– Уважаемый Дмитрий Викторович, вы так подробно перечисляете все это, что я начинаю за вас опасаться – не относитесь ли вы к этому как к серьезному? Давайте так: мы к этим событиям вернемся, но людям сейчас надо понять, как жить, что делать: рубль валится, рынки валятся… От чего это зависит? Можно ли будет завтра купить лекарства? Начнем с этого, а потом вернемся к шоу.
С моей точки зрения, наступил момент, когда властям надо бы отвечать, а они, вместо того чтобы отвечать, решили устроить банкет для своих… Лет 15–20 назад, еще на «Народном радио» в эфире, в статьях – везде, где мог, я повсюду говорил, что наши власти норовят делать вид, что они вместе с хозяевами мира – с теми, кто производит станки, оборудование, машины, самолеты и так далее. Они опустили нашу экономику и внушали нам: единственно, с кем надо дружить и договариваться, – это производители нефти и газа. Это я писал 15–20 лет назад. Наконец они сподобились, осознали, что надо с другими «бензоколонками» договариваться, и вроде как возникла эта ОПЕК+, и вроде как условились о поддержании цен, чтобы не выкладывать на рынок всю нефть, весь газ сразу. Это было правильное решение. Скажут: почему же Болдырев, который всегда был против монополии, говорит о картельном сговоре? По одной причине… С той стороны картельный сговор – значит, и с этой стороны должен быть картельный сговор, чтобы совсем за бесценок не сдавать свои ресурсы. Очевидная вещь! И тут вдруг не Россия, а российские власти выходят из договора ОПЕК+ (без санкций президента они не могли это сделать) и тем самым рушат мировой рынок нефти.
Я должен поздравить наших братьев-белорусов… Надеюсь, белорусы не успели подписаться на какую-нибудь кабальную сделку. Сейчас, когда фьючерсы на нефть порядка 30 долларов за баррель, им нужно срочно заключать долгосрочные фьючерсы на покупку нефти на мировом рынке, игнорируя тех, кто пытался белорусов прижимать не в интересах России, а в интересах олигархата. Я не думаю, что надо ожидать долгосрочного, еще большего снижения цен на нефть – даже если так будет, то это будет носить локальный характер… Дальше белорусы должны стать очень конкурентоспособными при таких ценах на нефть. В силу жадности российской олигархии, которая при таком падении мировых цен наверняка не допустит снижения цен на энергоносители внутри России…
Значит, белорусы могут получить разнообразные конкурентные преимущества и демонстрировать превосходство своей социально-экономической модели. В белорусской социально-экономической модели важной составляющей являются социальные обязательства предприятий – они их сохранили и сейчас могут стать высококонкурентоспособными. Это очень важная вещь.
Значит, еще раз: почему наши власти пошли на выход из ОПЕК+? Для меня это необъяснимо абсолютно. Вот нет никакого здравого объяснения. Они говорят, что это против американцев, против Трампа, иначе мы бы уступали место на рынке американской сланцевой нефти. Полный бред, потому что американская сланцевая нефть пока что, при тех технологиях, которые есть, становится выгодной только при существенно более высоких мировых ценах на нефть. Единственное объяснение, которое я могу найти: вы знаете, что в мире очень много просто вульгарных финансовых спекулянтов, в том числе спекулянтов на нефти. И если ты играешь на понижение, масштабно играешь, и если в твоих руках возможное действие, чтобы действительно очень резко понизить цену на какой-то биржевой товар, то ты лично можешь наварить огромное состояние на этом. Ну, у меня остается одно предположение-подозрение, что кто-то из связанных с нашей властью решил масштабно сыграть на понижение.
Добросовестные производители, не играющие на интересах спекулянтов, никогда не делают решительных шагов, которые могут обрушить рынки. Это аксиома в любом учебнике…
В любой стране, более-менее успешной, за этим последовало бы масштабное парламентское расследование, публичное расследование: кто готовил материалы, какие эксперты, какие расчеты были, кто что прогнозировал – и состоялись бы посадки, как минимум тех, кто, предположим, дал недостоверную информацию, и на ее основе были совершены неадекватные действия. Вообще-то в таких случаях первые лица уходят в отставку – масштаб событий таков! А наши устроили себе пир: «Мы остаемся, ура!» Всё обрушили… Вы понимаете: у нас лекарств своих нет, электроники своей нет… Девальвация на 10–20% – это вообще-то катастрофа!.. А у нас масштаб неадекватности!
– Юрий Юрьевич, вопрос: мы потеряли не только на курсах валют и обесценивании рубля, мы теряем также рынки? Вы только что сказали про белорусский рынок.
– Это вопрос второстепенный, я считаю. Первостепенные вопросы следующие: обрушили нефтяной рынок. Я, как человек созидательно ориентированный, считаю, что снижение цен на энергоресурсы – это благо для человечества. Это благо для всех тех государств, которые занимаются производством чего-либо. Для всех, кто занят производством. Для Китая, например, снижение цен на энергоресурсы – благо. Почему для нас это не благо? Потому что мы, вместо того чтобы заниматься производством, паразитируем на энергоресурсах. Ключевая стратегическая задача, конечно, вообще уйти с этой нефтяной иглы, что нам Путин обещал еще 20 лет назад. Кстати, президент США Трамп так и заявил, что это благо. Несмотря на то, что республиканцев традиционно связывают с производителями нефти и так далее, для производительной экономики США это, безусловно, благо. Для России, самой северной из густонаселенных стран, это вообще должно быть 25 раз благо, но они не допустят снижения цены именно у нас.
– Неполученную выгоду они будут сдирать именно с нас, именно через повышение?
– Еще раз: не должно было быть такого радикального разрушения, такого панического, обвального снижения цен. Вот в обвальном виновны наши власти. Четко и ясно. Значит, с них нужно за это спрашивать.
Теперь – а при чем здесь рубль? Почему рубль валится? Все объясняют: ну как, у нас же рубль привязан к нефти. Стоп! Открываем конституцию. Где запись, что рубль привязан к нефти? Нет ни в старой, ни с поправками. В конституции написано другое: защита и обеспечение устойчивости рубля – основная цель деятельности Центрального банка, которую он организует (подчеркну – только ее) независимо от других органов государственной власти. Значит, защита и обеспечение устойчивости рубля. Девальвация одномоментная на 10–12% – это защита и обеспечение устойчивости? Или не защитили, не обеспечили?
– Не защитили, не обеспечили.
– Не защитили, не обеспечили! Где прокуратура, суд, тюрьма? У нас во главе Центрального банка «Вам понравится» Набиуллина. Путин ее ставил и говорил: «Вам понравится». А что сегодня обсуждает Дума? Дума сегодня обсуждает, как мы останемся. Вместо того чтобы задать вопрос, а предпринял ли Центральный банк меры. «Никто не имеет права вмешиваться в деятельность Центрального банка по защите и обеспечению устойчивости рубля». Но если уже не защитили, уже не обеспечили, чему должен был быть посвящен весь день? Почему Центральный банк не защитил, не обеспечил российский рубль и тем самым сделал беднее всех граждан страны на 10–15%, хоть они за лекарствами пойдут, хоть за электроникой, хоть за свитером, хоть за ботинками? Все иностранное. В Думе даже это не обсуждается. Главный, ключевой вопрос – что Центральный банк опять, вопреки конституции, не исполняет свою главную конституционную функцию. И это никого не беспокоит, все лицемерно заявляют, что якобы рубль привязан к нефти. Никак не привязан! Рубль привязан к золотовалютным резервам сегодня и к будущим поступлениям, но у нас резервы такие, что рубль можно поддерживать достаточно долго на этом уровне. Если вы не считаете нужным его снизить. Считаете нужным – плавно снижайте, но не допускайте обрушения. А рубль-то обрушился! Значит, опять: в чьих интересах Центральный банк обрушил рубль?
– Кто заработал, да?
– Опять: ясный, четкий ответ – 20 с лишним лет назад был независимый Совет Федерации, была Парламентская комиссия во главе с Сергеем Юрьевичем Глазьевым, которая расследовала причины и обстоятельства дефолта 1998 года и установила, что ключевые должностные лица правительства, Центрального банка и приближенные к ним играли в спекулятивные игры и тем самым провоцировали… и так далее. Это записано в том отчете. Сейчас нет парламента, который создал бы такую комиссию и расследовал, кто играл и выиграл на резком обрушении рубля. Все же очевидно… Когда я 25 лет назад был в Счетной палате, мы же эти вещи все расследовали, что Центральный банк… устанавливал для своих сотрудников и аффилированных лиц процентные ставки радикально ниже, чем тогда были общие ставки, выдавал кредит на 15 лет под фантастически низкие проценты – это все мы тогда расследовали и выявляли. Что же сейчас? Сейчас некому расследовать, но невозможно предположить, что Центральный банк, обязанный обеспечивать защиту и устойчивость рубля, не смог это сделать…
В прошлый раз, в 2014 году, они в два раза обрушили рубль. Есть данные – официальные (могу ссылаться на авторитетных экспертов – Ершова и других, которые просто посчитали, что в тот момент, в 2014 году, у Центрального банка было валютных резервов столько, что позволяло выкупить всю рублевую наличность, всю!). То есть у Центрального банка тогда были исчерпывающие возможности обеспечить абсолютную устойчивость рубля, ни на копейку его не уронив. Сейчас не могу дать точные цифры, они появятся, видимо, постфактум, данные должен кто-то посчитать, но наверняка, я уверен, Центральный банк не приложил никаких усилий… Для Центрального банка прописана главная функция – что он это обязан. Центральный банк даже не попытался. В чьих интересах? Все будут говорить: в интересах бюджета. Ложь! Максимум, с чем можно согласиться, – в интересах лицемерия и наполнения бюджета обесцененными рублями. Но это совсем другое, это уже ложь и обман. Второе – в интересах сырьевиков. Они теряют доходы от продажи нефти, мы им добавим, обрушим рубль, чтобы они меньше тратили на наших рабочих, на народ в нашей России. Значит, в этих условиях возвращаемся к тому, что творится в Думе. В этих условиях – что, отвечать за содеянное? Нет. Мы остаемся – ура! Теперь ясно: в период, когда надо отвечать за содеянное, ПОПРАВКА говорит об одном – эта олигархическая команда навечно. Точка.
Телеканал СПЕЦ