Приветствия съезду прислали коммунисты Германии, Турции, Испании, Британии, Хорватии, Кубы, Венесуэлы.
О партии, ситуации в республике и на линии фронта, о переменах в Киеве и будущем Донбасса рассказывает первый секретарь КПДНР Б.А. ЛИТВИНОВ в интервью «Советской России»:
– КПДНР была образована в 2014-м, после провозглашения Донецкой народной республики. Под взрывы и стрельбу 8 октября мы провели свой учредительный съезд. В этом году нам так же, как республике, 5 лет. На только что прошедшем съезде мы подвели итоги свой работы, наметили план на последующие три года. Суть нашей деятельности – укрепление единства партии, создание широкого блока народно-патриотических сил, вовлечение граждан в политическую жизнь республики и в проведение народно-демократических преобразований.
– В ДНР говорят, что Компартия республики находится на положении полузапрещенной?
– Открыто нас никто не запрещал, но мы вытеснены из представительного органа власти, лишены возможности участвовать в выборах, даже на массовых акциях случаются неприглядные инциденты. Но коммунисты – народ стойкий. Мы участвовали во всех майских праздниках и демонстрациях. Шли со своими знаменами, транспарантами, портретами советских маршалов и вождей. В наших рядах были представители дружеских государств, приехавших в ДНР бороться с укрофашизмом. Нас искренне приветствовали дончане, аплодировали нашим красным знаменам, знаменам стран, борющихся против американской агрессии, – Сирии, Венесуэлы, Кубы.
– Что, по-вашему, движет теми официальными лицами, кто притесняет коммунистов?
– Это отголоски декоммунизации, охватившей Украину, да и в России эти процессы проявляются. Ранее нам запрещали возлагать цветы к памятнику В.И. Ленину, проводить митинги в день рождения вождя, нести красные знамена. Мы это преодолели. Потом нас беззаконно изгнали из Народного совета ДНР. Теперь тянут с принятием закона о партиях, чтобы мы не смогли зарегистрироваться и участвовать в выборах.
…Готовясь к съезду, я вдруг обнаружил, что за сто один год, с момента Великой Октябрьской социалистической революции, коммунисты в законодательных и исполнительных органах власти на Донбассе не были представлены дважды – в период с 1941 по 1943 год, когда хозяйничали фашисты, и второй раз – в последние три года. Даже в буржуазной Украине после развала СССР коммунисты входили в Раду и в местные законодательные органы. А мы в ДНР такого права не имеем. Это опасная ситуация, когда Компартия не допускается в органы власти. Мы обязаны влиять на события от имени широкой общественности. Хотя и в этих условиях нам удается развивать пионерское движение, общественные патриотические организации «Союз советских офицеров» (ССО), «Надежда России»…
– Как отразилась смена власти в Киеве на ситуацию в ДНР?
– Мы, коммунисты, не ожидали от этой смены ничего нового. И оказались правы. Как за старым президентом, так и за новым стоят крупные олигархические кланы во главе с американскими хозяевами. Сменились только имена. Нам внушают мысль об ожиданиях: мол, вот-вот, еще чуть-чуть, и новая власть изменит позицию по отношению к Донбассу. Я так не считаю. Заявления, которые прозвучали от Зеленского, его поездка в Брюссель на смотрины, общение с американцами – все подтверждает, что добрых перемен не случится. Россия названа врагом, политика войны остается в приоритетах нового президента. Парубий в Верховной раде заявил, что не будет отступления от запрета русского языка, что остаются в силе декоммунизация и десоветизации. От этого, сказал Парубий, «ни при каких властях мы не отступимся». В подтверждение его слов в Харькове был снесен памятник маршалу Победы Жукову.
Декоммунизация – сильнейшее зло. Ее насаждают почти 30 лет, не только на Украине, но и во всем мире. Коммунистическая идеология – кость в горле у капиталистов, потому и пытаются нас убрать с дороги. А на Донбассе, несмотря на все запреты, на антикоммунистическую пропаганду, прокоммунистические настроения по-прежнему сильны.
– Как решается в ДНР вопрос о собственности? При Захарченко пытались вводить внешнее управление…
– Эта идея развивается. Но получается странная конструкция – ни нашим, ни вашим. Прежние хозяева не могут управлять своими предприятиями, а государство не делает шагов к их национализации. Тут бы вспомнить опыт Советской России 1918 года. Аналогичная была ситуация. Тогда молодая Советская Республика решилась национализировать предприятия, даже предложила концессию бывшим хозяевам, сказав: берите, развивайте, но под рабочим контролем. И таким образом вышли из кризиса. А у властей ДНР и ЛНР не хватает политической воли пойти на национализацию хотя бы базово-сырьевых отраслей. Будь у коммунистов возможность, мы провели бы национализацию. Начали бы с учета всех предприятий, вернули бы их в рабочее состояние, а управление выстраивали бы по типу народных предприятий. Но действующая власть на это не идет…
– Ощущается влияние олигархов из России?
– Влияние есть, и оно велико. Не исключаю даже, что российский олигархат и украинский в сговоре, и это позволяет им беззастенчиво пользоваться результатами труда рабочих… В итоге страдают экономика, социальная сфера республик. Хотя у нас есть инициативные люди, которые могли бы вдохнуть жизнь в неработающие предприятия. Но пробиться сквозь стену отчуждения труда от капитала – очень сложно. Даже если какое-то предприятие стоит опечатано, найти того, кто позволил бы войти в него, чтобы запустить производство, проблематично.
– Определенные силы подбрасывают тезис, что республикам надо сдаться и вернуться в состав Украины.
– Эти силы во многом ошибаются. Возврата республик в состав Украины быть не может. Это мнение подавляющего большинства наших граждан. Донбасс скорее согласится стать частью России, чем возвращаться в состав нацистской Украины с ее проамериканской, пронатовской политикой.
– В республиках Донбасса началась выдача российских паспортов. Что это дает людям?
– Это положительное событие. Хотя часть людей, которые ездят на Украину за пенсиями и пособиями, не будут торопиться с получением российского паспорта, побоятся, что останутся без источника существования. Но большинство наших граждан заинтересованы в таком паспорте. Огромные очереди выстроились около пунктов выдачи, нужно не один день простоять.
Отрадно то, что, получив российский паспорт, мы становимся гражданами РФ, следовательно, можем участвовать в формировании законодательной власти в России. Через полтора года будут выборы в Госдуму, и мы, как избиратели, сможем отдать свои голоса конкретной политической силе. Наша политическая сила – КПРФ, ей и будем оказывать содействие. Борьба, конечно, обострится. Для этого как раз и нужно политическое структурирование партий в ДНР и ЛНР.
– Сколько жизней унесла война?
– Последние официальные данные – 13 тысяч погибших, 50 тысяч пострадавших и раненых. В числе погибших около 300 детей. Но, я думаю, это неточные цифры. Тщательный подсчет начнется после войны.
– Хоть что-то новое услышали от президента Зеленского?
– О прекращении войны – ни слова. Только Л. Кучму вернул в Трехстороннюю группу по переговорам в Минске. Не знаю, в угоду каким силам продолжают кивать на минские переговоры? Их повестка не охватывает главных вопросов: прекращение огня и восстановление мира, обмен военнопленными всех на всех, договоренность с украинской властью о мирном сосуществовании. Только эти темы нужно обсуждать, все остальное – от лукавого.
– Станет ли Зеленский, на ваш взгляд, самостоятельным политиком или будет рупором Коломойского?
– Он – исполнитель ролей и продолжает играть киношного Голобородько. Станет ли личностью? Пока не вижу таких признаков. А вот кто такой Коломойский, мы хорошо знаем. Это он сформировал и финансировал карательные нацистско-фашистские батальоны «Донбасс», «Азов», «Айдар». Сейчас они растворились в рядах МВД, нацгвардии. Но их идеологическая сущность не изменилась. Они фашисты, у них руки по локоть в крови.
– 21 июля должны состояться досрочные выборы в Раду. Изменится ли в ней расклад политических сил?
– Нет сегодня на Украине доминирующих политических движений, которые могли бы предложить внятную программу. Будет опять каша, временные коалиции. Сейчас часть киевского политического бомонда качнулась в сторону Зеленского. Ю. Тимошенко заявила, что готова с ним сотрудничать, некоторые донецкие олигархи поддержат движение «Слуга народа». Порошенко объединится с националистами. Но среди этих группировок нет сил, которые могли бы повернуть Украину на путь мира и созидания. Так что радужных перемен на горизонте не видно. Нам в республиках остается надеяться только на себя и на российских братьев…
Беседовала