Самолет садился полностью заправленным, с невыпущенными шасси и при отказе обоих двигателей.
В 6 утра самолет вылетел с подмосковного аэродрома Жуковский в Симферополь, но уже через несколько секунд после отрыва от земли А321 попал в большую стаю сизых чаек. Своими телами крупные птицы забили оба двигателя самолета, и они сразу потеряли тягу.
Команда самолета приняла решение перевести летящий под автопилотом лайнер в режим ручного управления, отключить двигатели и, не выпуская при этом шасси, пойти на посадку.
Впереди по курсу оказалась ровная речная долина, засеянная уже поспевшей кукурузой, которая самортизировала удар фюзеляжа о землю и обеспечила дополнительное торможение.
Сразу после приземления пилоты обесточили все системы А321, чтобы предотвратить воспламенение баков с керосином, а затем организовали эвакуацию пассажиров. Как оказалось, ни один из них серьезно не пострадал.
Несмотря на работу систем отпугивания птиц, их столкновения с самолетами происходят часто. По подсчетам Росавиации, в прошлом году таких инцидентов произошло около тысячи. Международная организация гражданской авиации (ICAO) сообщает о десятках тысяч столкновений с птицами по всему миру.
В России администрации аэродромов обязаны регулярно проводить «эколого-орнитологическое обследование» взлетных полос и прилегающей к аэродрому территории в радиусе 15–30 километров с привлечением специалистов «местных биологических учреждений».
Наиболее действенным методом борьбы с пернатыми на современных аэродромах, по словам специалистов, являются биоакустические установки, имитирующие тревожные крики разных птиц. Однако эксперты также отмечают, что пернатые – умные и быстро привыкают к таким звукам.
В мировой практике также используются живые ловчие птицы или беспилотники, которые внешне похожи на хищных пернатых.
По данным ICAO, в США в год происходит около 13 тысяч столкновений птиц с самолетами. В мире в период 2011–2014 годов произошло более 65 тысяч таких случаев, и эта цифра растет с каждым годом вместе с ростом количества авиаперевозок.
Чаще всего из-за столкновения с птицами повреждаются двигатель и крыло самолета, на эти части приходится больше 40 процентов всех случаев. Реже – лобовое стекло, антенна радиолокатора, фюзеляж, стабилизатор, фара и шасси.
Наиболее опасными считаются попадания птиц в двигатель (из-за угрозы его разрушения) и в лобовое стекло (из-за возможной разгерметизации кабины).
Примерно в трех процентах случаев попадания птицы в двигатель он выходит из строя, а это чревато огромными финансовыми убытками. По оценкам международных экспертов, ежегодный ущерб мировой коммерческой авиации от столкновений с птицами составляет до 1,2 миллиарда долларов.
Наиболее опасны для самолетов стайные птицы – гуси, журавли, чайки, воробьи, скворцы, грачи.
По материалам
https://korrespondent.net/