На передовой битвы за университет встала стойкая, целеустремленная, уверенная в победе Светлана Владимировна Беспалова – ученый, доктор физико-математических наук, профессор, ректор ДонНУ, академик Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, член президиума Ассоциации юридических вузов (РФ).
В 2014-м Беспалова была проректором по научной работе, развивала научный потенциал университета. Агрессивное нападение украинской военщины на Донбасс перечеркивало ее планы. Киевский минобр сразу же издал приказ перевести из восставшего региона все вузы на территорию Украины. Приказ подписал тогдашний министр образования и науки Сергей Квит, правительство возглавлял Арсений Яценюк, и тот, и другой неоднозначные личности. Беспалова поняла, что Квит выполнял заказ на уничтожение науки и образования в Донбассе.
– Но как можно было эвакуировать университет? – недоумевала Беспалова. – 11 корпусов, лаборатории – физические, химические, биологические, ботанический сад, созданные специальные программы. «Перевозить» всё согласно приказу укрминобра надо было в Винницу, там нашлись помещения бывшего ювелирного завода. Но какой это университет? Профанация…
К сожалению, не все вузовцы задавались такими вопросами. Некоторые испугались за свои степени, звания, зарплаты и засобирались в эвакуацию.
– Через мой кабинет проректора прошла вся профессура, – вспоминает Светлана Владимировна. – Солидные мужи оправдывались: понимаешь, мне надо внуков кормить, надо сохранить Героя Украины, …член-кора, …академика… А из Киева поступали угрозы: кто не подчинится, понесет уголовное наказание. Недействительными были объявлены дипломы, выданные оставшимся в Донбассе ДонНУ. Выбрал Винницу и ректор того времени Роман Федорович Гринюк. Перед отъездом он умудрился разрушить информационную базу университета и, кроме своих вещей, вывез дорогостоящее оборудование из вычислительного центра. Потом нам пришлось долго всё восстанавливать в условиях войны и колоссальных материальных трудностей.
А киевский минобр уже запускал процедуру лишения ученых степеней преподавателей, проигнорировавших Винницу. Таких оказалось 70%.
– Эту репрессивную меру Киеву не удалось реализовать, – улыбается Беспалова. – Ученая степень дается диссертационным советом, а ученое звание присваивается за научные работы, за преподавание и подготовку учеников.
Однако были у Беспаловой опасения, что университет сильно пострадает после встряски и восстановление растянется на годы. Но сохранившийся коллектив выстоял, сохранил вуз, осовременил его и приумножил авторитет… А ректором ДонНУ стала Беспалова.
Не сразу она решилась на эту должность. Очень переживала: сумеет ли? Ей предлагали перейти на работу в МГУ, в Москве жили родные, дочь, отец – участник ВОВ, генерал Владимир Беспалов. С ним поехала советоваться.
– А отец, – рассказывает Светлана Владимировна, – по моим глазам понял, что я не оставлю Донбасс, университет, которому уже отдала немалую часть своей жизни. Отец понял, что я возвращаюсь в свою ДНР, чтобы возглавить университет и поднимать его. Очень важна была для меня поддержка родных, коллег из МГУ. Там профессор, завкафедрой Галина Юрьевна Ризниченко, сказала: Светлана Владимировна, мы вас знаем, мы вас берем, но на кого вы бросите дело всей вашей жизни? Она знала, как я люблю свой университет, эта любовь меня вела и настраивала бороться за него. У каждого человека есть в жизни свое предназначение. Умению преодолевать сложности меня учили мои родители и закалка, которую я получила, живя в военных городках, в переездах по гарнизонам.
Врезался в память Беспаловой первый учебный день во время войны:
– Было 1 октября 2014-го. С ночи велись обстрелы по линии фронта. К утру не утихли взрывы… Снаряды рвались в северной части Донецка. А я собралась, как на праздник, сделала прическу и пошла в университет. В центре города было потише. Но кто знает, докуда долетят пули, снаряды? Встречаю знакомых, спрашивают: «Не страшно, Светлана Владимировна?». А я в ответ: «С началом учебного года, товарищи!». Все разулыбались. На душе полегчало. Так с тех пор и ходим в университет учить молодежь.
За студентов тоже пришлось бороться. После приказов Квита много студентов уехало, до 60%, было 14 тысяч, осталось 3,5 тысячи. Молодые люди опасались, что дипломы ДонНУ не будут легитимными. Беспаловой пришлось искать выход. Он заключался в том, что студенты ДонНУ должны были получать дипломы международного стандарта. Тут Россия пришла на помощь. Придумали программу двойных дипломов. В чем она? Беспалова поясняет:
– Есть такая форма – экстернат. В течение последнего года обучения студенты подают документы и зачисляются в один из вузов РФ, досдают там академическую разницу и выходят на госаттестацию в российском вузе, сдают там госэкзамены, защищают дипломные или магистерские работы. В итоге получают дипломы ДонНУ и российского образца. Такое подтверждение их знаний, полученной специальности признается теперь на международном уровне. Наши студенты – мужественные люди. Они здесь, в нашей республике, защищают диплом, а потом едут, например, в Ростов или в Воронеж и там еще сдают госэкзамены, защищают свои дипломные работы перед незнакомой им госкомиссией. В этом суть программы двойных дипломов.
Тесные связи установились между ДонНУ и российскими учеными, преподавателями, которые читают лекции, ведут спецкурсы в главном вузе ДНР.
– Мы взяли курс на интеграцию академической науки ДНР и России, – продолжает свой рассказ ректор Беспалова, – это позитивно сказывается в становлении университета, на качестве подготовки кадров. Нас очень поддерживал великий ученый, нобелевский лауреат Жорес Иванович Алфёров. Он был у нас завкафедрой на физико-техническом факультете. В эти дни мы скорбим, что не стало нашего большого друга. Но разработки, которые мы начали в сотрудничестве с Алфёровым, будут продолжены, и, я уверена, принесут свои плоды.
В сотрудничестве с россиянами, харьковчанами, с другими учеными в ДонНУ развиваются различные научные направления. Главное идеологическое направление – Русский мир, защита русского языка, русской культуры.
С.В. Беспалова – сторонник проекта «Новороссия», называет его интересным. И очень мечтает о том времени, когда весь Донбасс будет освобожден от укрофашистской оккупации и вольется в состав России, как Крым. Она не исключает, что вслед за Донбассом частью России могут стать и Харьковская, и Одесская, и Днепропетровская области.
Недавно в ДонНУ был открыт Есенинский центр, там проходят литературные чтения. Начал работать медиацентр.
– В условиях жесткой борьбы за человеческие умы и души, – отмечает Беспалова, – мы должны научиться противостоять информационным атакам наших врагов. Будем учить этой борьбе наших студентов в медиацентре. Он тоже создается при помощи россиян.
…Война идет. Взрывы не стихают. Но они не останавливают большую работу ДонНУ, его неутомимого ректора Беспалову, ее коллег, которые трудятся во имя будущего Донбасса.