«Вечный подвиг, он вам по плечу…»

Светило

Учащенное сердцебиение, мучительная тяжесть в сердце, одышка, постоянное чувство удушья и нехватки воздуха в последнее время превратили мою жизнь в тихий ужас. Нынче в январе, попав на три дня в реанимацию, твердо решила, отбросив стеснение и робость, во что бы то ни стало пробиться к могущественному светилу – основателю кардиологической школы Якутии, доктору медицинских наук Петру Ивановичу Захарову. 
Выстояв очередь, наконец-то попала в его небольшой уютный кабинет. Он, внимательно изучив мои кардиограммы, результаты холтеровского мониторирования, многочисленные эпикризы и прослушав сердце, предложил пройти более тщательное обследование в стенах возглавляемого им отделения кардиохирургии Национального медицинского центра. 
Я много читала и слышала об уникальных операциях, проводимых Захаровым и его учениками. Чего только стоит прошлогодний грандиозный прорыв – впервые на Дальнем Востоке якутские кардиохирурги успешно провели операцию по пересадке сердца! Побыв с ними две с половиной недели бок о бок, общаясь с пациентами, просто поразилась подвигу спасения жизни людей. Их труд достоин восхищения и уважения. 
Пете Захарову в школе очень нравились точные предметы – алгебра, геометрия, химия и физика. Может, отсюда его научная точность – Петр Иванович исключительно пунктуальный человек. Со школы в силу требовательности к себе во всем остается отличником. 
Каждое утро, ровно в 7.30, он начинает обход палат. Осмотрев каждого пациента, расспрашивает о самочувствии, говорит о задачах на день и обязательно находит слова поддержки, особенно тем, кто прошел сложную операцию или, наоборот, к ней готовится: «Ты молодчинка!», «Ну что, моя хорошая?», «Хорошая ты девушка!»… В свою очередь, больные обращаются с любыми вопросами. И часто отзываются: «Он – бог!»
Медсестры, работающие с Петром Ивановичем с основания отделения, а это без малого 19 лет, подчеркивают, что ни разу не слышали, чтобы он на кого-то поднимал голос, был раздражен. Удивительно спокоен, немногословен. Прост в общении. И вокруг атмосфера покоя и гармонии. Его подчиненные – очень приятные люди, идущие на помощь по первому зову. 

Пациенты – о своих врачах

– У меня был врожденный порок сердца, – рассказывает хрупкая девушка из Покровска Сардана Слепцова. – Если говорить на простом языке, то две дырочки на сердце стали разрастаться. Сложнейшую операцию провел молодой кардиохирург Василий Павлов. Он под общим наркозом рассек мою грудную клетку, остановил сердечную деятельность, подключив к искусственному кровообращению. Вытащив сердце, зашил дырочки, которые в скором времени могли образовать одно большое отверстие, а потом вернул его на место и зашил грудь, предварительно закрепив распиленные костяшки специальными железными скобами.
Одна моя соратница с восхищением рассказывала «о медицинском гении – Сергее Ломоносове». 37-летний кардиохирург, взяв из ноги больного кусочек чистого сосуда, вшил вместо забитого канала в сердце. А я познакомилась еще с одной его пациенткой, Ириной из Нерюнгри, для которой он сотворил такое же чудо. И такие операции молодые хирурги проводят уже много лет. 
Стентирование – операцию по расширению «стентом» (пружинкой) суженных и закупоренных участков сосудов сердца, а также установку кардиостимуляторов, которые задают сердцу правильный ритм, ученики Захарова выполняют ежедневно. А в год свыше 700 операций различной сложности.
– Посчастливилось, что нашими лечащими врачами были именитые кардиохирурги – Василий Павлов и Сергей Ломоносов, – подчеркивает многодетная мама и бабушка Валентина Михайлова, светловолосая латышка, к удивлению всех, с утра до вечера стрекочущая на чистейшем якутском языке. – В какое бы время они ни заходили в палату, у них всегда улыбка от самого сердца, и сразу всем тепло. 
Валентине сделали экстренную операцию из-за брадикардии (частота сердечных сокращений снизилась до 26 ударов в минуту), упала, потеряв сознание, к счастью, при домашних.
– Как хорошо, что у наших врачей прекрасное чувство юмора! – вторит Валентине Сардана Слепцова. – Умеют развеселить и сами от души смеются. Только благодаря им я справилась. Столько отчаяния во мне было. Я благодарна Василию Ивановичу и Сергею Владимировичу, они, как только появлялась свободная минутка, приходили и успокаивали меня. Им достаточно пошутить или просто подмигнуть, и боль улетучивается, тревожные мысли развеиваются. 
В отделении кардиохирургии успешно работают еще два сильных ученика Захарова – кандидаты медицинских наук Петр Портнягин и Василий Сивцев. Видно, что кардиохирурги все поддерживают друг друга, понимая с полуслова. Из ординаторской часто раздается их счастливый хохот, слышится якутская речь и мелодичные песни, льющиеся по радио. 
Очень показательно, что именно местная молодежь овладела такой сложной специальностью и делает все для спасения якутян из самых глухих сел и наслегов. В Якутии сегодня проживают представители свыше 120 национальностей. Теперь нам не надо бояться, что хорошие врачи уедут за пределы республики. Здесь их дом, семья, родные и близкие. 
У Захарова это третье поколение учеников. За годы работы в сердечно-сосудистой хирургии многие из его воспитанников стали кандидатами и докторами медицинских наук, руководителями отделений и директорами различных медицинских учреждений. На базе Педиатрического центра Национального центра медицины не так давно открыли отделение детской кардиохирургии, из отделения Захарова туда перевели большую группу врачей.

Настоящие мужчины – 
достойные, мужественные

Захаров и его ученики, в отличие от иных коммерческих персон, не чванливы. Как все умные люди, скромны и глубоко порядочны. Люди, которыми надо гордиться. Жаль, что мы скупимся на слова поддержки и похвалы для них. 
Мы, северяне, терпеливы и обращаемся к врачам, окончательно запустив болезнь. А они берутся и за единственный шанс спасти жизнь человеку. 
Большую помощь кардиохирургам оказывают и хирурги-рентгенологи. К примеру, молоденький хирург Леонид Сосин в день проводит по нескольку операций коронарографии. Через вены вводит тоненькое волокно и проверяет сосуды. Его ледяное спокойствие, точность и плавная речь на якутском во время операции успокаивают больных. Они быстро возвращаются в нормальное состояние.
Еще несколько лет назад якутяне с нарушениями ритма по типу тахикардии подвергались высокому риску кардиологических осложнений. Ныне спасает операция радиочастотной абляции – «прижигания сердца». Хирург-рентгенолог Чингиз Степанов уже провел более 40 живительных «прижиганий». Он единственный такой целитель в Якутии, на Камчатке, Чукотке и в Магаданской области. 
Я, как и многие жители республики, чрезвычайно горда тем, что и якуты стали проводить уникальные операции на сердце. Это благодаря Советской власти, самому лучшему в мире здравоохранению, замечательным учителям – русским кардиохирургам, академикам Российской академии медицинских наук Викентию Пекарскому, Анатолию Покровскому, Юрию Шевченко, Геннадию Хабулаве и другим.
Все, кто проходит через руки замечательного доктора Петра Захарова и его талантливых учеников – Сергея Ломоносова, Василия Павлова, Петра Портнягина, Василия Сивцева, Олега Константинова, Чингиза Степанова, Альберта Васильева, Владимира Аммосова, Леонида Сосина и многих других, получают частичку их горячего сердца и души. Они, как волшебники, возвращают людям самое дорогое – жизнь. Разве это не чудо?! Если соединить всех, кто живет с обновленным ими сердцем, то заполнятся опустошенные капитализмом села и города. 
Петр Иванович Захаров удостоен высоких званий – заслуженный врач России и Якутии, лауреат Государственной премии Якутии в области науки и техники, почетный гражданин Республики Саха (Якутия)…
И еще несколько слов об учениках Захарова, занимающихся в других областях медицины, в частности, урологии. Я, находясь в Национальном медцентре, случайно встретила свою землячку из Жиганска, Раису Спиридонову. Оказывается, когда у ее дочки отказали обе почки, Раиса, не раздумывая, отдала свою. К счастью, благодаря хирургу Руслану Винокурову донорская почка прижилась, и мама уже через неделю после операции выписалась. В нашем медцентре также проводятся операции и по пересадке печени. Вот как далеко шагнула вперед медицина Якутии!
Якутские хирурги – настоящие мужчины – достойные, мужественные, на которых можно положиться в трудностях. Говорят, что незаменимых нет. Но мне кажется, они незаменимы. 

Все познается в сравнении

К сожалению, ничего подобного не скажешь об отдельных врачах Якутского кардиоцентра. На днях, выстаивая длинную очередь, стала свидетелем произвола. По словам женщины, заместитель главного врача Лена Сокольникова выставила за дверь ее отца, совершенно беспомощного старичка, приехавшего из самого отдаленного района республики – Аллаиховского, преодолев более двух с половиной тысяч километров на самолете (авиабилет в одну сторону стоит 24 тысячи 850 рублей!). 
– В данное время дед находится в реабилитационном центре. Пусть там и лечится! – вынесла приговор госпожа Сокольникова.
– Но отцу совсем плохо. Ноги стали как бревна, утром глаза еле открывает, до того лицо опухло. Все время жалуется на сердце. Однако врач сказала: «Это ваши проблемы». Как можно доктору так говорить! Столько чванства и равнодушия! Где милосердие? Она же давала клятву Гиппократа! Обязательно буду жаловаться. Я не оставлю это просто так, – чуть ли не плача, сетовала женщина в очереди. 
Когда я об этом рассказала приятельнице Харысхаане Даниловой (имя и фамилия изменены), она неожиданно нахмурилась: «При слове «кардиоцентр» у меня начинается нервный тик». Ранее я не знала, что ее отцу в Новосибирске отказали в операции. Тамошний хирург очень вежливо поговорил с Харысхааной, с его слов она узнала, что в Якутском кардиоцентре отцу неправильно поставили диагноз. 
«Вы только представьте себе, что было бы, если бы мы открыли грудную клетку, а там клапаны в порядке. У вашего отца произошло смещение сердца. В такой ситуации нельзя делать операцию, он от силы проживет год», – пояснил ситуацию новосибирский хирург и попросил Харысхаану ни в коем случае не говорить об этом отцу. 
– Когда мы уезжали, он пришел к нам в гостиницу, поцеловал отца в лоб и проводил добрыми словами, – продолжила Харысхаана. – А дома, в кардиоцентре, он испытал сильнейшее потрясение. Один из руководителей центра, в присутствии папы, и без того страдающего от тяжелого недуга, ляпнул: «А, вы тот, кому отказали в операции…» А потом начал меня отчитывать по поводу неоткрывшегося СД-диска. Отец, естественно, возмутился беспардонному поведению молодого врача, а тот бесцеремонно заявил: «Пациенты должны знать о своем диагнозе. Мы должны говорить правду!» После этого мой папочка совсем сник, а через год его не стало.
На днях объявили о строительстве кардиоцентра на 150 мест. Это же очень здорово! Но хочется, чтобы в новом центре работали врачи, которые не гоняли бы месяцами больных, желающих попасть к кардиохирургам. Пациенты кардиоцентра – это ведь в основном селяне, вынужденные проживать в Якутске в дорогостоящих гостиницах или у знакомых. Поэтому его работу надо поставить так, как действуют подобные клиники в Москве, Новосибирске, Томске, Хабаровске и других городах. 
И тут уместно привести высказывание Захарова, которое опубликовала руководитель Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия) Ванда Игнатьева в статье «Сердечный доктор». Вот оно: «Отличие кардиохирургов от других врачей состоит в том, что переживания и тревоги больного они ежедневно пропускают через свое сердце. Для нас нет большего счастья, когда мы оправдываем надежды доверившихся нам людей. И я в душе такому доверию тихо радуюсь, значит, в жизни чего-то ты действительно стоишь…» Почему бы каждому врачу не последовать этому примеру?! 
У кардиохирургов проблем много. Инструменты надо менять через каждые 50 операций, но с момента открытия отделения кардиохирургии практически ничего не обновлялось. Причина: нехватка средств. Из-за отсутствия расходных материалов больных отправляют на лечение по квотам в клиники Хабаровска, Новосибирска, Москвы и Томска.

Мошенничество 
на три миллиарда

Но последние скандалы в Якутии продемонстрировали, что деньги на самом деле есть, их просто миллиардами хапали хищники нашего времени. Так, совсем недавно в Якутске в отношении руководителя фракции «Единая Россия» в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Якутии Владимира Чичигинарова возбуждено уголовное дело о мошенничестве на три миллиарда рублей и ограничении конкуренции при поставке лекарств и медицинских изделий. 
В частности, выяснилось, что компанией «НордФарм» владеют его дочь и сын. Как пишет Ykt.ru, аукционами занималась его дочь Алена Андросова, которая заработала на поставках лекарств в государственные медицинские учреждения 1,1 млрд рублей. Причем наиболее бурную деятельность она вела в 2016–2017 годы, когда Владимир Чичигинаров руководил управлением Росздравнадзора по республике. Первую лицензию на право фармацевтической деятельности Андросова оформила в июне 2005 года, через три месяца после устройства отца в надзорный орган. Владельцем ООО «Регион-Столица» и ООО «Мед-Маркет» является муж Алены – Михаил Андросов. Якутский горсуд его отправил под домашний арест. 
Полагают, что супруга депутата как руководитель ООО «Фармбаза», по данным «Интерфакс-Спарка», обеспечила «Фармбазе» в 2017 году выручку в размере 346 млн руб. и чистую прибыль в размере 55 млн руб. Общая сумма заключенных с «Фармбазой» госконтрактов составляет 878,3 млн руб., пишет портал Rusprofile. 
Якутяне в газетах публикуют много критических статей по поводу непродуманных действий нового министра здравоохранения республики Елены Борисовой – закрыла студенческую поликлинику №5, пытается объединить специальную поликлинику и больницу «Золото Якутии» и прочее. 
А тем временем кардиохирурги, бескорыстные целители народных сердец, остаются без своевременного обновления чудодейственной базы больницы.

г. Якутск

Другие материалы номера