Балканские рубежи

В сербской столице в воскресенье тысячи человек блокировали резиденцию президента Сербии Александра Вучича и требовали его отставки. По их словам, пока Вучич не покинет свой пост, из резиденции  его не выпустят.
Албанские и черногорские оппозиционеры также заявляют, что протесты будут продолжены, и выставляют власти ультиматумы.
16 марта албанская Тирана была охвачена массовыми беспорядками. Водометы, слезоточивый газ, камни и петарды. Столкновениями обернулся многотысячный митинг оппозиции, организованный Демократической партией Албании. Протесты против правящей Социалистической партии и главы правительства Эди Рамы продолжаются в Албании уже больше года. Их участники требуют отставки правительства Рамы и проведения демократичных выборов. Правящую партию обвиняют в  беспредельной коррупции и катастрофическом обнищании граждан. 
Некоторые митинги в Тиране собирали до 300 тысяч человек. Однако до недавнего времени акции проходили мирно. Первые столкновения начались в минувшем феврале. В ходе нынешней  акции демонстранты прорвали полицейские ограждения вокруг всех административных зданий в центре столицы и едва не взяли штурмом парламент.
«Вся Албания и весь мир могли видеть, что албанцы объединены в борьбе за демократические выборы и европейские ценности, неприкосновенности власти больше нет. Сбросим Эди Раму в реку!» – заявил лидер оппозиции Люльзим Баша.
Между прочим, на приверженности «европейским ценностям» настаивает и Эди Рама. Главной его задачей в последнее время стало строительство так называемой Великой Албании: он неоднократно заявлял о необходимости сколотить коалицию балканских стран против Сербии, объявлял о  намерениях объединить Косово с Албанией (на первых порах хотя бы экономически, отменив границы и пошлины). 
В дела соседней Македонии Албания вмешивается и вовсе беззастенчиво. Именно благодаря так называемой Тиранской декларации под эгидой политиков Албании (и лично Эди Рамы) в Македонии фактически совершился государственный переворот. К власти пришло правительство Заева, на днях назвавшего Албанию лучшим другом своей страны. Македонских албанцев, осужденных ранее за тяжкие преступления террористического характера, выпускают на свободу. А над противниками Заева устраивают политические и судебные расправы. Македония потеряла остатки своего суверенитета и даже название, закрепленное в конституции. Вскоре она окончательно превратится в «Северную Македонию».
Жизнь миллионов рядовых граждан Албании такая деятельность Эди Рамы отнюдь не улучшает. Но Запад, похоже, ничего не имеет против. Наоборот, всячески поддерживает подобные устремления социалистов Албании. Впрочем, ничего против не имеет Запад и в отношении противостоящей им оппозиции, возглавляемой Демократической партией Албании.
Сложно понять, чем различаются албанские «социалисты» и албанские «демократы», меняющие друг друга в парламенте и правительстве. 

ПОСЛЕ субботних беспорядков действующие власти обвинили оппозицию в попытке повторить события 1997 года. Напомним, тогда в результате народного бунта, вызванного крушением финансовых пирамид, хаоса и безвластия за несколько недель погибло 2 тысячи человек, были разграблены арсеналы албанской армии. Украденное в огромных количествах оружие, к слову, попало к косовским албанцам, что вызвало эскалацию насилия в этом сербском автономном крае и во многом спровоцировало агрессию НАТО 1999 года.
Вот только тогда до ручки страну довели как раз протестующие ныне «демократы». А к власти на волне протестов (которые сегодня им так не нравятся) пришли «социалисты». В 2005 году «демократы» к власти вернулись, уже мирным путем, победив на выборах. А свергнутый в 1997-м президент Сали Бериша стал премьером. В 2013 году после победы на выборах «социалистов» его сменил нынешний руководитель правительства. Ни «революционная», ни парламентская смена власти «шила» на «мыло» не ведет к росту благосостояния граждан Албании. Обогащаются только сами противостоящие друг другу политики. 
Как заявили оппозиционные албанские «демократы», протесты в ближайшие дни будут продолжены. 
Но «постоянство власти»  само по себе ничем не лучше. Вот уже 30 лет полновластным хозяином Черногории является  57-летний Мило Джуканович – ныне занимающий должность президента. В эти три десятилетия республика была в составе СФРЮ, СР Югославии, сообщества Сербия и Черногория, а потом получила полную независимость. А сам Джуканович  являлся премьером, президентом и даже не имел никаких государственных должностей, оставаясь лишь лидером правящей Демократической партии социалистов Черногории. При этом его личная власть оставалась неограниченной. Как утверждает черногорская оппозиция, по факту государством управляют не партии, а мафиозная структура во главе с «крестным отцом». 
В 2015 году Черногорию охватили массовые протесты,  их участники выступали против вхождения страны, подвергшейся натовским бомбардировкам, в Североатлантический альянс, а также за проведение честных выборов. Митинги, в которых участвовали десятки тысяч граждан 500-тысячной Черногории, были жестоко разогнаны. Оппозиционные лидеры подвергаются репрессиям. Организаторов протестов обвиняют в заговорах и попытках госпереворотов, в деятельности «в интересах Сербии и России». В Черногории развязана своего рода война против кириллицы и тех граждан, которые называют себя сербами (их около 25% населения). Страна вступила в НАТО, а мемориальные акции в память жертв бомбардировок зачастую запрещаются.
Брюссель и Вашингтон на все эти репрессии, естественно, закрывают глаза. И не только потому, что власти Черногории безоговорочно следуют в русле западной политики (в частности, присоединились к санкциям против России), но и потому, что мафиозно-коммерческая деятельность Джукановича вышла далеко за границы маленькой Черногории. В нее оказались замешаны некоторые влиятельные европейские персоны.
Подавленные было протесты в конце прошлого года возобновились. Этому способствовал скандал вокруг бывшего соратника Джукановича и одного из черногорских олигархов Душко Кнежевича. Он обвинил Джукановича в попытке захвата его компании стоимостью 500 млн евро. Сам Кнежевич был обвинен в коррупции и объявлен в розыск. В ответ он, обладая обширной информацией о злоупотреблениях режима Джукановича, начал публикацию доказательств его причастности к финансовым преступлениям. 
В субботу тысячи человек – участники движения «Сопротивляйся! 97 тысяч» собрались в центре Подгорицы, требуя досрочных парламентских и президентских выборов и отставки президента Мило Джукановича, премьера Душко Макровича. Следующая массовая акция назначена на 23 марта.

В СЕРБИИ антиправительственные акции под девизом «Один из пяти миллионов» проводятся каждую субботу начиная с декабря прошлого года. В Белграде в них еженедельно участвуют тысячи человек, в других городах Сербии – сотни. Требования самые разнообразные, а цели партийных лидеров (хотя акции считаются непартийными) – зачастую противоположные. Одни на первое место выдвигают социальные проблемы: бедность, безработицу, снижение пенсий и зарплат. Другие говорят о политических репрессиях и фальсификациях выборов. Третьи возмущены политикой окончательной сдачи Косова и еще остающихся там сербов. 
Казалось бы, ничто не может объединить прозападных либералов, находившихся после свержения Слободана Милошевича 12 лет у власти, и антизападных русофилов. Однако и те, и другие оказались в рядах противников Вучича.
До минувшей субботы в ходе протестов не случалось эксцессов. Люди высказывали претензии и расходились – до следующего раза. И власть, и проправительственные СМИ протесты игнорировали. И вот 16 марта, после очередного шествия с требованием отставки правительства Аны Брнабич, несколько сотен протестующих вошли в здание государственного Радио и телевидения Сербии (РТС), требуя дать оппозиции прямой эфир. Возглавили протестующих два абсолютно разных политика: депутат скупщины Сербии, лидер патриотического движения «Двери» антизападник Бошко Обрадович и один из бывших лидеров ДОС (так называемой демократической оппозиции Сербии, пришедшей к власти после свержения Милошевича), экс-мэр Белграда Драган Джилас. 
Через несколько часов полицейские вывели протестующих.  В РТС заявили, что никто из сотрудников компании не пострадал. Не сообщалось ни о каких серьезных происшествиях, кроме единственного: группа детей и подростков закидала одно из зданий яйцами.
Однако к утру руководство РТС представило происшествие как настоящий погром – с разбитыми окнами, поврежденным автомобилем, «насмерть испуганными сотрудниками и сотрудницами». В общем, не иначе как нападение на свободу слова, подобное преступлению 20-летней давности: 23 апреля 1999 года в результате натовского ракетного удара по РТС погибло 16 сотрудников компании. Впрочем, деяния НАТО в этом контексте старались особо не упоминать. Ведь в гибели журналистов пришедшая к власти ДОС обвинила вовсе не НАТО, а «промилошевическое» руководство РТС. Характерно, что среди нынешних руководителей РТС есть и те, кто во время переворота октября 2000 года участвовал в настоящем штурме телевидения – с бульдозерами и вооруженными отнюдь не яйцами боевиками тогдашней оппозиции.
Зато выступивший на следующий день с обращением к народу президент Вучич сравнил участников протестов ни много ни мало с албанскими экстремистами-погромщиками в Косове. Ровно 15 лет назад, 17 марта 2004 года, в Космете начался трехдневный погром сербов, в результате которого сотни сербских домов были разрушены, уничтожены десятки храмов и монастырей, несколько тысяч сербов бежали из края. По словам Вучича, те, кто учинил нападение на РТС, их лидеры, действовали как агенты головореза и убийцы сербов Рамуша Харадиная, нынешнего премьера  самопровозглашенного «государства Косова». В течение выступления и краткой пресс-конференции (его слова периодически заглушали свист и гам собравшейся рядом с резиденцией толпы протестующих) он полтора десятка раз назвал Бошко Обрадовича «фашистом», а Драгана Джиласа «олигархом».
Бошко Обрадовичу, который был в оппозиции как к «демократам», так и к нынешней правительственной Сербской прогрессивной партии (напреднякам), не занимал постов в государственных структурах, предъявить конкретные претензии сложно. Можно просто наклеить ярлык «фашиста». С Джиласом и его соратниками по ДОС – иначе. Когда они говорят о нынешней коррупции, разрухе, бедности, предательстве национальных интересов Сербии, – все это можно с полным правом переадресовать им самим. Именно во времена правления ДОС уничтожена промышленность Сербии, которую Милошевич и социалисты сохранили даже в условиях полномасштабных санкций и вооруженной агрессии против Югославии, пышным цветом расцвела коррупция, произошел тот самый погром Сербов в Косове, были выданы в Гаагу сербские лидеры. О чем Вучич и не преминул напомнить гражданам Сербии. Но это никоим образом не отменяет его собственные деяния: сниженные пенсии под разговоры об экономическом росте; Брюссельское соглашение 2013 года, по которому Белград де-факто признает потерю Косова. Наконец, именно Вучич разогнал структуры самоуправления в сербских общинах Косова, сформировал полностью лояльную себе партию «Српска листа» и заставил сербов войти в правительство головореза Харадиная! Того самого, что 20 лет назад лично убивал и пытал, а сегодня утвердил 100%-ные пошлины на ввоз товаров из Сербии. Через таможни  на границе автономного сербского края, которые так же признал Вучич. Так что президент Сербии ничуть не меньше годится на роль агента Харадиная.
Вучич, постоянно использующий патриотическую и пророссийскую риторику, не вылезает из Брюсселя. И для сдачи Косова он, пожалуй, сделал куда больше, чем его предшественники во власти – прозападные «демократы». Однако маловероятно, что в случае необходимости Запад придет ему на помощь. Если протестующим удастся добиться отставки Вучича, то к власти в Сербии придет не условный «патриот Бошко Обрадович», а условный (или совершенно конкретный) «западник Джилас». Потому что именно прозападные силы в Сербии всегда  получали серьезную внешнюю поддержку. Чего от них можно ожидать, давно и хорошо известно. Кроме того, такая смена власти в Белграде серьезно дестабилизирует обстановку в боснийской Республике Сербской, на которую и без того идет очередной накат. 
Если же Вучич у власти удержится, он зачистит прежде всего патриотическую оппозицию, а сам станет еще более сговорчивым для Брюсселя. 
К вечеру воскресенья Александру Вучичу удалось покинуть  свою резиденцию, а демонстранты отправились освобождать из полиции задержанных за бросание яиц подростков. Президент утверждает, что никогда не сдастся насилию и беззаконию, защищая свои принципы. Его противники твердят, что «свергнут узурпатора» еще до Пасхи…

24 МАРТА исполнится 20 лет с начала агрессии НАТО против СР Югославии, которая в результате была уничтожена. Тогда Россия не защитила не только Югославию, но и своих национальных интересов на Балканах. 
Несмотря на победную риторику (так похожую на риторику Вучича) о том, что ныне Россия другая, сильная и независимая, – ничего не изменилось. Балканской политики у официальной Москвы по-прежнему нет. А потому фактически любой исход «майданов» в странах региона устраивает Запад. Но  не Россию, даже не обозначившую своих политических союзников. Не говоря уже о помощи им.
Сейчас вовсю рекламируют новый российский фильм «Балканский рубеж». Судя по рекламе – он ура-патриотический, а взятие без единого выстрела российскими военными в июне 1999 года аэропорта Слатина в Приштине представлено как величайшая победа. В реальности уже через несколько дней спецпредставитель Ельцина Черномырдин полностью обесценил взятие аэродрома, договорившись с НАТО на натовских же условиях. Героический акт российских военных в итоге не имел никакого смысла. Потому и были массовые убийства сербов, этнические чистки неалбанского населения, погром 2004 года, провозглашение независимости  Косова в 2008-м, нынешнее бедственное положение сербов  края и т.д. и т.п. Это историческая правда, на фоне которой героические киновыдумки вызывают лишь стыд. Балканский рубеж Россия не взяла тогда – не может взять и сегодня.

Другие материалы номера