«Viva la Vida!»

Побывали на этой выставке и мы. Главное впечатление – творчество Диего и Фриды полностью соответствует названию выставки. Мало где можно увидеть такие яркие, такие жизнеутверждающие, такие энергетически сильные, порой очень веселые картины, причем написанные часто по совершенно трагическим сюжетам или в совершенно трагических обстоятельствах.
Думаю, поколению постарше нет необходимости представлять ни Диего Риверу, ни Фриду Кало, которые были хорошо известны в СССР. Они были последовательными коммунистами, друзьями нашей страны, неоднократно бывали у нас, творили здесь – и таких работ на выставке множество – и дарили нашей стране свои картины. Впрочем, левые взгляды среди всемирно известных художников, музыкантов, писателей, поэтов и прочих творцов не редкость и даже правило – ну, сами подумайте, как разумный, честный, неравнодушный, талантливый человек может не прийти к левым взглядам? И кого может вдохновить на творчество капитализм? 
Выставка идет больше двух месяцев, и народу в Манеже, тем не менее, по сей день много. В описаниях творчества, развешанных на стенах у входа, организаторы на эпитеты не поскупились – «Уникальная ретроспектива двух величайших мексиканских художников Фриды Кало и Диего Риверы». «Ривера был гениальным мастером больших форм, апологетом Мексиканской революции и крестным отцом «стрит-арта». Фрида предпочитала малые формы, и ее работы – это очень личная история любви, вечного бунта и нескончаемых физических страданий». «Иконы стиля, законодатели мод, основоположники многих направлений современного искусства…» «Мексиканские народные мотивы и влияние французского примитивизма, великая страсть и не менее великая боль: жизнь и искусство Фриды одновременно притягивают и отталкивают, никого не оставляя равнодушным». «Искусство Фриды Кало – это ленточка на бомбе» – Андре Бретон, французский писатель и основоположник сюрреализма.
О творчестве Диего и Фриды написано очень много, поэтому я поделюсь личными впечатлениями. 
Я шел на выставку вдохновленный историей, которая излагается в сериале братьев Вачовски «Восьмое чувство» как пример свободы творчества. Эта история есть и в Википедии и почти во всех официальных биографиях Диего Риверы. В 1932–1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. 
Красной нитью в ней проходила тема капитализма как мира эксплуатации человека человеком, и ответом на него был светлый во всех смыслах мир социализма, мир победивших трудящихся. Одно из главных мест на фреске занимало изображение В.И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве. Рокфеллер пришел в ярость и потребовал закрасить Ленина. Ривера отказался это делать. Тогда фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра (о чем было сделано официальное сообщение центра), а Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар. 
Впоследствии художник воссоздал фреску в Мехико во Дворце изящных искусств именно с изображением Ленина. Только теперь фреска называлась «Человек, управляющий Вселенной». К сожалению, по техническим причинам фреска не могла быть привезена на выставку в Москву. Диего и Фрида многократно приезжали в Москву. Это были не только творческие поездки – здесь у них было множество друзей, здесь они лечились, поскольку серьезно нуждались в медицинской помощи, и, я так понимаю, им просто было приятно здесь находиться. Целая серия рисунков посвящена нашим людям – детям, рабочим, просто прохожим. Рисунки очень добрые, яркие, веселые, такое невероятное сочетание мексиканского солнца, индейских мотивов и нашей зимы. 
Наверное, одно из свойств большого художника – это сильнейшая передача энергии и настроения. Если картины веселые, около них просто начинаешь улыбаться и даже смеяться (я понаблюдал, не только мы так реагировали), а если трагические, то они просто придавливают своим трагизмом. Например, одна из картин Фриды – «Без надежды», ее автопортрет в больнице, просто теряешь дар речи. Я даже не буду ее описывать, кто захочет, посмотрит сам.
И еще было такое впечатление, что индейцы с обоих континентов передали все свое многовековое творчество Диего и Фриде. Оказывается, многие мексиканские и индейские мотивы, которые мы сейчас встречаем в искусстве почти везде, были разработаны именно этими художниками.
Но, думаю, главное место в творчестве Диего и Фриды, особенно Диего, занимает борьба за права людей. На выставке есть картина: огромный мексиканец с красной звездой и винтовкой – это часть огромной картины с говорящим названием «Раздача оружия». Еще одна картина – я, к сожалению, не запомнил название – изможденный рабочий крутит огромный рычаг под взглядами лощеного капиталиста и упитанного приказчика.
Но центральная, главная и просто самая большая картина – «Славная победа», посвященная захвату американцами Гватемалы. Эта картина была подарена Риверой Советскому Союзу и по нынешним временам настолько «неполиткорректна», что до выставки лежала в запасниках, и, говорят, после выставки ее планируют убрать туда снова – подальше от народа. Как и все творчество Диего и Фриды, она просто поразительно современна. А может, это просто мы сделали круг и вернулись в истории назад. 
В центре картины – американский бизнесмен в одежде цвета хаки, в очках, с в общем-то незлым лицом, на котором просто читается: ничего личного, просто бизнес. В одной руке он держит бомбу с лицом американского президента, а другой пожимает руку некоему местному Гуайдо, пришедшему к власти, – коллаборационист гватемалец весь выгнулся в угодливой позе перед хозяином, за поясом у него пистолет, а в кармане пачка долларов. Рядом мешок с американской «гуманитарной помощью». На плечо бизнесмену положил голову еще один представитель местной оккупационной администрации, видимо, из числа «демократической оппозиции», из кармана у него торчат доллары. За спиной бизнесмена солдаты в касках, похожих на немецкие, довольные офицеры и улыбающийся священник с рукой, освящающей все действо. Слева вверху «освобожденные» гватемальские крестьяне уже носят фрукты на корабль с флагом США, а с ними рядом военный, повесивший приклад на связанного убитого мексиканца. Прямо у ног бизнесмена – убитые гватемальские дети, девочка с оторванными руками и ногами, лужи крови, мать, рыдающая над мертвым ребенком, лежащим в крови, молодой связанный расстрелянный парень со следами пуль в спине. Над ним плачет мальчик. А еще выше, в правом верхнем углу, – крестьяне с мачете и девушка в красной рубашке с автоматом, нацеленным на бизнесмена, – они символизируют, что борьба с оккупантами будет продолжена.
Я смотрел на эту картину и видел не только прошлое и возможное будущее, например, Венесуэлы и множества других стран, по которым прошелся американский капитализм. А разве с нашей страной не случилось то же самое? А бедная Югославия? А многие, многие другие, кто лишился защиты столь любимого Диего, Фридой и всеми нами Советского Союза?
И при всем трагизме картина выполнена в жанре жесткой сатиры, и ясно, что народ, жизнь рано или поздно победят смерть. Это главное впечатление, которое мы унесли с собой с выставки: как бы ни было трудно, как бы ни было больно, как бы ни казалось, что надежды нет, все равно жизнь победит. Да здравствует Жизнь! 
Выставка продолжится до 12 марта.

г. Электросталь,
Московская обл.

Другие материалы номера