Оказывается, если бы не сделка, удар по Ирану мог нанести Израиль, просивший «зеленый свет» у США. А теперь эту санкцию Тель-Авиву может дать Трамп.
Джон Керри, бывший глава американской дипломатии при президенте Обаме, возложил часть вины за обострившийся кризис в отношениях с Ираном на президента Трампа. Пришедший на смену «либералу» Обаме Трамп, как известно, вышел из соглашения между Ираном и «шестеркой» стран мирового сообщества, имевшей своей силовой сердцевиной США. Осуждая за это Трампа, Керри тем не менее утверждает, что «Иран тем или иным образом стоял за атакой» на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Саудовской Аравии. А значит, он должен быть наказан.
Вот фрагменты интервью Джона Керри ведущей CBS Маргарет Бреннан.
Бреннан: США не обязаны защищать Саудовскую Аравию после этой атаки, но разве США не будут выглядеть слабаком, если не последует военного ответа?
Керри: Нет, мы не будем выглядеть слабаками, если мы предпримем другие шаги, которые продемонстрируют нашу силу и уверенность в себе. Нужны настоящая стратегия и ясная политика, а этого-то нам здесь и не хватает, я считаю. Тут нужно обратиться к истокам [кризиса]. У нас было соглашение. У нас было соглашение, которое поддержал весь остальной мир…
– Ядерное соглашение.
– Ядерное соглашение. И я слышал, как госсекретарь Помпео нынче говорит: мы хотим попасть в те места, где они [иранцы] не имеют права иметь ядерного оружия. Ну, так мы в этом месте уже были. И Франция, Британия, Китай, Россия – они все поддерживают многостороннее соглашение, которое в свое время было моделью многосторонней дипломатии. Мы тогда (при заключении Совместного всеобщего плана действий СВПД по Ирану в 2015 году. – Прим. ред.) на этом сошлись. Весь мир это приветствовал, СБ ООН этот документ ратифицировал, принял его. И вот тут приходит президент Трамп и выходит из этого соглашения.
– Вы думаете, выход США из этого соглашения вызвал нынешнюю эскалацию?
– Эскалация эта абсолютно предсказуема, и легко было предсказать, что она случится. Потому что над нами смеялись за то, что мы говорили: альтернатива соглашению – война, конфликт. Ко мне лично приезжали лидеры с Ближнего Востока, которые говорили: вам надо разбомбить Иран. К нам тут в США приезжал премьер-министр Израиля, и он просил дать зеленый свет для бомбежки».
(CBS News)