Однако сомнений за очередной год президентства Путина прибавилось. Причем прежде всего – у самих россиян, в том числе у тех, кто внес свой вклад в его триумфальную победу на выборах. Ракеты вроде бы, слава богу, летают, обеспечивая России внешнюю безопасность. Но как быть с обманутыми ожиданиями, с новой волной бедности, с равнодушием и хамством к народу со стороны власти всех уровней?
Очевидно, что главной целью нынешнего Послания являлась необходимость перебить эту тенденцию в настроениях людей, обнадежить их в реальности обещаний. А потому на сей раз ракеты и международная тема упоминались лишь мельком, а президент выступал в роли не мирового стратега, а управителя департаментов соцзащиты, которому надо отвлечь внимание «креативными проектами» от реальных дыр и прорех.
Что же мы услышали? Вот лишь несколько тезисов Владимира Путина.
«Время спрессовано, я говорил об этом многократно, вы это все прекрасно знаете. Его запаса, запаса времени, на раскачку, на дальнейшие утряски и увязки просто нет. Вообще, мы этот период, считаю, прошли – формирования задач и инструментов достижения целей. И абсолютно недопустимо отступать от намеченных рубежей. Да, они сложны, эти задачи. Но снижать планку конкретных ориентиров, размывать их – нельзя. Они сложные, как я уже сказал, эти задачи, требуют больших усилий с нашей стороны. Но они отвечают масштабу и скорости перемен в мире. Мы обязаны двигаться только вперед, постоянно набирая темп этого движения. Если же кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти. Я уже слышу, что «там нельзя», «здесь слишком сложно», «там слишком высокая планка», «не получится». С такими настроениями лучше к снаряду не подходить».
Очевидно, планку держать призывают рядовых россиян: а она и впрямь все выше и недоступнее: пенсионный возраст, цены, тарифы – всё взлетает. У правительства чиновников девиз другой: «Денег нет, но вы держитесь!» А президент все пытается вдохновить «брать планку».
«Людей, кроме того, не обманешь. Они остро чувствуют лицемерие, неуважение к себе и любую несправедливость. Их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка. Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. И не когда-нибудь, а сейчас. Мы не должны повторять ошибок прошлых десятилетий и ждать пришествия коммунизма».
Какой там коммунизм, от властей граждане получают ныне лишь новые поборы и «оптимизации». Так что обман и лицемерие, когда тот же президент сначала дает слово, а потом забирает его обратно, люди и впрямь чувствуют все острее. Вот только законные механизмы смены такой власти для них все менее доступны, как, например, показали прошлогодние выборы.
«Благодаря многолетнему общему труду и достигнутым результатам сейчас мы можем направить и сконцентрировать на целях развития колоссальные, во всяком случае для нашей страны колоссальные, финансовые ресурсы. Нам их никто не подарил. Мы не взяли их взаймы. Эти средства заработаны миллионами наших граждан – всей страной. Ими нужно распорядиться так, чтобы приумножить богатство России и благополучие российских семей».
А почему же в реальности всё наоборот? Президент, правительство, единороссовская Госдума только и делают, что экономят на социалке. Куда же деваются эти колоссальные ресурсы, заработанные нашим трудом? На помощь страдающим от санкций олигархам или в зарубежные офшоры?
«Доходы российских семей, безусловно, должны расти. Это серьезная, комплексная задача…Но нужны и решения прямого действия. И прежде всего должна быть снижена налоговая нагрузка на семью. Принцип должен быть очень простой: больше детей – меньше налог. Предлагаю увеличить федеральную льготу по налогу на недвижимое имущество для многодетных семей. Дополнительно освободить от налога: по 5 квадратных метров в квартире и по 7 квадратных метров в доме на каждого ребенка».
А как быть семьям, у которых вообще нет собственного жилья и перспектив его приобретения? Да и те же постоянно растущие тарифы ЖКХ ежемесячно покрывают годовую «экономию» на налогах.
«С учетом устойчивости и стабильности макроэкономической ситуации в стране, роста доходов государства считаю возможным ввести дополнительную меру поддержки семей, где рождается третий и последующий ребенок. А именно напрямую из федерального бюджета оплатить, погасить за такую семью 450 тысяч рублей из ее ипотечного кредита. При этом предлагаю запустить эту меру, что называется, задним числом – с 1 января 2019 года, пересчитать и предусмотреть для этого средства в бюджете текущего года. Посмотрите, что у нас получится. Если сложить с материнским капиталом, который также можно направлять на погашение ипотеки, получается более 900 тысяч рублей. Во многих регионах это существенная часть стоимости квартиры».
Скажем, в Екатеринбурге на 900 тысяч можно купить примерно 15 кв. метров жилой площади. Маловато для многодетной семьи.
«До конца 2020 года медицинская помощь должна стать доступной во всех, я хочу это подчеркнуть, именно во всех без исключения населенных пунктах России, для всех граждан, где бы они ни жили. Для справки хочу сказать, что уже за 2019–2020 годы должно быть построено и, надеюсь, будет построено и модернизировано еще 1590 врачебных амбулаторий и фельдшерских пунктов».
Да ведь и самых обычных поликлиник – «не бережливых» – в стране с каждым днем все меньше, особенно в сельской местности. Весьма странная у властей стратегия: одной рукой, видимо, для отчета по указам да посланиям открывают одно медучреждение, а другой – реализуя планы по «оптимизации», уничтожают вдесятеро больше.
«Люди проявляют все более высокие требования к вопросам экологической безопасности. И, пожалуй, самая болезненная тема – это ситуация с коммунальными отходами… С этого года регионы начали переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Но если все сведется к росту платы за вывоз мусора – это не работа, а профанация. Люди должны видеть, за что они платят немалые деньги и какие реальные изменения происходят. Нужно навести порядок в этой сфере, избавиться от мутных структур, которые не несут никакой ответственности, а только получают сверхприбыли, сваливая мусор где и как придется».
Совсем недавно Госдума голосами возглавляемой премьером «ЕР» как раз приняла «мусорную реформу», вся суть которой сводится только к повышению сборов с граждан. У президента этот закон никаких возражений не вызвал.
«Могу вас проинформировать, это приятная, хорошая информация. Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства, он у нас очень небольшой, так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния. Поэтому я обращаюсь к тем коллегам, которые постоянно критиковали правительство, финансовый, экономический блок: где деньги, куда мы их вкладываем? У нас есть задача – дорастить до определенного уровня и потом потихоньку, потихоньку использовать это, не раскачивая макроэкономическую ситуацию. Мы сейчас к этому подошли, мы начинаем это делать. Эти доходы от размещения поступают в федеральный бюджет. Совокупный доход от размещения средств ФНБ, зачисленный в бюджет 2018 года, составил 70,5 миллиарда рублей».
И опять все тот же недоуменный вопрос: куда деваются эти несметные миллиарды, если россияне живут все беднее. Отечественное производство не развивается, на пенсии денег нет?
«В России сейчас формируется колоссальный гарантированный спрос на промышленную и высокотехнологичную продукцию. И это без преувеличения. Вот я хочу прямо употребить это слово. Исторические возможности для качественного роста российского бизнеса, для машино- и станкостроения, микроэлектроники, IT-индустрии, для других отраслей. Только в рамках национальных проектов планируются закупки медицинского, строительного оборудования, приборов, средств телекоммуникаций, систем для ЖКХ и транспорта объемом порядка (вдумайтесь) 6 триллионов рублей. И эти ресурсы должны работать здесь, в России».
«Закупки»? А у кого будут покупать эти станки и медоборудование, если высокотехнологичное производство и станкостроение в стране угроблены? Судя по всему, опять у «западных партнеров», обкладывающих нас санкциями.
«Поручаю правительству сформировать максимально комфортные условия для частных инвестиций в технологические стартапы, нацелить на их поддержку институты развития. А парламентариев прошу оперативно принять законы, приоритетные для создания правовой среды новой, цифровой экономики, которые позволят заключать гражданские сделки и привлекать финансирование с использованием цифровых технологий, развивать электронную торговлю и сервисы».
При этом государственные вложения в науку и высокие технологии – и без того мизерные – сокращаются. Так что «цифровая экономика» если и состоится, окажется заемной.
«Наше естественное преимущество (я думаю, что все с этим согласятся) – это огромные природные возможности, их нужно использовать для наращивания производства именно экологически чистой продукции. Поручаю правительству создать защищенный бренд отечественной чистой, зеленой продукции, он должен подтверждать, что в ее производстве используются только безопасные для здоровья человека технологии, заслужить гарантии высокого качества и на внутреннем, и на внешнем рынке. На внешнем пойдет все влет, уверяю вас, там ничего чистого вообще не осталось, за границей».
Знаменательное признание – и не менее знаменательное прожектерство! С учетом того, что большинство продуктов питания в России – импортные, то есть те самые, вредные для здоровья. А на затоваренном рынке продовольствия за рубежом Россию никто не ждет – напротив, и из Европы, и из Азии сбывают, что похуже.
«Правительство предлагает серьезно пересмотреть правовую базу контрольно-надзорной деятельности. Это, безусловно, правильно, это нужно всячески поддержать. Но считаю, что этого даже мало. Надо пойти на более радикальные шаги. Давайте действительно подведем черту и с 1 января 2021 года прекратим действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственных региональных приказов, писем и инструкций. За оставшиеся два года (два года есть впереди) при участии делового сообщества нужно обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, остальные – сдать в архив».
Не совсем понятно, почему, возмущаясь количеством лишних нормативных актов, президент ссылался на «времена Очакова и покорения Крыма», Грибоедова и советскую власть. Совсем недавно в Госдуме с гордостью отчитались в принятии восьмитысячного закона. А сколько наплодили подзаконных актов – не счесть. За пару прошедших с этого времени месяцев прибавилось еще несколько десятков. Тех самых, единороссовских, подписанных президентом, по которым ни жить, ни работать нормально невозможно, а вот «отжимать» бизнес, «поскрести кошельки нищих» работяг – пожалуйста!
Сложно не согласиться с Владимиром Путиным в том, что Россия может быть только суверенной – или ее вообще не будет. Тем тревожнее в условиях, выражаясь его языком, «спрессованного времени». Как сохранить и суверенность, и саму страну, если годами острейшие социальные и экономические проблемы не решаются, а лишь прикрываются словесными обертками обещаний, указов, так и не исполненных национальных проектов и прожектов?