Однако порой на деле выходит, что проведение газопровода вглубь страны нередко сопряжено со скандалами почти криминального свойства, а для самого народа воспользоваться своим национальным богатством становится фактически невозможно.
До сих пор памятна темная история с исчезновением многокилометрового трубопровода в Приозерском районе Ленинградской области, когда в 2017 г. вдруг стало известно, что все работы по проведению газа оплачены на миллиардную сумму при отсутствии не только газа в домах Приозерска, но даже самих труб, по которым этот газ должен поступать в райцентр и близлежащие поселки.
В 2012 г. компания «Газпром инвест», входящая в корпорацию «Газпром», выступила заказчиком строительства газопровода до Приозерска с целью газификации всего Приозерского района, где в общей сложности проживают более 80 тысяч человек. Вскоре был подписан подрядный договор с коммерческой фирмой «Омега», которая взяла на себя обязательства осуществить этот проект за 1,8 миллиарда рублей. «Природный газ придет в Приозерск!» – радостно сообщала тогда местная муниципальная газета, обещая приозерцам цивилизованные условия быта уже в 2014 г.
Однако чуда не случилось! Точнее, чудо произошло, но совсем другое. В конце 2015 г. «Газпром инвест» подписала с фирмой «Омега» акты-справки о стоимости выполненных работ и перечислила на счет генподрядчика почти всю миллиардную сумму за работу, выполненную как будто бы полностью. Вскоре выяснилось, что в действительности газопровод проложен до поселка Сосново, а несколько далее ветка фактически обрывается. До Приозерска и окрестных поселков газ так и не дошел. Словом, на бумаге газификация успешно завершена, а в реальности этого не существует. То ли исчезли трубы, то ли вовсе их не было.
Разумеется, когда грянул скандал, этим «чудесным» происшествием заинтересовались правоохранительные и надзорные органы. В результате проверки прокуратура Ленинградской области установила, что «производство работ по строительству газопровода было рассчитано до конца 2014 года и состояло из четырех очередей, однако до настоящего времени полностью сдана только первая очередь», при этом из компании-генподрядчика «по фиктивным договорам займа, под видом выплаты дивидендов и выдачи денежных средств под отчет», путем необоснованных переводов на счета субподрядных фирм были выведены более 700 миллионов рублей. В то же время в отношении фирмы «Омега» была начата процедура банкротства. Впрочем, в «Газпром инвесте» заметили, что «в рамках правовой процедуры возможно возбуждение уголовного дела».
Эта возмутительная история с исчезновением денег и труб для газификации значительной части Ленинградской области достигла внимания президента России Путина, когда 20 декабря 2018 г. на пресс-конференции ему задали несколько вопросов по этой проблеме. Глава государства, как всегда, пообещал разобраться и между прочим заметил: «Вопрос внутренней газификации не только в Газпроме. Газпром доводит трубу до населенных пунктов. А потом распределение и «последняя миля», так называемая, доводится с помощью региона».
И вот здесь многострадальная проблема газоснабжения российского населения получает новый, можно сказать, неожиданный поворот!
После громкого скандала областное руководство и «Газпром» обещали провести-таки газ в Приозерск. Бывший председатель комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области Андрей Гаврилов тогда заявил: «По планам Газпрома газ в Приозерске будет, дай бог, в 2019 году!» Правда, ответственности за этот прогноз экс-глава комитета по ТЭК уже не несет, поскольку в прошлом году отстранился от должности в связи с крупным уголовным делом о мошенничестве при строительстве газопровода в другом районе Ленобласти – в Бокситогорском. В то же время действующий глава администрации Приозерского района Александр Соклаков признался прямо: «Мы не финансируем эти работы, не являемся ни заказчиками, ни подрядчиками. До Сосново газопровод построен, насколько я в курсе. Приозерск в скорректированных планах на 2019 год, но пока никакого движения нет».
Словом, в проведении той самой «последней мили», о которой говорил президент, в Ленинградской области наблюдается какая-то неразбериха в работах и неопределенность по срокам, переносимым уже много раз. Похоже, что завершения газификации в Приозерском районе не случится и в текущем году. Местные жители считают причиной такого удручающего положения дел практически полное отсутствие ответственности: чиновники обещают всё что угодно, а потом фактически никто ни за что не отвечает.
Впрочем, как это ни покажется странным, но большинство жителей Ленинградской области и Приозерского района, в частности, не очень-то и рассчитывают на долгожданную газовую ветку, которую все-таки тянут, хотя и очень медленно. И в этом нет никакого парадокса. Дело в том, что от общей трубы проводить газ к своим домам местным жителям предлагают только за собственные деньги – 300 тысяч рублей. И это еще не всё! Для каждой частной подводки нужно делать проект – еще тысяч 70, также надо купить газовое оборудование, а затем поставить это оборудование на сервисное обслуживание… В общем, полмиллиона на эту затею каждому иметь необходимо. Понятно, что для многих жителей Ленобласти эта сумма неподъемная по причине хронической бедности.
«Люди экономят на еде, какие 300 тысяч!» – восклицает Александр Каминский, житель поселка Сосново Приозерского района, где газопровод существует больше года, но подключиться к нему не смог почти никто из-за непомерной дороговизны подключения. По словам Александра, газ в Сосново провели, не спрашивая у населения, кто будет подключаться, сколько жителей имеют такую финансовую возможность. Просто перерыли дороги, положили трубу, а затем объявили сумму за подключение к этой трубе. Однако желающих, кому это, как говорится, по карману, нашлось очень мало, почти никого. Тогда спрашивается: зачем нужна газификация, которая по факту для народа недоступна? «Похоже, это просто зарытые в землю деньги, – отвечает Александр Каминский. – Это просто освоение бюджета».
Вместе с тем в словах жителей Приозерского района звучит нескрываемая обида за то, что по их родной земле качается в заграничную Европу газ по хваленому «Северному потоку – 1» и строится грандиозная ветка «Северный поток – 2», а сами россияне живут-горюют без голубого топлива. А там, где газ есть, он обходится рядовому потребителю очень дорого. «Это, конечно, обидно, что у нас Поток два, Северный поток, Финляндия вся обеспечена нашим газом, а мы, граждане страны, которая экспортирует «национальное достояние» миллиардами кубов, существуем без газа, – сетует Валерий Барышев, житель поселка Севастьяново Приозерского района. – Еще больше скажу. Мы, жители России, платим за газ дороже, чем потребители нашего газа в сопредельных государствах. Посмотрите статистику по Украине, Белоруссии, даже по Казахстану посмотрите, сравните».
Вот и выходит, что, несмотря на недавний отчет руководства «Газпрома» об успешной газификации якобы 70% России, значительная часть страны продолжает пользоваться природным газом только на бумаге или в долгосрочных проектах и планах либо вообще обходится без голубого топлива. И живут россияне, те самые хозяева народного достояния, подле гигантской, уходящей за горизонт границ газовой трубы, а греются как прежде: кто немного позажиточней – электричеством, середнячки – мазутом и углем, для остальных – старые газовые баллоны или вечные дрова.
Санкт-Петербург