— Анатолий Евгеньевич! Объявлена дата выборов в Госдуму. Но, разумеется, все партии, включая КПРФ, начали готовиться к избирательной кампании заблаговременно. В каком состоянии подготовка к выборам в парторганизации Новосибирской области?
— Если взять по 5-балльной шкале, то мы сейчас готовы на четверку. В ходе местных выборов в марте с.г. нам удалось отработать практически все элементы предвыборной работы, прежде всего организационные и информационно-аналитические.
Важнейшее значение на данном этапе имеет агитационная работа. Для этого у нас создана неплохая база. Областная газета «За народную власть» выходит еженедельно тиражом в 10 ты-сяч экземпляров, а спецвыпуски — до 150 ты-
сяч. У нас очень неплохая страница в Интернете kprfnsk.ru — там по 500—600 посещений в день. Регулярно готовим спецвыпуски «Правда» в Западной Сибири».
Что касается дел организационных, то мы отработали методику контроля за голосованием. Дело очень важное. Ведь поддержка КПРФ в области растет. Это показывают и наши собственные социологические исследования, и опросы общественного мнения, которые проводят наши соперники. Однако мало провести энергичную предвыборную кампанию — надо ещё и защитить итоги выборов. Я подчёркиваю: не просто проконтролировать, а именно защитить.
— И как же вы собираетесь это делать в условиях жёсткого административного давления?
— Тут есть несколько элементов. Прежде всего, мы добиваемся наполнения всех избирательных комиссий нашими сторонниками. Особенно молодёжью, студентами. По возможности, имеющими юридические знания. Ведь, помимо всего прочего, пожилым людям трудно неустанно следить за обстановкой на избирательном участке по 18 часов. А ныне только зазеваешься-отвлечёшься, власти сразу схимичат. Молодёжь на этот счёт более цепкая.
Во-вторых, мы организуем параллельный подсчёт голосов. Каждый райком (это как минимум!) имеет рабочее место с компьютером и выходом в Интернет. Есть соответствующая программа, которая автоматически производит подсчёт голосов. Так что наша задача — получить копии протоколов, передать данные по мобильному телефону и немедленно ввести их в компьютер. Мы опробовали эту систему на мартовских выборах, и она показала себя весьма эффективной. Мы обрабатывали данные быстрее, чем областной избирком.
По нашей информации, дело доходило до того, что областные власти следили за подсчётом голосов не по данным облизбиркома, а по цифрам, которые появлялись на нашей странице в Интернете. И поскольку эти данные тут же выкладывались на нашу страницу, то возможности для манипуляций заметно снижались. Разумеется, власти придумывают все новые способы манипуляций — мошенники на выдумки горазды. Но достоинство нашей программы в том, что она позволяет выявлять нарушения даже на отдельных участках.
В-третьих, мы организовали мобильные группы, которые в течение дня объезжают все избирательные участки. В их состав входят, как правило, юрист с полномочиями контролировать действия избирательной комиссии, корреспондент и оператор с телекамерой. Это очень эффективная форма контроля.
Вот такой комплексный подход позволяет в немалой мере защитить полученные нами голоса избирателей. Одновременно система сбора и обработки информации позволяет и быстро принимать решения, реагировать на возникающие проблемы.
— Дело идет к предвыборному съезду КПРФ. Как вы готовитесь к нему?
— В середине лета, как раз между севом и уборкой урожая, провели областную партконференцию, избрали делегатов на съезд, внесли предложения по нашим кандидатурам в партийный избирательный список. Затем мы провели съезд народных депутатов Сибири. Там были не только депутаты-коммунисты, но и независимые патриотически настроенные депутаты. Ведь наша задача — расширить опору КПРФ, ибо мы защищаем интересы самого широкого круга трудящихся.
— А что, по вашему мнению, сами избиратели ставят в центр своих интересов?
— В первую очередь, конечно, социальные вопросы. Это совершенно неудовлетворительный минимальный размер оплаты труда. На этот МРОТ выжить практически невозможно. Нужно его резко повышать. Затем людей, и это вполне очевидно, интересуют манёвры властей вокруг пенсий. Сильно затрагивают избирателей непрерывно растущие цены на услуги ЖКХ. Ведь это Сибирь, здесь тепло и свет, крыша над головой имеют особое значение. Людей волнует то, что власти уклоняются от капитального ремонта жилья. Этот вопрос затрагивает практически всех.
Есть и специфические сибирские проблемы. Например, защита районного коэффициента. У нас он — 1,25. Власти попытались было этот коэффициент отменить. Но движение в его защиту приобрело очень широкий размах. И не только у нас, но и в соседних областях. Ибо эта тема затрагивает десятки тысяч людей. Особенно тех пенсионеров, кто работал на Крайнем Севере, а потом переселился в нашу область.
Нашей крупной задачей является защита науки — академической и отраслевой. Ведь у нас расположены институты Сибирского отделения РАН, сельскохозяйственной и медицинской академий. Их финансирование — ниже всякого минимума. Положение отраслевой науки ещё хуже. А ведь у нас сеть институтов, работающих на военно-промышленный комплекс. Но самое тяжёлое положение — на селе. Оно просто вымирает.
Вот эти проблемы будут для нас первоочередными в нынешней избирательной кампании, позицию партии по этим проблемам мы хотели бы видеть в предвыборной платформе КПРФ.
— Как ведут себя оппоненты — многоголовая партия власти — «Единая Россия» — «Справедливая Россия» — ЛДПР?
— Что касается «единороссов», то у них вся ставка — на административный ресурс. Были у них коллизии, связанные с борьбой за власть между группой А.Карелина и областной администрацией. Однако местное начальство оттеснило Карелина и его команду, и ныне администрация области обладает всеми властными рычагами. В правящую партию загоняют чуть ли не поголовно всех работников бюджетной сферы — от директора предприятия или института до уборщицы. Дело доходит до фарса — на областном съезде учителей вручают партбилеты «Единой России». И попробуй откажись! Руководителям школ спускают план приёма в правящую партию и жёстко давят, добиваясь выполнения этого плана.
В этом их сила, в этом же — их слабость! Ведь тайное голосование пока никто ещё не отменял. А люди плюются от такой насильственной «партизации». Пружину «принудиловки» затягивают до предела, рано или поздно она сорвётся.
У «справороссов» ситуация хуже. С административным ресурсом у них не столь богато, как у «единороссов», но их тоже раздирают внутренние скандалы. Группа членов руководства областной организации выступила против местного лидера партии. Так их по указанию из Москвы всех исключили. А бывший лидер новосибирского отделения партии «Родина» (которая вошла в «Справедливую Россию») ушёл к «единороссам». Вот и судите сами — сильно ли отличаются эти партии, если их лидеры запросто перебегают туда-сюда.
Кстати, избирательную кампанию «Справедливой России» в Новосибирской области вообще ведёт наёмная рекламная фирма из Петербурга, которая совершенно не считается с местной организацией «единороссов».
Разумеется, все эти скандалы и метания производят гнетущее впечатление на избирателей. Если поначалу, при появлении «Справедливой России», часть нашей интеллигенции была настроена поддержать её, то потом, посмотрев на происходящее, люди разочаровались. Их вся эта подковёрная возня отталкивает.
Что касается ЛДПР, то их местную парторганизацию давно и прочно подмяла под себя областная администрация. Они слушаются не Жириновского, а местное начальство. На правом же фланге — сплошная пустыня.
Есть у нас ещё и довольно активная Аграрная партия (ведь область — сельскохозяйственная). Но переход Н.М.Харитонова прочно на позиции КПРФ будет иметь весомые последствия. Агробароны, которые контролируют АПР, недовольны, а рядовые крестьяне одобряют его поступок, ибо Харитонов давно и прочно ассоциируется в умах людей с КПРФ.
Так что начинающаяся избирательная кампания будет непростой, но мы готовимся основательно.
Беседовал В.ТЕТЁКИН.