Ранее они считались моральными уродами («в семье не без урода»), то есть относились к исключениям из общего житейского правила. Ныне же алчных эгоистов превращают едва ли не в «двигателей» цивилизационного прогресса. Их холят и лелеют, делая на них ставку, например, как на «лидеров России».
Беда только в том, что все эти «меньшинства» под мощным патронатом мировых элит превращаются в стремительно растущую дробную людскую массу, которая грозит стать новым социальным большинством. Достигнув же этой вожделенной цели, новое «большинство» постарается окончательно узурпировать власть и выбросит на обочину общественного развития людей нормальных, созданных по Божиему провидению и по естественным законам матушки-природы.
Свою лепту (и надо сказать, весьма немалую!) внес в укоренение эгоизма либерализм, теряющий естественную почву на Западе, но именно в силу этого приобретший в России самодовлеющий характер. У нас всегда входит в моду то, что теряет актуальность в Европе. Роковую роль сыграли здесь также крах СССР и компрометация социалистической идеи. Диктатура либерализма подорвала в России базовые устои Семьи, защитником которой был советский строй, и возвела в культ интересы Одиночки, отстаиваемые идеологами капиталистического общества.
Капитализм без твердой и законодательно гарантированной социальной составляющей (то есть капитализм в чистом виде) является системным врагом любых форм сплочения людей. В своем существе капитализм полностью социопатичен, плодя в огромном числе эгоистичных индивидуалистов, алчных потребителей и моральных отщепенцев. Его собственный социум – это стаи хищников и безликая масса разного рода приспособленцев, паразитирующих на сохраняющейся человечности основной массы населения.
Зная эту ахиллесову пяту капитализма, многие мыслители искали формулу капитализма усовершенствованного, «разумного», совмещающего в себе личный материальный стимул и общечеловеческие интересы. Максиму Горькому приписывают максиму «Если я не для себя, то кто за меня, если же я только для себя, то зачем я?». Скорее всего, он цитировал кого-то из древних мудрецов. Это закон золотой середины: творить и созидать все преимущественно для других, но не без учета собственных интересов. Таково извечное правило народного здравого смысла.
Наряду со здравым подходом в русском народе бытовал и идеальный вариант альтруизма. «Последнюю рубашку отдаст», – говорили наши предки о человеке бескорыстном и беспредельно отзывчивом, святом по своей натуре. Наверное, эти слова можно действительно счесть за формулу святости. Но только в том случае, если они выражают искренний порыв сострадательной души. Если же в этом поступке присутствует хотя бы капля потаенного умысла, то это уже признак святоши, жаждущего людской славы и впадающего в ханжество. К сожалению, в нашей жизни подлинных святых насчитываются редкие единицы, а святош – хоть пруд пруди.
Считается, что Советский Союз погубили Александр Солженицын, диссиденты и разного рода «недобитки». Это не совсем так. Во всяком случае, это далеко не вся правда. В разрушительном процессе свою роль сыграли и так называемые коммунистические святоши, которые по эгоистическим побуждениям из кожи вон лезли в льстивых словесах по отношению к советскому строю. Но при смене конъюнктуры они мгновенно объявили себя «узниками совести» и превратились в ярых разрушителей социалистической государственности.
Скрытый эгоист в политике – страшная сила, разрушительное действие которой проявляется не сразу, нарастает постепенно, но в конце концов полностью раскрывает свой негативистский потенциал. Таким был Михаил Горбачев – закоренелый карьерист, демагог, политикан, человек, алчущий власти исключительно для себя. Причем власти любой ценой, в том числе и ворохом льстивых посылов и несбыточных обещаний. Таким, по сути, является ныне и Дональд Трамп, сделавший лозунгом своей президентской кампании девиз «Америка прежде всего». Разница между ними только в личностных темпераментах, эгоистическая же суть – одна и та же.
Мы часто смешиваем эгоизм и индивидуализм. Но это сущностно разные социальные категории. Охвативший Запад индивидуализм, разумеется, опасен, но не в такой степени, как растекающийся ныне по миру эгоизм. Индивидуализм антиобществен, но не агрессивен. Наоборот, он страдает именно разобщенностью и социальной пассивностью. Индивидуалист не хочет ничего видеть дальше своего носа, но и качать права вне своего дома, квартиры, комнаты в общежитии он не намерен. Его «дом» не только его «крепость», но и весь круг и мир его интересов.
Эгоист же социально опасен совсем по-другому – именно как озлобленный одинокий волк или покинувший берлогу медведь-шатун. Его все и всё раздражают в высшей степени. Ибо, с одной стороны, весь мир не может понять его «чистых» устремлений, с другой стороны, окружающие люди везде и во всем нарушают его «кровные» интересы. Не дождавшись справедливости от общества применительно к собственной уникальной персоне, эгоист в лучшем случае начинает мелко пакостить обществу, а в конечном счете превращается в супермена-мстителя.
Немецкий теоретик индивидуалистического анархизма Макс Штирнер (Иоганн Каспар Шмидт, 1806–1856) в книге «Единственный и его собственность» следующим образом выразил свое разрушительное кредо. «Я – собственник своей мощи, – писал он, – и только тогда становлюсь таковым, когда сознаю себя Единственным… Если я строю свое дело на себе, Единственном, тогда оно покоится на преходящем, смертном творце, который сам себя разрушает, и я могу сказать: «Ничто – вот на чем я построил свое дело».
Макса Штирнера на Западе считают предтечей либералистских идей нигилизма, экзистенциализма и постмодернизма. С таким сущностным кредо можно только разрушать – самого себя и собственное окружение. Для созидания, творчества, общественно полезного дела это кредо не годится. Если внимательно присмотреться к так называемым меньшинствам, то не составит труда докопаться до их сути, коренящейся именно в национальном, политическом, социальном, культурном, духовном и сексуальном разрушительном эгоизме.
Социопатия в конечном счете представляет собой именно бунт закоренелого, нетерпимого и радикального эгоиста против человечества и человечности. Источником же социопатии, по моему глубокому убеждению, является не физическая болезнь или психическое расстройство (это всё либеральные отговорки!), а обычный, невинный в малых дозах эгоизм, не ограничивающий себя походу ни в чем и доведенный до высшей степени самолюбивого безумия. То есть до степени отрицания семьи, отвержения любых форм социума и ненависти ко всему человечеству.
Россия – особая страна. Причем особая – буквально во всем. Все попытки переделать ее по европейскому образцу или азиатскому подобию обречены на провал. Вопрос краха всех навязываемых России «переделок» заключается не в их практической слабости, а исключительно в сущностной неизбежности их печального финала. Российское евразийство проявляется именно в том, что все «болезни» Запада она, подобно Луи Пастеру, пропускает через себя, а потом готовит «вакцину» для той же Европы, Азии и всего человечества.
Болезнь капитализма Россия перенесла в XIX веке очень трудно. С рецидивами крепостничества, рабства и даже грубых нравов Древнего мира – с его кровожадностью и высокомерием силы. Но, пожалуй, ближе всего к социопатии в монархической России был не сам капитализм, а его проникновение в народную, крестьянскую среду и порождение в ней явления кулачества, или мироедства. Вырвавшийся из оков традиционалистского социума кулак был не только безжалостным эксплуататором, но и ярым антагонистом социума как такового, включая и Российское государство.
Неудивительно, что в советское время вся мощь государства была направлена именно против кулачества. Колхозы и совхозы стали системными факторами искоренения явления кулачества. Наряду с кулаками асоциальными элементами были объявлены единоличники и кустари, в которых идеологи коммунизма видели мелких буржуа, рассадников кулачества. Попытка «конвергенции» социализма с капитализмом в рамках новой экономической политики сорвалась из-за эгоистического безумия нэпманов. Вместо того чтобы искать компромисс с советской властью, они решили «ловить момент» для личного обогащения и показного мотовства.
В наши дни воплощением эгоистической социопатии являются российские олигархи. Получив несметные богатства мошенническим путем, сознавая ненависть ограбленного ими народа и боясь в одночасье лишиться не только богатства, но и самой жизни, они люто возненавидели свой народ и направили усилия на искоренение любых форм социальной солидарности. Средство собственного спасения они видят только в унижении своей страны и народа и в передаче Российского государства под внешнее управление олигархических элит Соединенных Штатов Америки.
Человек – сложное существо. В каждом из нас намешано всего понемногу: и плохого, и хорошего. Заложена в нас и динамика развития этого самого плохого и хорошего. Частично эта динамика зависит от каждого из нас, но в гораздо большей степени – от конкретных обстоятельств и общего настроя в обществе и государстве. Есть запрос на позитивное – в обществе и человеке активно развиваются добрые начала. Нет такового – развитие идет и так и сяк. Когда же довлеет запрос на дурное – все нормы побоку, человек превращается в зверя, свинью или пресмыкающееся.
Есть выражение «праздновать труса». Это когда человек поддается общей панике и теряет контроль над собой. Сейчас российское общество (да и не только оно одно!) «празднует эгоиста». В условиях массового потребительства, когда царит лозунг «Своя рубашка ближе к телу», люди вообще и народ в частности поддались культу эгоизма. Люди дали волю таящемуся в глубинах души эгоисту. Этот культ наполнил всё подсознание россиян и замутил их сознание. В каждом из нас эгоист расправил крылья и стал вытеснять наше человеческое естество и благоприобретенные нравственные начала.
В каждом эгоисте тоже много чего намешано, но исключительно отрицательного свойства. В первую очередь это алчность, зависть, подлость, ненависть, низменность и многое другое. Даже будучи дитем-херувимчиком (зачастую именно внешнее «ангельство» является личиной скрытых эгоистических начал), эгоист уже отличен от других своей акцентированной уникальностью. С ростом и все большим осознанием своей особенности эгоист мимикрирует, прячет свое нутро и подлаживается под обстоятельства. Созрев же окончательно и полюбив себя страстной любовью, эгоист покидает свой кокон, превращаясь в откровенного рвача и хапугу.
Наши олигархи представляют собой суперэгоистов, возомнивших себя штирнеровскими суперменами, но растерявших в себе все человеческое. Для самооправдания и самоутверждения они сеют в обществе и государстве хаос. Именно во всеобщей анархии и в атмосфере хаоса они чувствуют себя превосходно, причем не только физически, но и духовно. Они боги, зевсы-громовержцы, прячущиеся от простых смертных на своем крепко охраняемом олигархическом Олимпе. Но каждый из них – всего-навсего огромный шар, накачанный до предела эгоизмом. Ткни в шар иголкой, и он лопнет, обнажив полное ничтожество его обладателя.
Надувает же эти шары не кто иной, как именно либерализм – жалкий, сущностно немощный и создающий для собственного самоутверждения дутых кумиров. Благодаря потаканию со стороны нарциссического либерализма эгоизм в России расцвел пышным цветом, пронизав самолюбованием все наше общество – от его элитарных верхов до самого подоночного низа. В сиропе либерализма эгоизм в нашей стране не просто обезумел, но прямо-таки взбесился. Стоит у нас где-то появиться честному деятельному человеку, жаждущему принести пользу своему Отечеству, на него моментально набрасываются пираньи эгоизма. Беспрецедентная травля Павла Грудинина – наглядное тому доказательство.
Эпидемия эгоизма зашла в российском обществе так далеко, что отдельный человек справиться с этой болезнью уже не в состоянии. Судя по трагической кончине Игоря Малашенко (повесился на дереве в саду собственного заграничного дома), в пронизанном эгоизмом обществе личность способна только бесконечно морально падать и духовно разлагаться, а вновь обрести себя она, увы, не может. Личности в России позарез нужна помощь извне, но не в виде американского нового ленд-лиза (со старым мы до сих пор еще не рассчитались), а либо со стороны властей предержащих, либо активным волеизъявлением народной массы.
Нынешняя политико-экономическая система сложилась таким образом, что не быть эгоистом и не воровать в ней нет никакой возможности. Мы живем, по сути, в условиях двоевластия. Одна власть, законодательно оформленная, легитимная, официальная, представлена у нас государственным и административным аппаратом. Другая власть, теневая, полузаконная и даже откровенно криминальная, узурпирована большими денежными мешками. Сколько бы мы ни выдергивали поодиночке проворовавшихся представителей первой и второй властей, сути дела это не меняет. Ибо прочно сложилась СИСТЕМА, в которой обе ветви власти друг без друга ни жить, ни действовать уже не могут.
Весьма многозначительна в этом плане фигура недавно арестованного бывшего высокопоставленного чиновника Михаила Абызова. Будучи лицом, приближенным одновременно и к председателю правительства РФ, и к главе РАО «ЕЭС», Михаил Абызов в качестве министра по делам «Открытого правительства» был в течение 6 лет, по сути, официальным «связным» между правительством РФ и неким «клубом» олигархов, кучкующихся около Анатолия Чубайса. Каковы реальная значимость этих контактов и их цена, должно выяснить следствие. Но уже сейчас ясно, что сам Абызов не остался от своего посредничества в накладе.
В плане темы статьи для нас весьма любопытен в деле Абызова небольшой штришок. В личных вещах арестованного была обнаружена книга Юваля Ноя Харари «Homo Deus. Краткая история будущего». Это новая Библия современной мировой элиты. Автор утверждает, что главными двигателями цивилизации являются еда, власть и секс. Благодаря успехам биоинженерии элита станет богоподобно бессмертной. Технический же прогресс сделает «ненужными» массу смертных, которых надо будет переместить в игровую виртуальную вселенную. Именно таким сегодня видят будущее человечества «продвинутые» представители нашей элиты, в котором простым людям уже не находится реального места.
Лично я не хотел бы такого будущего ни для моих внуков, ни для всех наших потомков. Беспредельный эгоизм нашей элиты необходимо жестко и строго укрощать. Причем именно сейчас, пока он не превратился в массовое явление и пока не обрек человечество на полное уничтожение. Эгоизм – это зверь, заключенный в каждом человеке. Пока он на привязи, он может быть даже добрым и ласковым. Но стоит дать ему волю, он в первую очередь сожрет с потрохами своего хозяина, а потом уже убежит в лес. Надо ли ждать такого момента и такой ли судьбы мы заслуживаем?!