения и практики к первородной христианской сущности народа. Россия несет в себе свой смысл, который имеет первостепенное значение для судеб человечества. Уже одно это предполагает возрождение России, неизбежность возрождения. Бесплодность ее подавления.
Разве дело в коммунистах, патриотах, демократах, монархистах?.. Россия глыбой возвышается над всем этим, все это наносное и слишком мелкое возле ее первородного смысла.
Россия прежде всего означает духовность жизни, отрицание упрощенного, утробно-материального смысла бытия, что и преломляется в ее ни на что не похожую историю. Россия в одиночестве остается у истоков нравственного бытия. Это биение пульса России отчетливо ощущается на всем последнем отрезке духовного становления человечества.
Если Россия сейчас бьется в судорогах болезни – это результат столкновения между духовным и материально-животным началами бытия.
Неужели это так сложно понять?
Неужели не ясно, что человечество обречено на путях животного, примитивного устройства жизни, сугубо материального развития; его удел тогда тупик и всё, что сопутствует тупику: разложение, утрата высших ценностей, погружение в цивилизацию инстинктов и организованной бездуховности и вырождения?
Именно поэтому Россия и не поддается реформаторам. Дух народа нельзя реформировать, а сейчас пытаются сломать, изменить, извратить дух народа. Не большая земля, не ракеты, но люди не поддаются – это, кажется, начинает светить в сознании реформаторов как у нас, так и на «всезнающем» Западе. Когда ухватят эту мысль окончательно, избудут и муки России. Мы сможем строить жизнь на свой лад и ход, без того выламывания костей и глумлений, которые несут с собой реформы, насильственно навязываемые нам.
Весь патриотизм, вся национальная жизнь лишены смысла без службы народу, простым людям, как раз и составляющим национальный костяк, то есть жизненную основу народа.
Патриотизм «земля ради земли» и «небо ради неба» не имеет смысла без тех людей, которые населяют эти просторы. Это значит, что патриотизм понятие мертвое без людей, основу же их сообщества, основу народа составляют прежде всего простые люди, люди труда, к ним можно причислить и мелких собственников. Без служения интересам этих людей нет патриотизма (сам патриотизм в таком случае будет представлять мертвое, схоластическое понятие), ибо эти люди составляют жизненное ядро нации.
Всегда и во веки веков – народ!
8 октября 1994 года
***
Народная газета – моя газета
Последние годы я писал для газет достаточно много. Это дает мне возможность судить о нашей оппозиционной печати профессионально. Три газеты возглавляют ее: «Советская Россия», «Правда» и «День». Именно эти издания последовательно отстаивают государственные интересы России во всех направлениях как внутренней, так и внешней жизни.
Среди этих газет «Советская Россия» выделяется своей безусловной преданностью народу. Недаром на эту газету один за другим обрушивались судебные процессы по искам Министерства печати господина Федотова. Это никак не повлияло на позицию редакции «Советская Россия». Даже не заставило смягчить ее тон.
Именно на страницах «Советской России» мы узнали неповторимое и воистину огненное слово митрополита Иоанна.
Именно выступления «Советской России» по ряду вопросов сделали невозможными многие тяжко-позорные дела правящего режима.
Газета преданно служит народу, отстаивая его интересы. Ее последние выступления с беспощадными разоблачениями преступной клики Шеварднадзе в Абхазии еще раз доказывают, что понятия страха, расчета, личной корысти для этой газеты не существуют, если речь идет о жизнях людей.
Искреннее страдание за каждого человека – суть печатных строк «Советской России», любимой газеты нашего народа.
Юрий ВЛАСОВ
____________
Из почты
Творящая сила
Может ли быть атлет великим? Ученый, писатель – понятно. А атлет?
Но если атлет меняет представление человека (и человечества) о своих возможностях, иначе как великим его не назовёшь: именно в такой роли выступил Ю. Власов, поднявший в толчке на римской Олимпиаде 202,5 кг: считалось, что костная система человека не может выдержать нагрузку, превышающую два центнера.
Тем более, Власов тренировался, наращивая силу, без повсеместных теперь анаболических стероидов; больше того – впоследствии боролся с использованием оных.
Потом он скажет, что карьера атлета была нужна ему, чтобы спокойно заниматься литературным творчеством.
Оно загорится ярко и многообразно.
Л. Кассиль, благословивший Власова, увидел тонкость и точность в его ранних рассказах, повествовавших иногда о спорте, но в большей мере о жизни вообще, имея в виду широту этого феномена.
Рассказы были сделаны сильно, крепко, люди, нарисованные в них, вставали со страниц, чтобы принять участие в общечеловеческой, длящейся века мистерии…
«Справедливость силы» исследовала взаимоотношения человека со спортом, трактуя силу как необходимую умную составляющую человеческого бытия; книга забирала вглубь и давала много ответвлений: Власов писал о себе в не меньшей мере, чем об истории, и собственный его опыт ярко пересекался с нею.
А далее было углубление в историю.
Трехтомник «Огненный крест» определен автором как историческая исповедь и создан так, будто писатель сам был участником событий, огненным столпом завихривших историю России.
Власов выступает как пристрастный аналитик и как художник, пишущий крупными мазками кладущий слои повествования в монументальное литературное полотно.
Власов писал множество публицистических статей, темпераментно встроенных в тогдашний паноптикум российской реальности.
Власов прошел свой особый путь, оставил впечатляющий след на земле. Это особенно зримо на фоне всё более мельчающих его современников.
Александр БАЛТИН
_________________