Первый раз спецназ Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) попытался арестовать Атамбаева еще 7 августа. Штурм его дома в селении Кой-Таш близ Бишкека продолжался всю ночь. К утру спецназовцы отступили, однако, как оказалось, временно.
Селение было полностью блокировано, не работала мобильная связь и интернет. Ранее власти Киргизии отключили оппозиционные и подконтрольные Атамбаеву телеканалы «Апрель» и бывший парламентский «Пятый канал».
В резиденции Атамбаева собрались сотни его вооруженных сторонников, которых, по некоторым данным, было более 500. Они и противостояли спецназу, не позволив арестовать экс-президента. Итог – около 80 раненых с обеих сторон. Большинство пострадавших находятся в реанимации с огнестрельными ранениями. При этом в МВД Киргизии утверждают, что правоохранители использовали только резиновые пули. В настоящее время известно об одном погибшем. Это заместитель командира спецподразделения ГКНБ «Альфа» подполковник Усен Ниязбеков. Он скончался от снайперской пули в сердце.
В доме Атамбаева находились шестеро спецназовцев, взятых в заложники. Утром 8 августа их отпустили и даже сами отвезли в Бишкек, так как силовики не встретили своих освобожденных коллег.
Весь четверг к Кой-Ташу стягивались полицейские силы и сотни сторонников Атамбаева. В ходе второго штурма со стрельбой и слезоточивым газом он решил сдаться.
Еще 20 июня Жогорку кенеш (парламент) Киргизии передал в прокуратуру перечень обвинений в адрес Атамбаева, подготовленный специальной комиссией. Заявлено, что бывший президент причастен к коррупции при модернизации ТЭЦ Бишкека, к освобождению по поддельным медицинским справкам лидера ОПГ Азиза Батукаева и другим злоупотреблениям. Атамбаев назвал обвинения абсурдными. Он отказался принимать повестки на допросы. Его адвокат Сергей Слесарев предложил полиции предоставить Атамбаеву список вопросов, которые возникли при досудебном производстве. В МВД это предложение отвергли.
Депутаты лишили Атамбаева неприкосновенности, хотя не имеют на это права. Судебная неприкосновенность для бывших и действующих президентов прописана в основном законе страны.
Однако в киргизских условиях апеллировать к конституции – особенно в плане президентской неприкосновенности – бессмысленно. Атамбаев, возглавлявший республику с 2011 по 2017 год, был первым всенародно избранным президентом Киргизии, добровольно и в соответствии с законом покинувшим свой пост. Напомним, Аскара Акаева свергли в результате массовых выступлений в марте 2005 года. Главным его ниспровергателем стал бывший соратник Курманбек Бакиев. Но спустя пять лет, в апреле 2010-го, Бакиев также был свергнут своими соратниками по первой «революции», которых попытался удалить от активной политической деятельности. Одним из них и был Атамбаев.
Статус неприкосновенности не помог ни Акаеву, ни Бакиеву. Против обоих были заведены в Киргизии уголовные дела за коррупцию, злоупотребления полномочиями, антигосударственную деятельность. От преследования Акаев вот уже много лет скрывается в России, Бакиев (которого заочно осудили на 24 года) – в Белоруссии.
На посту главы государства Атамбаев повторил почти все ошибки своих предшественников. Никуда не делись ни коррупция, ни клановость, граждане Киргизии не стали жить лучше. Атамбаев ради неограниченной власти разругался с другими лидерами «апрельской революции». В частности, с временным президентом после событий 2010 года Розой Отунбаевой. Он активно использовал репрессии против политических оппонентов. А любые обвинения в свой адрес называл «бакиевщиной».
Главные его заслуги – вступление Киргизии в Евразийский экономический союз, отсутствие в течение 6 лет серьезных столкновений и беспорядков (как на этнической, так и на клановой и политической почве). И уже упомянутый уход с поста президента – без попыток продлить полномочия.
Впрочем, президентские выборы 2017-го в Киргизии никак не назовешь торжеством демократии. Атамбаев выбрал себе в преемники Сооронбая Жээнбекова – политика, считавшегося достаточно слабым. Расчет понятен: Атамбаев намеревался стать при нем серым кардиналом, сохранив не формальную, но фактическую власть. Правда, сначала требовалось обеспечить Жээнбекову победу над Омурбеком Бабановым – куда более популярным оппозиционным кандидатом, одним из самых богатых людей Киргизии. С этим административный ресурс прекрасно справился. Угрозами Бабанова вообще вынудили уйти из политики и покинуть страну.
Однако в дальнейшем расчеты Атамбаева не оправдались. Его преемник немедленно стал укреплять собственную власть, объявив войну «людям экс-президента», всем потенциальным конкурентам. 5 июня этого года арестовали бывшего премьера Сапара Исакова. Теперь дело дошло до самого Атамбаева.
Президент Жээнбеков 8 августа провел заседание Совета безопасности Киргизии. Он заявил, что Атамбаев «грубо попрал Конституцию и законы Кыргызстана, оказав жесткое вооруженное сопротивление проведению следственных мероприятий в рамках закона». Состоялось внеочередное заседание парламента. Ряд депутатов призвали объявить в стране режим ЧП.
В свою очередь, Атамбаев призвал власти «вернуться в правовое поле» и «соблюдать Конституцию». Выступая в селе Кой-Таш перед сторонниками, он заявил, что вечером четверга поедет в Бишкек на митинг в свою поддержку к зданию парламента. По словам Атамбаева, у его сторонников не было огнестрельного оружия, и нынешняя власть виновна в гибели спецназовца. Впрочем, позже Атамбаев отменил анонсированный митинг.
Противостояние в Кой-Таше тем временем продолжается и после задержания бывшего президента. Милиционеры применяют спецсредства и шумовые гранаты, стреляют резиновыми пулями. Сторонники Атамбаева забрасывают их камнями. Горят баррикады. В больницы доставлены как минимум семеро раненых. Сотни человек отправились в Бишкек и собираются в центре киргизской столицы на площади Ала-Тоо. Толпа кричит: «Жээнбеков, долой!» Около 11 часов вечера четверга милиция начала разгонять собравшихся. СМИ сообщают, что в сторону Бишкека идут больше 2000 человек, толпа раздробила милиционеров на группы, в итоге правоохранители разбежались. Многие едут по полям на автомашинах.
А жители страны напряженно ждут дальнейшего развития событий. Так, магазины Бишкека начали готовиться к возможным беспорядкам. Администрация ТЦ «Вефа», например, запаслась колючей проволокой и усилила охрану. Бишкек уже пережил масштабные погромы после обеих «революций». А потому опасения вовсе не напрасны. В Киргизии и не столь серьезные происшествия становились поводом для глобальных политических катаклизмов. После ночных беспорядков милиция полностью контролирует обстановку в Бишкеке.
Киргизия – член ЕАЭС и ОДКБ, в России постоянно проживают миллионы граждан Киргизии, а в Киргизии – сотни тысяч этнических русских. Между тем Москва никак не реагирует на события, заявляя, что все происходящее – исключительно внутреннее дело Киргизии. Тем самым вновь демонстрируется отсутствие у России внятной политики на постсоветском пространстве – стратегически важном для нашей страны.
Там временем в Чолпон-Ате (городе на севере Киргизии) на 9 августа запланировано заседание межправительственного совета ЕАЭС. Туда уже прибыл российский премьер Медведев.