Последнего министра обороны СССР – маршала Дмитрия Язова осудили на 10 лет. Бывший офицер КГБ Михаил Головатов получил 12 лет, экс-командир Вильнюсского гарнизона Владимир Усхопчик – 14 лет. Остальные – от 4 до 12.
Почти все приговоры вынесены заочно. Но двое российских граждан попали за решетку – это бывший советский военнослужащий, житель Литвы Геннадий Иванов, получивший 4 года заключения, а также полковник запаса Юрий Мель, приговоренный к 7 годам. Житель Калининграда Юрий Мель в 2014 году был фактически похищен спецслужбами Литвы.
За четверть века события у Вильнюсской телебашни хорошо изучены. Известны и механизмы весьма распространенной провокации с «неизвестными снайперами»: в ходе подобного рода конфликтов некая «третья сила» убивает как безоружных участников протестов, так и силовиков. Впрочем, «третья сила» в литовских событиях себя особо не скрывала изначально. Это националисты из «Саюдиса». Отнюдь не советские военные, а они стреляли по толпе, в результате чего погибли 13 гражданских и лейтенант Виктор Шатских, а еще несколько военных получили ранения.
«По призыву руководства Литовской Республики к зданиям телецентра и телерадиокомитета срочно перебрасывались вооруженные, в том числе автоматами и пистолетами, сотрудники департамента охраны края, боевики «Саюдиса» и «Лиги свободы», а также их сторонники, в основном из числа молодежи соседних городов и сел. (10 января у боевиков уже было изъято 49 единиц нарезного огнестрельного оружия и большое количество боеприпасов.) …Из зданий телерадиокомитета и телецентра, из окружавшей здания толпы, с крыш расположенных рядом домов и рощи по дружинникам и военнослужащим велась интенсивная стрельба из автоматического оружия, в том числе трассирующими пулями. В связи с этим дружинники и военнослужащие неоднократно были вынуждены даже укрываться за бронетехникой».
Это данные из Информационной записки за подписью генерального прокурора СССР Н. Трубина, на основе которой, можно сказать по горячим следам, «Советская Россия» 4.06.1991 опубликовала материал «Схватка у телецентра».
Уже после уничтожения СССР литовские организаторы провокации, можно сказать, подтвердили свое участие.
«…Провокации начались с нашей стороны… Наши люди не давали военнослужащим и их женам выйти из Северного городка, плевали им в лицо, всячески оскорбляли. А когда делегация военных с жалобами отправилась к Ландсбергису, ее остановили и избили… Буткявичюс из Лаздияй привез 18 пограничников и, переодев их в гражданскую одежду, разместил на телебашне. Оттуда они и стреляли. <…> Сегодня рассказывают об этом путче всякое. А на самом деле это была грязная игра. Танки были снабжены только холостыми снарядами. Они просто бу¢хали. Ни один снаряд в Вильнюсе не разорвался. У солдат тоже были учебные – холостые патроны. И об этом знали Ландсбергис и иже с ним», – заявил в интервью литовской прессе Витаутас Петкявичюс, который был одним из лидеров «Саюдиса», а затем председателем комитета сейма Литвы по национальной безопасности. Подобные же признания делал и упомянутый Аудрюс Буткявичюс, руководивший в 1991-м вооруженными формированиями «Саюдиса».
Но в Литве события января 1991 года еще до всяких судов объявлены «военным преступлением советских оккупантов» и являются краеугольным камнем антисоветской и антироссийской идеологии. Любая попытка усомниться в официальной версии карается. Подтверждением тому – преследования литовского антифашиста Альгирдаса Палецкиса, который уже был осужден за «отрицание советской оккупации», а с октября прошлого года находится в тюрьме как «российский шпион».
И вот теперь Вильнюсский окружной суд, привычно пренебрегая фактами, окончательно утвердил формулу вины за кровопролития Советского Союза и Советской армии. На приговор, который вынесен гражданам РФ, в нарушение общепринятых международных норм не были допущены дипломаты российского посольства. «Характеризуем данные действия как крайне недружественные и, по сути, провокационные, показывающие предвзятость и политическую мотивированность этого позорного судилища», – говорится в заявлении МИД РФ.
Но реакции Кремля на действия Вильнюса не слышно.
В начале 1990-х «перестроечное» руководство в лице президента Горбачева и его соратников бросило миллионы советских граждан на произвол судьбы. И только когда дело доходило до крайности и большой крови – в Баку, Карабахе, Юго-Осетинской автономной области, Ферганской долине и других регионах, – в ход пускали силовые структуры. Однако им не давали довести восстановление конституционного порядка до конца, а затем и вовсе бросали на произвол судьбы людей в погонах. Так было, например, с бойцами рижского ОМОНа в Прибалтике.
По сути, именно Горбачев – главный виновник и жертв января 1991-го в Вильнюсе. Вот только его «литовское правосудие» к ответственности не привлекло.
Сейчас брошенными оказались россияне Геннадий Иванов и Юрий Мель, осужденные за то, что исполняли свой долг, да еще задним числом (по законам не существовавшего тогда государства).
Литва, давно реабилитировавшая нацистов и их пособников, на руках которых кровь десятков тысяч мирных граждан – русских, белорусов, евреев, литовцев, – объявляет военным преступником 94-летнего участника Великой Отечественной маршала Язова! И – полное молчание со стороны российского руководства, в том числе армейского. И никаких мер или персональных санкций в отношении литовских высокопоставленных политиков, судей, чиновников!
Советский министр обороны Язов почти полтора года просидел не в литовской, а в российской тюрьме, потому что пытался, как требовала от него присяга, защитить СССР. Как раз за это судят и сажают в нынешней Литве.
Приговор Вильнюсского суда – не только оскорбление советского прошлого и истории, наказание невиновных и увод от ответственности настоящих убийц. Это недвусмысленное унижение и России нынешней. Российская власть утверждает, что своих-де не бросает. Вот только действует (бездействует) она точно так же, как Горбачев на излете советских времен.