Правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции», поступивший в Госдуму, вызвал негативную реакцию в СМИ. Отзывы сводятся к тому, что РФ скатывается в полицейщину.
«Это не закон, а понятие…», – характеризует правительственную инициативу депутат-коммунист, заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, первый заместитель председателя думского комитета по государственному строительству и законодательству Юрий Петрович Синельщиков. Сказанное в пояснительной записке, что правительство захотело всего лишь «усилить гарантии защиты прав и законных интересов граждан, …усовершенствовать практическую деятельность сотрудников полиции», никого не должно вводить в заблуждение. Законопроект о другом, отмечает депутат.
Помните, сколько раз власть обещала побороть бедность в РФ? Но ничего для этого не сделала. Народ беднеет, тогда как кучка миллиардеров богатеет. За последние два месяца, сообщает Forbes, начиная с 18 марта, в разгар COVID-19, в РФ число долларовых миллиардеров увеличилось с 99 до 101, их совокупное состояние выросло с $392 млрд до $454 млрд. Приумножилось состояние пяти богатейших отечественных миллиардеров (В. Потанина, В. Алекперова, Л. Михельсона, В. Лисина, А. Мордашова) на $22,6 млрд, и достигло $109,5 млрд. Откуда у них такие прибыли?
Люди хотят знать, почему коронавирус одних измучил, истощил и обобрал, а других сказочно обогатил? Разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными в России уже превратился в бездну. Кто в ней сгинет? Народ-победитель или паразитирующий олигархат? Почему несправедливость стала правящей идеологией в РФ? Вместо ответов по существу власть тихой сапой укрепляет полицейщину. На всякий случай?
В Госдуме еще не определена дата рассмотрения этого законопроекта. Над ним размышляет комитет по безопасности во главе с единороссом Василием Пискаревым. Его единопартийцы, а их в комитете значительное большинство, понимают, что они обязаны документ одобрить, для того их и держат в Госдуме. Но тогда еще одно грязное пятно появится на единороссовской репутации.
– Законопроект принимать нельзя, – заявил коммунист Ю. Синельщиков в интервью «Советской России». – В нем нет никакой необходимости. Объяснения, что якобы надо что-то «урегулировать» для полицейских, несостоятельны. Всё уже урегулировано в действующих основополагающих законах «О полиции», в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Гражданском кодексах.
– Что ж тогда предлагается изменить?
– Просто всё переписано на иной лад, как удобно полиции.
– Общество насторожило, что в законопроекте силовикам расширяется «свобода действий».
– Да, этим законопроектом усиливается полицейский режим. Нас хотят убедить, что это делается в целях охраны государства, безопасности общества. Чем крепче режим, власть, считают авторы законопроекта, тем безопаснее жить. Возможно. В Германии в 30-е годы тоже так было. Только вот всякая переориентация в законодательстве, перекосы, ширина охвата законом тех или иных отношений, существующих в обществе, – это свидетельство не укрепления государства, а его ослабления. Множество законов говорит о слабости государства.
Обществом должна править нравственность. Отношения между людьми должны строиться на взаимопонимании. А то законотворчество, которое наблюдаем у нас, оно другое. Его можно повернуть и так, и эдак… Потому как в основе его – несправедливость. Ее пытаются прикрыть ворохом законов.
Порождена несправедливость в России чудовищным, одним из самых огромных в мире, разрывом между бедными и богатыми. И чтобы удерживать народ от протестов, правящий режим хватается за карательную дубинку, наделяя полицию всё большими правами и закрепляя их законодательно.
Например, в Финляндии нет необходимости создавать горы законов, там рядовой человек уважает власть. У них разница между бедными и богатыми минимальна.
На самом деле государство крепко не насилием, а уважением к нему. Будет народ уважать свою власть, тогда и государство станет крепким. Если бы на референдум вынесли этот законопроект, то он не набрал бы и 10% сторонников. «За» проголосовали бы сами полицейские да их родственники.
– Полиции мало действующих законов?
– Существующее урегулирование стало, видимо, неудобным для полиции, придумали суррогатный закон о более комфортных условиях для работы полицейских. Только они, на мой взгляд, плохо знают законы, которые есть. Им бы изучить эти законы, а не мзду суетливо собирать… Но учиться не хотят. И вот решили написать им этот примитивный законопроект, заодно расширили полицейским полномочия, вместо слова «обязан» написали, что «ответственность не несет»… В общем, прописали всё так, чтобы полиции было комфортно, чтобы ничем не обижать «своих» ребят.
– В законопроекте полицейским позволительно стрелять в задерживаемого при малейшем подозрении, что тот может напасть на сотрудника полиции. Но если же достаточно одних подозрений, чтобы полиция открыла огонь, то улицы наших городов могут превратиться в зону боевых действий?
– Муть написана. Всякие частности типа «задерживаемый протянул руку к пистолету» – это уже сигнал к применению оружия. Ни к чему это в законе… В наших законах есть понятие «необходимая оборона», где четко сказано, что во всем должна быть соразмерность. Полицейский должен думать, прежде чем вытащить пистолет. В Уголовном кодексе всё прописано. Положения выработаны жизнью. Не раз корректировались с учетом российской, международной практики. Понятие «необходимой обороны» широкое, в нем множество нюансов, все их прописать нельзя. Можно придумать разные ситуации, когда полицейскому разрешается открыть огонь, даже когда в него еще не стреляют. В новом же законопроекте взяли один случай, да и тот неудачно прописали. Полицейский обязан действовать продуманно. Ключевые слова – «обязан» и «продуманно», что как раз и не отражено в новом правительственном законопроекте. По содержанию его текст крайне неудачный. Если уж захотели дать полиции больше прав – так вразумительно формулируйте положения.
– Новая статья в законопроекте – «Вскрытие машин». Полицейским дается право вскрывать автомобили, залезать в них, даже в отсутствие автовладельца, «для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности». При этом полицейский не несет ответственности за вред, причиненный собственнику.
– Статья неквалифицированно написана с юридической точки зрения, и с ней невозможно согласиться. Как так, если взломал дверь автомобиля, то ответственности не несет? Это противоречит нашему гражданскому праву, где сказано, что государство, чиновник отвечает перед гражданином за причиненный ему ущерб. Когда даже в крайней необходимости полицейский причиняет ущерб гражданину, хоть и действует правомерно, всё равно за причиненный вред он несет ответственность и его организация. Только по решению суда он может быть освобожден от ответственности.
Например, если при погоне за опасным преступником пришлось заблокировать его автомобиль. Но не в том случае, когда человек, не надевший маску, спрятался в своем автомобиле от полицейского. За такой проступок по действующему закону автомобиль нельзя ломать. А по новому законопроекту можно будет ломать.
– И ответственности никакой?
– В том-то и дело. Хотя гражданское право говорит, что ответственность есть: гражданин невиновен, а дверь его автомобиля взломали. В таких случаях государство несет ответственность за действия полицейского, нанесшего ущерб гражданину. А то, что написано в новом законопроекте, – явная несуразица.
В законе о полиции есть положение о том, когда полиция может вскрывать дверь и не только авто, но и в офис, в квартиру, в гараж… В нем дифференцируется вскрытие по поводу преступления, и вскрытие – из-за административного проступка. Это разные случаи, и разная бывает ответственность. А в новом законопроекте вводится понятие «происшествие», которое позволяет давать широчайшие толкования событиям и действиям. И полицейским это на руку. Им будет всё можно. Например, у меня прорвало кран, вода полилась. Это уже происшествие, значит, можно осматривать и место аварии, и всё мое жилище. Под происшествие попадает всё что угодно, и это всё дает право полиции взламывать, открывать, осматривать. Но это не имеет ничего общего с законностью, с правом.
– Это уже произвол…
– Конечно, произвол.
– А еще, сказано в законопроекте, сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные им при выполнении обязанностей. Полицейский становится выше закона?
– Этой фразой дают понять, что полицейский не несет никакой ответственности, если он выполняет приказ.
– А если приказ незаконный?
– Тогда по действующему законодательству ответственность понесут и отдавший приказ, и выполнявший его. А в новом законопроекте полицейского освобождают от такой ответственности. Ему говорят: не задумывайся, просто выполняй такой приказ, какой получил, – и всё. Но это противоречит законам, которые уже существуют.
Хотят узаконить право полицейских ограждать митинги, шествия, устанавливать границы, где можно участникам находиться, а где нельзя. Бывая на наших митингах, я всегда спрашивал: для чего ограждают? Закона ж такого нет. Мне отвечали: указка свыше. Другие напрямую говорили: для того, чтобы посчитать число людей, пришедших на митинг, и не допустить «лишних». Поэтому цифры полиции значительно расходятся с данными организаторов мероприятия.
Заборы ставят, чтобы отсечь людей, заинтересовавшихся митингом. Особый контроль – за акциями коммунистов. Стараются беспартийных отрезать от участия. Партийные пройдут и через ворота, и через металлоискатели, откроют свои сумочки, покажут, что в них. А люди за ограждениями говорят: не пойдем туда, не хотим связываться с полицией. Хотя они сторонники митингующих. Так что у ограждений политическая цель – ограничить число участников.
Мое мнение, а я на митинги хожу регулярно, нужды в ограждениях нет. Нас убеждают, что они нужны в целях безопасности. Это отговорка. Ограждения не нужны.
Когда «голубые» устраивают свои шествия, то их надо охранять, чтобы не избили. А коммунистов зачем оцеплять? На коммунистов простые люди не нападают. По моим наблюдениям, наши коммунистические мероприятия вызывают интерес, у нас много сочувствующих, а ограждения отсекают людей, которые хотели бы быть в наших рядах.
– Почему, по-вашему, именно сейчас, во время карантина, в Госдуму внесен этот законопроект? Палата работает в сокращенном режиме.
– Понимают так, что пока пандемия, легче будет такому законопроекту проскочить, надеются, что шума будет меньше. Думские заседания сейчас укорочены, законопроекты принимаются почти без обсуждения, всё быстро ставится на голосование. В течение 10 минут закон принимается. Так же оперативно хотят провести и сомнительный законопроект. Люди о нем не просили. Обществу он не нужен. Но нужен власти для усиления карательных функций МВД, нужен полиции, для удобства жизни.
– Россию называют страной силовиков. Сколько у нас полицейских?
– На конец 2018 года в системе МВД работали 914 500 сотрудников. Только в Москве полицейских порядка 100 тыс. человек. Недостатка в кадрах нет. У полицейских неплохие заработки, они получают служебное жилье, им сохранили прежний пенсионный возраст, размер пенсий выше, чем у остальных граждан.
Конечно, работа у полиции непростая, если ее по-честному выполнять. И платить за нее надо хорошо. Но могу сказать, что деньги платят не только за борьбу с преступностью, но и за преданность власти. За всё в совокупности платят. Одно от другого не отделишь.
Предлагаемый новый закон явно избыточный, процентов 80% норм – совершенно ненужных. Пытаются в нем каким-то образом истолковать то, что считает нужным начальство полицейское, что считают нужным сами полицейские. Авторы законопроекта, а это наверняка представители МВД, изобретают свое полицейское право, помимо того права, которое существует для всего общества…
Это не закон, а понятие скорее, свойственное тоталитарному обществу с ярко выраженным тоталитарным режимом. Бороться с преступностью надо цивилизованными методами. Конечно, избавиться от преступников можно, если убивать их на месте. Но мы же говорим, что у нас правовое государство, а не полицейское.
Давайте будем устранять причины, порождающие преступность, – нищету, безработицу. Давайте создавать людям условия для достойной жизни – развивать производство, науку, поднимать экономику. Давайте устранять имущественное неравенство людей. Бывает, что бедный, решаясь на преступление, морально себя оправдывает: я ограблю богатого, потому что он тоже награбил. В этом корни преступности. Если бы у нас не было такого неравенства, как сейчас, то и такого разгула преступности не было бы.
Но специальным законом для полиции ее не победить. Нельзя принимать правительственный законопроект репрессивно-полицейского назначения, это антиконституционно.
Интервью записала
Галина ПЛАТОВА
Информация в дополнение к интервью
Из самоизоляции нас могут встретить с «нежностью»
Пока простой российский народ мучается в режиме «самоизоляции» и составляет свои претензии к властям, они тоже работают на перспективу, готовятся к уличным встречам, чтобы сбить накал протестных настроений. Из открытых источников, намеренной утечки информации, обсуждений в социальных сетях становится ясно, что в последние годы в силовые структуры, такие как МВД и Росгвардия, закачиваются мощные финансовые ресурсы. Недавно была названа сумма порядка 7,3 миллиарда – только на закупки вооружения и спецтехники. С начала 2020 года именно на эти цели потрачено около 1 миллиарда.
Точно так же, из открытых источников, становится ясно, что власть ничего не жалеет для борьбы с собственным народом. Мало того, многие виды спецсредств и спецтехники приобретались силовыми структурами через открытые конкурсы, информация в которых доступна для самого широкого круга «любопытных». Вот только несколько фактов, о которых сообщали российские СМИ:
– 364 млн рублей было потрачено на приобретение бронированной техники для разгона и пресечения несанкционированных митингов и уличных беспорядков.
– 345 млн рублей – на защитные шлемы.
– 20 млн рублей – на закупку комплектов для защиты рук и ног «Щиток».
– 11 млн рублей – на защитные очки «Стрелок».
– 30,5 млн рублей – на защитные щиты «Авангард», «Пионер-600» и тактические фонари.
– 24 млн рублей Росгвардия потратила на дистанционные электрошокеры-дубинки.
– 1,2 млн рублей потрачено на «классические» резиновые «демократизаторы».
– 2 млн рублей было потрачено на такое же количество наручников «Нежность».
– 10 млн рублей было потрачено на баллоны со слезоточивым газом с натуральным экстрактом жгучего перца.
– 167 млн рублей – на закупку наступательных противопехотных гранат. (Против кого это Росгвардия собирается применять такое количество наступательных противопехотных гранат?)
И это еще не всё.
На совещании по вопросам развития автомобильной промышленности было заявлено о закупке еще как минимум 25 тысяч единиц спецтехники для силовых структур.
Плюс «изюминкой на кексе» является распоряжение президента о повышении денежного довольствия для служащих Росгвардии и МВД.
Это только материальная часть подготовки. Но ее применение невозможно без соответствующей нормативно-правовой базы. И такая база подготавливается ускоренными темпами. (Выше публикуется беседа с депутатом Госдумы, обладающим солидным опытом прокурорской практики. Он предостерегает от узаконенной широкой безответственности за действия полицейских.)
Буквально недавно правительство РФ согласилось засекретить госзакупки силовых ведомств. Данная информация опубликована на официальном сайте Госдумы. А перед этим правительство одобрило поправки в закон, позволяющий скрывать данные о владельцах элитной недвижимости, самолетов и яхт.
Заодно принимаются законы призванные защитить силовиков, правящую «элиту» и аффилированный с ней бизнес от пристального внимания гражданской общественности. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что после выхода из навязанного нам властью строгого режима «самоизоляции» граждане попадут в «новую реальность», реальность тотального контроля со стороны государства и жесткого подавления любого протеста.