Конституционный суд признал не соответствующим Основному закону пункт 2 статьи 264 Уголовного кодекса РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), предусматривающий слишком лояльное отношение к нарушителям ПДД. Если, например, виновник ДТП сбежал с места происшествия и не прошел проверку на наличие алкоголя или наркотиков в его крови, то данное отягчающее обстоятельство не будет учтено в будущем приговоре. По действующему законодательству водитель, сбежавший с места ДТП, в котором никто не погиб, всего лишь лишается прав на вождение транспортного средства на 1–1,5 года или арестовывается на 15 суток и штрафуется на сумму причиненного ущерба. Арест с отбыванием наказания несет тот, кто совершил ДТП и уехал с места происшествия, в котором были погибшие или сильно пострадавшие люди. Срок заключения назначает судья, но без учета состояния, в котором находился виновный.
КС предложил при вынесении приговора «беглецам» считать, что они были нетрезвыми, а это автоматически ведет к увеличению срока лишения свободы. Эта мера, по мнению КС, судей и работников МВД, стала крайне необходимой, так как в последние годы на дорогах уже не просто возросло количество аварий, а усилились жестокость, грубость, бесчеловечность. Многие мчащиеся на крутых иномарках, в том числе и в городе, совершив наезд, норовят скрыться с места ДТП, чтобы избежать ответственности, и даже не обращают внимания на тех, кто пострадал от их лихачества. Еще лет 20 назад мало кто позволял себе уехать, не оказав помощи пострадавшему. А теперь такое явление становится чуть ли не нормой.
«Никто не застрахован от столкновений на дорогах, от несчастных случаев, но надо же вести себя в соответствии с нормами морали и гуманизма. Попали в ДТП – не имеете права покидать это место, вы обязаны вызвать скорую помощь получившим травмы, вызвать Госавтоинспекцию… Бывает же, что на дороге, кроме вас, и нет больше никого, и жизнь человека, оставшегося лежать на дороге, полностью зависит от вашего милосердия…» – поучали друг друга депутаты.
А статистика между тем неутешительна: в РФ около 300 тыс. человек оставляют место ДТП ежегодно. Бывает, что автомобилист, сбив человека, не останавливаясь, на бешеной скорости уносится дальше, оставив жертву без внимания. Возможно, пострадавший, получив своевременную помощь, мог бы выжить, но его лишает такого шанса убийца за рулем.
В обновленном законодательстве предусматривается 9 лет лишения свободы для водителей, совершивших ДТП и сбежавших, оставив без помощи тяжело пострадавших или погибших. В случае менее серьезных травм – наказание ограничивается 4 годами лишения свободы. Госдума поддержала принятие в первом чтении этого варианта поправок в УК.
Но депутаты – коммунисты и справроссы, высказались за более суровые меры. Они предлагали ввести 20-летнее заключение для тех, кто игнорирует правила дорожного движения, кто не щадит жизни людей, кто пренебрегает человеческой моралью и чувством гуманности. Думская оппозиция предлагала также конфисковывать автомобили «гонщиков». «Если у этих лиц не осталось ни совести, ни уважения к людям, то пусть их останавливает хотя бы страх перед суровостью закона и неотвратимостью наказания за совершенное злодеяние», – подчеркивали коммунисты.
Но представитель правительства замминистра внутренних дел Игорь Зубов и единороссы не поддержали такие строгости. Они понимают, кому придется чаще всего отвечать за преступления на дорогах. Сегодня, пожалуй, нет ни одного региона РФ, где представители местной элиты не были замешаны в ДТП с последствиями разной степени тяжести. Народец из этой среды как раз норовит хоть сбежать, хоть отмазаться любыми способами, но только бы избежать личной ответственности. Виновные из элиты нередко взваливают вину за аварию на пострадавших, на погибших под колесами их авто, а то и на ребенка, якобы «пьяного». Эта часть общества, отдалившаяся от народа по материальному признаку и получившая в свои руки немалые властные полномочия, считает, что законы для них не указ, что они могут проигнорировать всё, что им не нравится.
Но думское меньшинство не настроено отступать и готово дополнить УК поправками, ужесточающими наказание виновных за беспредел на дорогах.