Речь идет о «Национальной забаве». Я не оговорилась. Нет. Именно не о национальном проекте или программе, не о национальной идее, а о Забаве, на которую не выдан патент, не оформлено авторское свидетельство, но она есть. И название ей – «КИДАЛОВО», или, как говорят люди, «КИДНЯК». Немного режет слух, но зато отражает суть.
Итак, первое «Кидалово» произошло, когда обгайдарили всю страну и все население при одобрении действий либералов бывшим президентом страны Ельциным. Может быть, поэтому сторонники его реформ и политики решили открыть в Москве Ельцин-центр, а в региональных музеях – его филиалы, в которых, наверное, будут экспозиции, посвященные изъятию накоплений советских граждан, а может, будет и дорожная карта «прихватизации» государственной собственности по Чубайсу. Этот позор допустить нельзя.
Наверное, некоторые думают, что люди забыли, как в одночасье они стали нищими. Они по-прежнему задают вопросы: «Где наши вклады, страховые накопления, облигации?» Как сказала одна женщина – живу назло государству, чтобы дождаться справедливости и возвращения своих вкладов. А государство, которое стало правопреемником Российской Федерации, видимо, решило ничего не отдавать. И тянется эта проблема аж с прошлого века. Мы к ней в Госдуме периодически возвращаемся, задаем вопросы Минфину, Центробанку. Ответы витиеваты, но смысл один – «денег нет», и, может быть, когда-нибудь отдадим тем, кто доживет до светлого дня.
Потом в стране «отмавродили» доверчивых, поняв, что граждане легко идут на призыв помочь себе, помочь стране. Да, действительно, наши люди в булочную на такси редко ездят, но привыкли верить тому, что пишут в газетах, что звучит с телеэкранов. Реклама простого работяги Лени Голубкова тронула всех. Как не поверить? Это потом уже, когда суд присудил Мавроди штраф в размере 10 тыс. рублей и ничего не конфисковал у него, для того чтобы компенсировать обманутым их вклады, люди поняли, что «кидалово» было похоже на сговор.
А дальше в государстве прилагательное «обманутые» добавлялось к любой категории граждан, и мы уже смогли получить новые группы: обманутые вкладчики, обманутые дольщики, обманутые заемщики, обманутые потребители, обманутые пациенты, абитуриенты и студенты, обманутые пенсионеры. И это далеко не исчерпывающий перечень обманутых.
Такое впечатление, что главный лозунг в стране – «Не обманешь, не проживешь».
Обманутые заемщики. Кредиторы. Это почти все граждане нашей необъятной Родины. Объем кредитов населения составил 12,8 трлн рублей, а каждый гражданин страны взял кредит в размере 87 тыс. рублей, включая младенца.
Люди порой берут деньги в банке, чтобы отдать в другой банк. Банки жируют, граждане «истощаются». Быстрые деньги, с моей точки зрения, это просто ОПГ. Эти «точки» как грибы растут на каждом перекрестке, им выделяют лучшие в городе места, чтобы никто не смог проскочить мимо и обязательно заглянул на огонек. С ними плотно сотрудничают коллекторы, на которых обратили внимание и правоохранители, и законодатели лишь тогда, когда общение с ними приводило к летальным исходам граждан. Отрадно, что Госдума внесла поправки в Закон о потребительском кредите, защитив россиян от непомерных накруток банков и микрофинансовых организаций. Но это произошло лишь через 5 лет.
Обманутые дольщики. Г.А. Зюганов называл цифру: около 150 тыс. обманутых дольщиков постигла участь остаться без квартиры и без денег. А если брать вместе с членами семьи, то это уже почти полмиллиона. Я тоже попала в эту категорию.
Занимаясь этим вопросом на протяжении многих лет, в том числе и в рамках комиссий, я поражаюсь тому несусветному количеству схем обходов законов, которые принимаются и на федеральном, и на региональных уровнях. Правовые пробелы в них всегда использовали в своих интересах нечистые на руку люди. Более того, на мой взгляд, ни одна из существующих и вновь изобретенных схем не сработала бы, если бы застройщик-мошенник был одиночкой. Ведь кто-то ставил подписи под разрешающими строительство документами, кто-то выдавал кредиты по поддельным документам, кто-то регистрировал сделки по копиям документов, и перечень можно продолжать.
Добросовестные приобретатели: одни взяли кредиты и теперь выплачивают их за свою мечту о жилье, которое в Москве иногда называют апартаментами, другие вложили материнский капитал, теперь оставив детей без жилья, третьи продали старое жилье в надежде въехать в новое – все эти первые, пятые и десятые наказаны, а все «кто-то» остались при должностях, погонах и влачат безбедное житие. Страховые компании, получив 55 млрд рублей, выплатили по страховым случаям лишь 1 млрд. А где остальные деньги? А может, страховым компаниям деньги вложить в строительство проблемных домов? Давайте, коллеги, подумаем с вами и внесем законодательные инициативы, чтобы страховщики страховали не только свои интересы, но и карманы граждан, и не только на бумаге.
Может, пора и правительству, и нам подумать о создании федеральной целевой программы, направленной на решение проблем обманутых дольщиков? Мы с коллегами по фракции уже внесли предложения в адрес соответствующих министерств.
Но кроме нечистых на руку «строителей» (в кавычках), есть еще и проблемные банки.
«Саморегулируемые организации в строительстве собрали 90 миллиардов, из которых 40 потеряно, потому что их разместили на счетах проблемных банков», – об этом сказал спикер Госдумы В.В. Володин.
Поэтому плавно переходим к проблеме обманутых вкладчиков. Насоздавали банков. Центробанк выдал лицензии, должен был отслеживать ситуацию. Да, у нас есть законодательно защищенные Агентством по страхованию вкладов суммы (до 1 млн 400 тыс. рублей). Но если банк по какой-то причине не внес данные о вкладе в единую систему страхования, не отразил это в своей бухгалтерии, то АСВ (Агентство по страхованию вкладов) может отказать в выплате. Да, Центральный банк почистил банковскую систему. Очень часто приходится наблюдать картину, когда основные активы банков оказывались выведенными еще до отзыва лицензии и прихода внешнего управляющего. И все это приводит к тому, что страдают вкладчики. Власть почему-то старается помочь банкам, а банки не спешат помочь вкладчикам, будь то физическое или юридическое лицо.
Обманутые пайщики – это те, кто, услышав очередной посыл президента, что необходимо совместными усилиями поднимать село, потребкооперацию, понесли свои деньги в кооперативы. Теперь тоже остались у разбитого корыта. И никто «Народному кредиту» не может пояснить, где и кто совершил ошибку и почему опять наказали граждан.
Зачастую можно услышать мнение, что долевое строительство, денежные вклады в банки, в фонды, в том числе пенсионный, страхование и т.д. – это риски. В чем-то можно согласиться. Но именно мы должны принимать такие законы, чтобы минимизировать риски для наших граждан и максимально усиливать ответственность исполнителей и наказание для мошенников. В условиях махрового капитализма чувствительным наказанием является денежное, эквивалентное нанесенному ущербу, умноженному на коэффициент тяжести преступления. Думаю, граждане будут нам благодарны, если мы примем поправку в Уголовный кодекс, связанную с конфискацией имущества за экономические преступления. Об этом давно говорят и правоохранительные, и надзирающие органы, а граждане не просто говорят, они требуют.
Не могу обойти своим вниманием категорию обманутых пенсионеров, которые достигли пенсионного возраста, но пенсию получить уже не могут, как и коэффициент инфляции для работающих пенсионеров и накопительную часть пенсии. Это отдельная тема для разговора.
Скажу лишь о гражданах, которым за 70 и 80 лет. Как-то они услышали речь президента страны В.В. Путина, который сказал, что граждане, которым за 80 лет, будут освобождены от платы за капитальный ремонт, а те, кому за 70 лет, – будут платить половину взноса. Логика есть. Во-первых, это уважение к этой категории граждан, которые отстроили наше государство, во-вторых, без обиды, многие из них живут в домах, которые старше их. Люди, конечно же, поверили президенту. Но на местах решили – пусть ветераны побегают за теми возмещениями, которые им, может быть, отдадут после оплаты неоказанной услуги. Добегут ли? Но инфаркты и инсульты их уже догнали.
Думаю, что нужно в Государственной думе создать подразделение, которое отслеживало бы ситуацию, проводило мониторинг исполнения законов, которые касаются больших социальных групп, и вносило предложения по изменению ситуации, а на основании их данных депутаты готовили бы поправки в действующее законодательство, не дожидаясь социальных взрывов.
Самым важным, самым больным вопросом для государства на сегодняшний день является вопрос доверия граждан к институтам власти. Как вы думаете, ОБМАНУТЫЕ доверяют теперь государству? Вряд ли. Считают ли они себя защищенными от действий современных, алчных до наживы котов Базилио и лис Алис? Скорее НЕТ, чем да. Я, например, не встречала избирателей, которые бы просили в срочном, первоочередном порядке принять закон о самозанятых гражданах или рекламе пива, об уничтожении МУПов и создании мусорной проблемы, закон Клишаса или закон о повышении возраста выхода на пенсию, как и строительство Ельцин-центров.
А вот обманутых много. Мы должны вернуть доверие граждан к власти. Это сложно, но возможно!