Белое солнце Афгана

Советско-афганский дружественный договор был подписан в Москве 28 февраля 1921 года. Обе стороны обязались признавать и уважать независимость друг друга. Этот первый равноправный договор независимого Афганистана укрепил его международное положение. Соблюдая нейтралитет, Афганистан не принимал участия ни в Первой, ни во Второй мировых войнах, несмотря на сильное давление Германии.
Наши отношения с Афганистаном в ходе всей советской истории были, без преувеличения, хорошими.
27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством группы офицеров, членов Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) и организации «Объединенный фронт коммунистов Афганистана» (ОФКА), произошла революция. В Афганистане ее назвали Саурской, или – Апрельской.
30 апреля 1978 года СССР признал Демократическую Республику Афганистан. Новую республику признали и США. Революция свершилась в период тяжелого наследия прошлого. Государство словно замерло на стадии феодализма. Основное население проживало в сельской местности и было безграмотно, рабочего класса практически не было. Власть находилась в руках феодалов, племенных вождей и мулл. В стране были достаточно крупные племена, которые на протяжении сотен лет не подчинялись никакой власти и жили по своим законам.
Лучшие представители афганской общественности долгое время пытались найти выход из сложившейся в стране ситуации.
В НДПА было две фракции: «Парчам» («Знамя») – официальное название «НДПА – авангард всех трудящихся» и «Хальк» («Народ») – «НДПА – авангард рабочего класса». Социальный и национальный состав фракций «Хальк» и «Парчам» был различным. Халькисты – выходцы из малообеспеченных полупролетарских и трудовых слоев общества, а парчманисты – выходцы из имущих классов и слоев общества. 
Но острая внутриполитическая обстановка в стране заставила обе фракции в 1977 году поднять вопрос о единстве и ускорила организационное воссоединение партий.
Апрельская революция дала крестьянам землю и воду, но не смогла в многонациональной стране без решения главной объединяющей задачи решить огромное количество проблем. Еще В.И. Ленин и партия большевиков делали упор на то, что революция должна сама себя защищать. Но эта точка зрения в Афганистане претерпела изменения не в лучшую сторону. После прихода к власти Амина и убийства им Тараки в Советском Союзе было принято решение резко не разрывать отношения с Афганистаном.
Но в октябре-ноябре 1979 года стали поступать данные о том, что Амин изучает возможность определенной переориентации своей политики прежде всего на США.
Патриотические силы в НДПА, как из числа парчманистов, так и халькистов, стали проявлять всё больше тревоги за судьбу национально-демократического движения. Готовясь к столкновениям с контрреволюцией, руководители Демократической Республики Афганистан рассчитывали на прямую помощь СССР.
Партийные лидеры Афганистана слали в Москву призыв за призывом о вводе советских войск в Афганистан. На заседаниях политбюро ЦК КПСС этот вопрос поднимался несколько раз. Обсуждение обстановки в ДРА и споры о вводе наших войск были долгими. 
Начальник Генерального штаба СССР Н.В. Агарков был против ввода войск в дружественную нам страну. Его поддерживали генералы С.Ф. Ахромеев, И.Г. Павловский, В.И. Варенников. Но в то же время советское руководство считало, что Афганистан в такой ситуации может попасть как в сферу влияния США, так и оказаться под влиянием радикальных исламистов (талибов). Что и произошло на самом деле после вывода советских войск из ДРА. И мир на землю Афганистана так и не пришел. Но этому ни одна ведущая держава мира, а также и Российская Федерация значения не придают. Как никто не осуждает ввод военного контингента стран НАТО в эту страну. В однополярном капиталистическом мире это обычная практика.
Руководством СССР учитывалось также и стратегическое значение Афганистана, обусловленное его географическим положением у наших южных границ.

***

В начале декабря 1979 года на авиабазу Баграм (ДРА) был переброшен отряд специального назначения Главного разведывательного управления. Отряд был внедрен в систему охраны дворца Тадж-Бек – резиденции Х. Амина. Основной целью батальона было прикрытие запланированного штурма.
25 декабря 1979 года СССР ввел в Афганистан ограниченный контингент войск. Это было блестяще спланированное и выполненное боевое действие широкого масштаба в горных условиях, зимой, на обледенелой извилистой дороге с почти непроходимым в это время года перевалом Саланг. Солдаты и офицеры проявили в этих непростых для них условиях прекрасную выучку и умение действовать в реальных боевых условиях.
Операция по взятию дворца Тадж-Бек, получившая название «Шторм 333», 27 декабря 1979 года фактически была первой акцией, которую осуществили наши войска и спецподразделения КГБ СССР – «Зенит», «Гром» и группа «А» («Альфа»), мусульманский батальон, десантники 345-го парашютно-десантного полка и противотанковый взвод. Дворец охраняли 2,5 тысячи афганских солдат.
Под руководством полковника КГБ Григория Бояринова было около 700 человек. Штурм дворца начался около 19 часов и продолжался 45 минут. В ходе штурма Х. Амин и двое его сыновей погибли. Афганцы понесли боевые потери около 350 человек, с советской стороны потери составили 11 человек, погиб и полковник Бояринов. Одновременно со взятием дворца Амина силами 345-го десантного полка в Кабуле были захвачены здания МВД, службы Государственной безопасности, Генеральный штаб, узел связи и другие стратегически важные объекты.
Высшим государственным и партийным лидером Афганистана стал Бабрак Кармаль, имевший популярность у значительной части афганских партийцев. При новом лидере НДПА к февралю 1980 года завершился ввод основного контингента советских войск.

***

Ввод советских войск на территорию Афганистана был воспринят населением, особенно бедняками, солдатами армии ДРА и в том числе женщинами и детьми тепло и без всякой враждебности. Народ ДРА надеялся, что наши войска помогут покончить с кровопролитием, принесут в страну мир и спокойствие.
С первых же дней войска стали подвергаться обстрелам со стороны отрядов вооруженной оппозиции и вынуждены были вести ответные боевые действия.
Советское руководство не планировало и не предусматривало ведение активных боевых действий в Афганистане. Но после ввода советских войск в страну Соединенные Штаты, их союзники, некоторые арабские государства открыто заявили о своей поддержке оппозиции и оказании ей помощи. Эта помощь оказывалась и раньше, но теперь она значительно выросла, и Советский Союз оказался втянутым в затяжную кровопролитную войну. 
Решение СССР о вводе ограниченного контингента войск в Афганистан можно считать правильным решением, а можно считать политической и военной ошибкой. Но ясно и четко можно сказать, что не будь вмешательства США и других стран, которые воевали против 40-й Армии и Армии Афганистана, события в этой стране не были бы такими трагическими.
Да, нам пришлось вести в ДРА полномасштабные боевые действия и нести человеческие потери. Но это была война, наши солдаты и офицеры выполняли военную присягу. С честью, мужеством и достоинством они исполняли свой интернациональный долг. С каждым годом бои принимали всё более ожесточенный характер. На середину восьмидесятых годов пришелся самый пик военных действий. Советские войска оставались главной силой в противоборстве с вооруженной оппозицией.
Советские солдаты и офицеры прошли героический путь по дорогам Афганистана. Не жалея себя, спасали товарищей и командиров, воевали до последнего вздоха и погибали, как подобает мужчине и воину. Спасали афганских детей и учителей из школ, подожженных моджахедами, разминировали поля и дороги от французских, итальянских, американских, английских и китайских мин. Советские солдаты не были оккупантами в Афганистане. Оккупанты не строят больницы, школы, не привозят воду, продукты питания и одежду населению, а мы это делали и делали на совесть.

Нет рода войск в Советской Армии, который бы не отличился в ДРА. Черные от пыли и загара и с белозубыми улыбками танкисты и водители бронемашин, суровые и веселые летчики и вертолетчики, дерзкая и серьезная десантура, саперы, водители, мотопехота, артиллеристы и зенитчики, трубопрокладчики и связисты, все оставили свой героический след в этой далекой стране.
Врачи и хирурги творили чудеса, спасая от смерти тысячи раненых. Русские женщины – медицинские сестры, придавали силы мужчинам. 
Перед войсками 40-й армии стояла задача оказать интернациональную помощь дружественному афганскому народу в стабилизации обстановки в стране и отражении агрессии извне. И эти задачи советские солдаты и офицеры выполнили с честью.
Боевые действия велись в сложных условиях – в горах, в пустыне, при высоких и низких температурах, при недостатке воды и пищи, кислородном голодании. Советские войска несли потери, на чужой горящей земле погибали наши дети, отцы и братья. Сколько материнских слез было пролито над могилами наших детей. Многие из молодых воинов, погибших в Афганистане, были единственными у своих родителей. Сегодня можно встретить «людей», которые считают наши потери заниженными. Им очень хочется, чтобы счет погибшим нашим солдатам шел на десятки тысяч, а не на истинное число погибших. Это варвары и человеконенавистники, которые рядятся в одежды правдоискателей. 
Мы мужественно сражались на этой войне и мужественно умирали, и никто, кроме нас, не может давать оценку этой войне. И мы презираем и академика Сахарова, и поддержавший его Съезд народных депутатов, которые в 1989 году осудили эту войну и воинов-интернационалистов. 
Ваших сыновей на этой войне не было, а среди тех, кто голосовал за решение «о моральном и политическом осуждении», были те, кто посылал чужих сыновей на эту войну и не осуждал ввод войск в Афганистан. 
Есть один неоспоримый факт, говорящий о том, что мы воевали честно, мужественно и героически. Число погибших офицеров, прапорщиков и сержантов равно числу погибших рядовых. Советский командир шел впереди своих солдат и первым принимал огонь на себя. Наши войска возвращались уже в другую страну – с непонятной перестройкой, с антиалкогольной реформой, с диким кооперативным движением, в хаос речей политиканов и в зарождающийся капитализм. Из Афганистана мы уходили без всяких условий под словоблудие М.С. Горбачева и его окружения с их низкими и мерзкими поклонами мировому жандарму – США и его союзникам. Забывая о чести, о павших, пропавших и плененных братьях. 

***

Теперь об одном сражении в ту афганскую войну

…Ведем сраженье, 
но уходят силы,
Живых всё меньше, 
шансы неравны,
Знай, Родина, 
тебе не изменили
Твои в беду попавшие сыны.

26 апреля 1985 года потомки героев Великой Отечественной войны, плененные и без оружия, приняли бой, ставший одним из легендарных событий афганской войны. Пакистан к этому времени уже стал главной базой афганских моджахедов и в лагерях по подготовке боевиков содержались советские военнопленные. Они содержались в жутких условиях, при воздействии идеологической обработки пленных склоняли к принятию ислама и измене Родине, но такие случаи в Бадабере (Пакистан) неизвестны. К концу апреля в лагере находилось около 40 афганских и 14 советских военнопленных. Сигналом к восстанию послужили действия советского солдата, который смог разоружить охранника, в то время, когда вся охрана лагеря отправилась совершать вечерний намаз в 21.00.
Группа советских солдат захватила арсенал, вооружилась, заготовила боеприпасы к спаренной зенитной установке и пулемету ДШК. Советские солдаты заняли ключевые точки и вступили в неравный бой.
По тревоге были подняты все моджахеды Бадабера вместе с инструкторами из США, Пакистана и Египта, а части 11-го армейского корпуса вооруженных сил Пакистана взяли лагерь в тройное кольцо. В воздух была поднята авиация. На предложение сдаться воины ответили отказом, и завязался ожесточенный бой, продолжавшийся всю ночь. 
Но все их попытки взять штурмом позиции восставших потерпели поражение. Получив отказ о сдаче, лидер моджахедов Бурхануддин Раббани бросил на восставших все имеющиеся силы. Последовали залповые обстрелы «Градами», были задействованы танки и самолеты Пакистана. Согласно данным радиоразведки 40-й армии, по восставшим был нанесен бомбовый удар, который попал в склад с боеприпасами. Есть версия, что советские солдаты сами взорвали склад, не желая сдаваться в плен. Очень много жизней спасли наши воины, подняв восстание и уничтожив арсенал в 10 километрах от границы с Афганистаном. 
Бой закончился около 8 часов утра, когда арсенал взлетел на воздух, фактически разрушив весь лагерь. Троих раненых советских воинов моджахеды забросали гранатами у глинобитной стены.
По данным советской разведки в бою погибло до 120 моджахедов, до 90 военнослужащих армии Пакистана, 6 армейских военных инструкторов и 13 членов пакистанских властей.
В Пакистане материалы были засекречены, Исламабад боялся осложнений с Советским Союзом. Но новое советское руководство во главе с М.С. Горбачевым на эти события отреагировали крайне сдержанно.
Среди советских солдат, воевавших в Афганистане, героический подвиг братьев по оружию передавался из уст в уста. По сей день список участников восстания в Бадабере является неточным.
Чтобы исключить подобное, последовал приказ лидера Исламской партии Афганистана в Пакистане Гульбеддина Хекматияра: «Русских в плен не брать». В дальнейшем из-за успешных советских рейдов и боев этот трусливый приказ был отменен.
И что бы ни писала, ни говорила и ни показывала в своих дерьмовых фильмах, унижающих ратное достоинство советского воина-интернационалиста, современная буржуазная «культура», участники войны – настоящие герои, лучшие и славные представители наших народов.

***

Воины-афганцы не просят возносить их до небес, но ни оболгать, ни унижать их мы, ветераны, никогда не позволяли и не позволим!
Прошло уже 30 лет с окончания той далекой войны. Болят и ноют по ночам солдатские раны, болит нога, оторванная в скалах. Стареют мать и отец, и седина покрыла волосы вдовы. И сын, и дочь уже взрослей тебя. 
А по ночам снится черная лента серпантина в афганских горах, трассеры над головой, горящие черным огнем «наливники», злая, ведущая огонь по тебе «зеленка», падающие вертолеты и друзья-товарищи.
Тридцать лет потребовалось стране, которую защищал воин-интернационалист, задуматься о том, как жить дальше и что говорить и обещать, и что сказать потомкам о нашей той войне.
В конце прошлого года коммунист Н. Харитонов в Государственной думе поднял вопрос о пересмотре решения Съезда народных депутатов СССР за подписью М.С. Горбачева о моральном и политическом осуждении войны в Афганистане. Какое решение примет Российская Федерация, неизвестно, но уже отчеканены медали в честь 30-летия вывода Советских войск из Афганистана, а 5 лет назад уже торжественно вручала награды страна – Российская Федерация. А кому? Завоевателям или героям? 
История и время всё расставят на свои места.

г. Гатчина, 
Ленинградская обл.

Другие материалы номера