ТРИЛЛИОНЫ ПОД КАТКОМ РАЗРУХИ

Тут ответ и на животрепещущий вопрос, куда подевались деньги для убывающего в связи с вымиранием народа его почетного собрания пенсионеров.
Приглашаем к обстоятельному расследованию противоестественного бедствия в нашем богатейшем прекрасном крае.

Апофеоз надругательства

В сентябре 2015 г. во втором городе Башкирии Стерлитамаке открыли стелу – памятник работникам знаменитого треста «Стерлитамакстрой». Установили ее повторно, с боем. В 2006–2010 гг. имущество крупнейшей в республике строительной организации было продано с молотка местной коммерческой компании. Мощные здания, машины, механизмы… всего за 5 миллионов рублей. Тысячи работников никто и не спросил, всех – за ворота. Властям надо было зашивать очередную дыру в бюджете, а на людей, историю города и его будущее им было глубоко наплевать.
Рожденный в грозном 1941 г. коллектив треста «Стерлитамакстрой» создал здесь все крупнейшие промышленные предприятия: содовый завод, завод синтетического каучука, химзавод, станкостроительный, завод высокоточных станков, кожевенно-обувной комбинат, швейную фабрику, пивоваренный завод, производство по выпуску тяжелых трубоукладчиков на заводе строительных машин, крупный машиностроительный завод, ТЭЦ. Его не зря называли «Трест, который построил город». Общая численность в тресте составляла почти 12 тысяч человек. В 1971 г. коллектив награжден орденом Октябрьской Революции, 225 работников – орденами и медалями. Ордена Ленина были удостоены 12 человек! Именем их руководителя Георгия Ивановича Водолаженко названа улица Стерлитамака. И вот такой замечательный промышленный объект в одночасье ликвидирован.
Апофеозом надругательства стал демонтаж стелы на проспекте Ленина, установленной в честь строителей. Новый «собственник» цинично заявил: «Я купил не памятник, а землю». На защиту стелы выступили ветераны, молодежь, все горожане. Вышли на митинги, писали во все инстанции. И добились! Власти города решили восстановить стелу – правда, на другом месте. Реставрацией памятника руководил Василий Ядренников, который почти 20 лет возглавлял «Стерлитамакстрой». Он и другие ветераны защитили монумент от бульдозеров.
А трест защитить не удалось. Сейчас от него осталась лишь пара управлений с сотней-другой работников, способных не завод, а разве что жилой дом возвести.
И такой трест в Башкирии был не один, существовал целый главк – Главбашстрой. Сейчас все они влачат жалкое существование за счет средств несчастных дольщиков. Заводы новой власти не нужны!

Каток разрухи

Двадцать шесть лет вместо строительства вытворяют разрушение. Гайдары, чубайсы, грефы поставили задачу уничтожить промышленность страны, сократить население. Для обжорства нравственно гнилых «хозяев» жизни не нужны научные специалисты, инженеры, рабочие. Только прислуга. А остальное, мол, купим на Западе, куда триллионами выводят деньги из России.
Вот и в Стерлитамаке ненужными оказались завод высокоточных станков, машиностроительный завод. Буквально на днях убит завод «Строймаш», самый крупный производитель сваебойного и копрового оборудования в России и СНГ. Чудом, несмотря на все попытки банкротств и разбойных захватов, уцелел пока уникальный станкостроительный завод, хотя количество выпускаемых им станков сократилось в разы.
Одними из первых пали Стерлитамакский кожевенно-обувной комбинат и швейная фабрика.
Такова же судьба почти всех предприятий легкой промышленности республики. Это преступление перед народом Башкирии! В конце 80-х годов советское государство вложило огромные средства в модернизацию Башкирского обувного комбината в Уфе, Уфимской швейной фабрики имени 8 Марта, швейной фирмы «Мир». Установили передовое оборудование.
Ныне оно распродано по дешевке или выброшено из окон.
Такая же участь постигла фабрики в Туймазах, Белорецке, Бирске. Тысячи женщин остались без работы! Последний в этом печальном ряду – Башкирский текстильный комбинат в селе Нижнетроицкое Белебеевского района – его имущество выставили на торги в мае этого года.
Теперь на месте этих производственных корпусов раскинулись привольно торговые ряды. Только вот покупателей в них можно по пальцам пересчитать, у народа нет денег.

Барыги у руля

После расчленения Советского Союза Башкортостан оказался в более сносном положении, чем другие регионы России. Республика богата природными ресурсами, были крупнейшие заводы по добыче и переработке нефти, предприятия химической промышленности, машиностроения, горнодобывающей и металлургической промышленности, газового хозяйства.
И это не спасло. У власти оказались барыги, ни профессионально, ни нравственно не способные отвечать на вызовы времени. Республика лишилась нефтехимического комплекса, крупнейшего в Европе. Вследствие преступных махинаций в течение ряда лет его нещадно эксплуатировали частники, которые вывели из республики миллиарды долларов. Лишь недавно он частично перешел в федеральную собственность.
От «Башнефти», куда в настоящее время входят не только нефтедобывающие предприятия, но и заводы по переработке черного золота, республика получает теперь лишь часть прибыли, не самую большую.
А вот стерлитамакские нефтехимические предприятия уже давно отданы в частные руки. Со скандалом несколько лет назад республика продала и свою часть акций крупнейшего в мире производства соды. Полученные от продажи деньги давно истрачены, а Башкирия лишилась стратегического производственного объекта. Вытираем слезы, что хотя бы физически эти заводы – наследство советской власти – не уничтожены и обеспечивают тысячи жителей республики работой и средствами для содержания их семей.
Правда, не все. За последние два года власти в ударном темпе расправились с Уфимским заводом технических и резиновых изделий. Слишком уж в хорошем месте, по мнению нуворишей, он оказался. Здесь планируется строительство рая для толстосумов. Уже вовсю собирают дань с уфимцев и въехавшие в корпуса завода международные торговые сети. Да и «Башкирская содовая компания», в которой работают более 9 тысяч человек, из-за ложных решений главы республики может вскоре прекратить свое существование вследствие отсутствия сырья.

На обломках оборонки

Не менее печальна судьба машиностроительного комплекса, в том числе и оборонки. Уфимское моторостроительное объединение известно во всем мире. Сюда и сейчас возят все правительственные и зарубежные делегации. Завод продолжает выпускать уникальные двигатели для боевых самолетов. Однако за время насаждения капитализма численность его персонала на треть уменьшилась. В советское время было создано производство автомобильных двигателей на передовой технологической базе. Вслед за уничтожением Автозавода имени Ленинского Комсомола в Москве такая же участь постигла и его уфимских поставщиков двигателей.
В Уфе из оборонки более-менее на плаву объединение «Гидравлика». Но беда: нет квалифицированных рабочих кадров – ведь система профессионально-технических училищ «за ненадобностью» была практически ликвидирована.
Но в худшем положении все же объединения «Прогресс» и агрегатное, где о былой мощи напоминают лишь серые корпуса цехов, занимающие целые кварталы. Производственный персонал «эффективные» московские дельцы жестко сокращают, доведя до мелкого утреннего ручейка к проходной. Многие здания «Прогресса» уже приспособлены в лакейские.
Прямо-таки сердце кровью обливается, когда глядишь на останки когда-то могучего Завода телефонной аппаратуры имени Кирова. Как памятник экономического произвола и тупости замер сегодня огромный, зияющий пустыми глазницами корпус на берегу Белой, в сотне метров от здания правительства Башкирии. Остальные корпуса снесены или переданы министерствам и ведомствам, учебным заведениям, в том числе частным. Перед открытием в 2014 г. в Уфе заседания Шанхайской организации сотрудничества этот последний труп был стыдливо накрыт пленкой с нарисованными окнами. Не государство, а балаган с Петрушкой!
Такая же участь постигла и самое передовое для своего времени предприятие электронной промышленности, поистине город в городе – Уфимское приборостроительное объединение, работавшее на космос и авиацию. Из гражданских товаров была знаменита выпускаемая здесь электробритва «Агидель», которую один из космонавтов взял с собой на орбиту.
Тогда не было отбоя от желающих устроиться на работу, коллектив насчитывал более 17 тысяч специалистов. Сейчас в гигантских корпусах гуляет ветер, а некоторые площади заняли чиновники. Персонал флагмана электронной современности урезали до тысячи двухсот человек, что чуть больше коллектива цеха в советскую эпоху. А какая 30 лет назад здесь была социально-бытовая роскошь! Все продали или погубили прихватизаторы.
Мы рассказали только о нескольких крупных предприятиях, жертвах бесчеловечных «реформ». Но ведь счет их только в нашей республике идет даже не на сотни, а на тысячи. Вот скорбный список, который представили в республиканский комитет КПРФ активисты нескольких городов Башкирии. В нем рядом с названием предприятия указаны численность коллектива и год ликвидации предприятия:
* Октябрьский завод низковольтной аппаратуры, более 2 тыс., 2010 г.;
* Октябрьская обувная фабрика, 2000 чел., 2008 г.;
* Октябрьская швейная фабрика, 3500 чел., 2004 г.;
* на Белорецком металлургическом комбинате численность сократилась с 25 тыс. до 5 тыс. чел.;
* Белорецкий завод «Металлист», 200 чел., 1999 г.;
* Туканские рудники, 1000 чел., 1998 г.;
* Белорецкий завод железобетонных изделий, 300 чел., 2004 г.;
* Белорецкие леспромхозы, 4000 чел.;
* АО «Башкируголь», 6000 чел., 
1990-е г.;
* Кумертауский машиностроительный завод «Искра», 2014 г.;
* Строительные тресты города Кумертау, 9000 чел., 1990-е г.;
* Уфимское издательство «Башкортостан», 2018 г.;
* Уфимский завод горного оборудования;
* Ишимбайское управление буровых работ, 4000 чел., 2008 г.;
* Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод, 350 чел.;
* Ишимбайский машиностроительный завод, 2016 г. – долги по зарплате за два года перед 250 работниками;
* Ишимбайская дорожно-строительная контора, 1997 г.;
* Ишимбайский экспериментально-механический завод;
* Туймазинский фарфоровый завод, 750 чел., 2003 г.;
* Туймазинский завод медицинского стекла, 2500 чел., 2013 г.;
* Ишимбайский завод тяжелого машиностроения выпускает два агрегата в год вместо 700 в советское время;
* Хлопкопрядильный комбинат в Нефтекамске;
* Завод «Башсельмаш» в Нефтекамске, 800 работников, 1990-е гг.;
* Туймазинский фарфоровый завод, 750 чел., 2003 г.;
* Туймазинский завод медицинского стекла, 2500 чел., 2013 г.;
* Туймазинская фабрика нетканых материалов;
* Туймазинское управление буровых работ, 2400 чел., 2008 г.;
* Салаватский оптико-механический завод, 3000 чел., 1990-е гг.

Как видим, половина промышленных предприятий уничтожена уже в 2000-е гг. под словоизвержения об удвоении «валового внутреннего продукта» и 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест. И погром продолжается.
А всего только с 2005 по 2017 г. в республике было подвергнуто банкротству 82 063 юридических лиц! Причем чем больше власти всех уровней кричат о поддержке бизнеса, тем больше производство чахнет. В 2005 г. в небытие ушли около четырех тысяч организаций всех форм собственности, а в 2017-м уже почти десять тысяч! Немало среди них производственных предприятий, которые появились уже в новое время.

Рубят на взлете

Злонамеренно навязанный стране экономический хаос под ширмой капиталистического «свободного рынка» не способствует росту производительных сил по определению. За все эти годы в промышленности и других отраслях производства республики не появилось ни одного крупного предпринимателя общероссийского уровня. Всем подрубали крылья еще на взлете.
Например, в конце 90-х–начале 2000-х в Уфе быстро стала расти «Первая сантехническая компания». Двое друзей начали с аренды комнаты в жилом доме, а к моменту разгрома имели уже предприятие с собственным производством дефицитных труб и персоналом в 3000 человек. Такой компанией гордиться бы! Нo вследствие государственного разбоя – рейдерства молодые предприниматели вновь оказались через некоторое время в маленькой комнатке. Во властных кабинетах решили сэкономить и не платить компании за выполненные работы. Взамен расчетов за крупный объект натравили на сантехников налоговиков, и они быстренько разорили предприятие. Целая дивизия работников осталась без зарплаты, а чиновник, опекавший-охмурявший строительный объект, получил орден за усердие.
Такой же прием был два года назад применен и на уровне правительства Башкирии.
В июне 2016 г. в Уфе состоялся пикет «Мы против банкротства крупнейшего строительного предприятия Башкирии с государственным участием ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан». Участниками акции выступили представители порядка 100 крупных и малых строительных предприятий. Они работали по заказам Дирекции капитального строительства. Под гарантии Фонда жилищного строительства, обещания правительства республики. В итоге оказались без денег и на грани разорения. А власти срочно стали искусственно возбуждать банкротство дирекции, выводить из-под его юрисдикции крупные активы.
В прошлом году началась работа по «оздоровлению» еще двух современных предприятий, в свое время не сходивших с экранов телевизоров: крупной фирмы по производству мяса индейки в Мелеузовском районе и российско-китайского предприятия «Ишсталь» по производству арматуры для строительства из металлолома. Фирма занимала третье место в России по производству индюшатины, и буквально за год скатилась с 700 тыс. птиц до 45 тыс., стала внезапно убыточной и признана банкротом. Ишимбайское предприятие, по данным председателя правительства Р. Марданова, с 10 миллиардами рублей инвестиций и тысячью рабочих мест входило в список стратегических, но тоже внезапно объявлено банкротом и из списка исчезло.
Пора менять власть
От погрома страдают прежде всего работники исчезнувших фирм и предприятий.
Сегодня в Башкортостане, по данным Гострудинспекции, больше девяти тысяч человек не получили зарплату на сумму 380 миллионов рублей. А есть еще свыше 100 предприятий-банкротов, в том числе муниципальных, общая задолженность которых по зарплате составляет более 330 миллионов рублей. Люди, работавшие там, уже отчаялись когда-либо получить положенное.
Вот Октябрьский завод «Автоприбор», долг которого перед сотрудниками с 2015 г. составляет более 23 миллионов рублей. Несколько раз вопрос выносился на уровень главы республики, руководитель предприятия давал обещания рассчитаться с людьми. И что? На данный момент конкурсное производство завершено. А вопрос так и не решен.
Только убаюкивающие речи профсоюзных лидеров остановили коллектив от перекрытия федеральной трассы. Но под ударами люди приходят к выводу, что пора не дороги перегораживать, а менять власть, которая не способна обеспечить их работой и защитить от паразитизма господ-миллиардеров, произвола чиновников-взяточников, мошенников всех мастей. Вот уже почти тридцать лет они терзают страну, грабят ее экономику и теперь решили отнять у всех ветеранов труда пенсии и на этом объявить их разбогатевшими долгожителями.

Другие материалы номера