Говорят, что каждая эпоха имеет свое лицо, свой емкий образ, в котором концентрируется или все светлое, что в ней было, или — напротив. Но человеческая память — добрая память — имеет свойство отсеивать плохое и оставлять только то, что памяти достойно. Лицо Вячеслава Тихонова можно было бы назвать лицом России второй половины XX века. Были, разумеется и другие актерские лица — Евстигнеева, Папанова, Ефремова, лицо Шукшина... Однако почему-то именно лицо Вячеслава Васильевича Тихонова всплывает как символ тех непростых времен...
Вот он — молодой, горячий сельский парень — тракторист Матвей Морозов («Дело было в Пенькове»), вот он — уже с сединой в висках — школьный учитель Мельников в фильме «Доживем до понедельника», прототипов его нетрудно вспомнить тем, кто учился в те времена, — таких вот еще молодых учителей, с недавней контузией или с тяжелыми ранениями на фронте, с особенными глазами людей, познавших цену жизни. Вот он — блестящий князь Андрей Болконский, и вновь с той глубиной в глазах, которая выдает человека если еще не снискавшего, то ищущего мудрости, — разве мог кто-нибудь сравниться с ним в этой роли, тем более в холодных иностранных версиях русского шедевра, хотя и отечественные снобы, изображая из себя знатоков русской классики, брюзжали по поводу того, князь он или не князь. А он был подлинный князь в высшем, благородным смысле этого слова, хотя и родился в небольшом городке — Павловском Посаде, и отец его был механиком на ткацкой фабрике, а мать воспитателем в детском саду. И сам Вячеслав с 13 лет прошел рабочий путь — ремесленное училище, военный завод...
Тайну притягательности своего таланта, удивительной его глубины со множественностью подтекстов раскрыл сам Тихонов: «Какие бы роли я ни играл, все 50 лет работы в театре и в кино я всегда сражался за Родину». И это признание чрезвычайно важно, потому-то действительно одной из самых пронзительных работ Тихонова является образ Стрельцова — контуженного, заикающегося, скромного, смиренного и незаметного героя фильма Шукшина. И в этой своей незаметности — непобедимого, способного все вынести, все претерпеть ради святой цели, сохранив при том чистоту и доброту русского сердца.
Екатерина ДОМБРОВСКАЯ.
1975 год. В роли Стрельцова в фильме «Они сражались за Родину».
2008 год. В роли Человека с нимбом. На съемках фильма «Андерсен. Фантазия на тему».