ЛЕТНАЯ НЕГОДНОСТЬ

Как стало известно, перед самым вылетом по маршруту пришлось заменить командира экипажа, так как он почувствовал себя плохо и остался на земле, управление взял на себя пилот-инструктор Владимир Коломин. Большую часть рейса никаких проблем с самолетом не возникало. Однако на обратном пути за 20 минут до посадки на аэродроме Нижнеангарска у самолета отказал левый двигатель. Представители пресс-службы аэропорта рассказали, что пилоты перед посадкой сообщили об этом диспетчерам, подали сигнал бедствия и запросили помощь. Несмотря на то, что за штурвалом корабля был очень опытный пилот: Владимир Коломин проработал в авиации 34 года и имел общий налет 15,7 тысячи часов, по мнению специалистов, не обошлось без ошибки пилотирования. Выводы об этом можно сделать по опубликованной в интернете видеозаписи, сделанной одним из пассажиров. На видео видно: несмотря на то, что садился самолет без реверса и с «разнотягом» в двигателе, пилот выполняет посадку четко по центру полосы. Но затем происходит какой-то сбой, и самолет начинает резко отклоняться в сторону. Что именно послужило причиной, пока неизвестно. В числе ошибок пилота эксперты отмечают высокую взлетно-посадочную скорость, при которой эффект торможения был недостаточным, также все специалисты сходятся во мнениях на том, что выровнять самолет и удержать его на полосе в этот момент можно было уже только за счет мастерского владения штурвалом. Почему этого не произошло – отвлекся ли экипаж, понадеялся ли командир на второго пилота или просто не смог адекватно оценить обстоятельства – предстоит выяснять комиссии. 
Результатом аварийной посадки стало то, что воздушное судно выкатилось с взлетно-посадочной полосы, пробило металлический забор и, врезавшись в здание очистных сооружений, загорелось. Пилот Владимир Коломин и бортмеханик Олег Барданов погибли. Еще двум членам экипажа и всем пассажирам удалось эвакуироваться с борта. Пассажиры потерпевшего катастрофу самолета отмечают грамотные действия бортпроводницы Ан-24 Елены Лапуцкой – по словам очевидцев, она открыла аварийную дверь в конце салона, спасала людей и покинула борт самой последней. А вот открыть передний аварийный выход пассажирам так и не удалось – его заклинило, в итоге мужчины выдавили окно запасного выхода и начали выталкивать туда женщин и детей. Из пассажиров за медпомощью после катастрофы обратились 33 человека, восемь из них, в том числе двое детей, были госпитализированы, четверых из них доставили в больницу Улан-Удэ.
Правительство Бурятии приняло решение по оказанию разовой материальной помощи пострадавшим и родственникам погибших. Средства будут выделены из резервного фонда правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Выплаты начнутся после окончания медицинского обследования пострадавших. 
– Пострадавшим с травмами средней тяжести будет выделено 400 тысяч рублей. Остальным в зависимости от медицинского заключения также будут выплачены соответствующие компенсации. Родственникам погибших пилота и техника будут произведены выплаты по 500 тысяч рублей, – сообщил глава региона Алексей Цыденов. 
Ситуация с авиапроисшествием находится на контроле главы Бурятии. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц. Расследованием будет заниматься центральный аппарат СКР. Ространснадзор и Восточно-Сибирская транспортная прокуратура начали проверку авиакомпании «Ангара». 
Что известно о погибшей машине? 28 июля у сгоревшего самолета заканчивался сертификат летной годности. В эксплуатации Ан-24 находился на протяжении 40 лет, 14 из которых использовался как облетчик радиотехнических средств посадки, после чего был переделан в пассажирский эшелон и в течение 20 лет состоял в парке авиакомпании «Сахалинские авиатрассы». В 2013–2015 годах в Иркутске были проведены работы по продлению ресурсов и сроков службы воздушного судна, оно поступило в распоряжение авиакомпании «Ангара». 
Несмотря на то, что в соцсетях сегодня появляются возмущенные отклики о «полетах на старье» (что, в принципе, происходит практически после каждой авиакатастрофы), независимые эксперты непреклонны:   Ан-24 – проверенная, надежная машина, для которой 40 лет при надлежащем обслуживании и ремонте срок не критический. Как уверяют специалисты, состояние 40-летнего Ан-24 примерно аналогично состоянию 7-летнего легкового автомобиля. 
Оставшийся на земле до полета командир экипажа после аварии также сообщил, что никаких нареканий к самолету ранее не было, недавно он прошел форму оперативного обслуживания, не выявившую никаких отклонений, после которой совершил всего 2–3 рейса. Авиакомпания «Ангара» была в свое время создана на базе авиазавода, и на сегодняшний день технический комплекс позволяет ей выполнять обширный перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов. 
Как при всех исходных данных получилось, что двигатель в полете все же отказал, и почему опытный пилот после этого принял неверные решения – предстоит определить следственной группе. Также придется разбираться, почему уже не в первый раз при авиакатастрофе на взлетной полосе нет к моменту приземления терпящего бедствие судна ни пожарного расчета, ни спасателей. Пожарная машина к месту аварии подъехала с опозданием. Наверняка будет исследован и человеческий фактор, его влияние в данном случае на трагический исход аварии.

Другие материалы номера