Исторически рыбная продукция имеет существенное значение в обеспечении населения страны белками животного происхождения (до 20–25% от годового потребления), она играет важную роль в решении продовольственной безопасности страны.
Труд рыбака всегда был почетным и исторически базировался на веками установленных практикой правилах, приемах вылова рыбы и, главное, справедливых объемах ее изъятия из того или иного водоема, того или иного вида рыбы с тем, чтобы не нарушить естественный ход ее воспроизводства. Со временем этот процесс – сколько рыбак может выловить рыбок – стал главнейшим и перешел во всех странах с развитым рыболовством и капиталистически-рыночными отношениями в государевы властные полномочия. Не обошло это и современную капиталистическую Россию с существенной поправкой на влияние в этом лоббистских группировок, приближенных к властным структурам. Пожалуй, образцом такого лоббирования является подписанный пять лет назад, точнее, 9 ноября 2015 года, президентом Российской Федерации В.В. Путиным «Перечень поручений» (по итогам Госсовета 19.10.2015) почти за три десятилетия российских капиталистических порядков это пятое изменение основных положений, по которым осуществляется наделение пользователей квотами на вылов водных биологических ресурсов. А это затрагивает практическую деятельность всей рыбной отрасли и прежде всего его морского рыболовства, которое обеспечивает до 95% годового вылова и не менее 80% производства пищевой рыбной продукции. Все эти неоднократные преобразования аргументируются властями как улучшение управляемостью отраслью, способствующее сохранению водных биологических ресурсов.
Какие все же основные уроки преподнес рыбный капитализм России тем, кто продолжает трудиться в этой отрасли и главное – для населения страны? Выскажу ряд своих соображений на этот непростой вопрос.
Рыбное наследие Советского Союза
Активный переход от директивно-плановой распределительной системы, существовавшей в СССР, к капиталистической рыночной системе начался в новой России с 1992 года.
К этому времени в рыбном хозяйстве страны, в условиях СССР, сложилось устойчивое обеспечение населения разнообразной рыбной продукцией в пределах рекомендованных медициной норм. Можно сказать, Советский Союз занял лидирующее положение среди государств с развитой рыночной экономикой и рыболовством. Все это стало возможным благодаря формированию единой рыбной отрасли, в основе которой был ряд четких узаконений:
«Государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса.
Государству принадлежат основные средства производства…
Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.
Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам этих народов».
Основной задачей рыбного хозяйства в Советском Союзе являлось удовлетворение населения страны в разнообразной, качественной рыбной продукции в соответствии с нормами ее потребления не ниже рекомендаций АМН – 18,5 кг/чел/год. Подчеркну: потребление рыбной продукции, а не сырья рыбы.
Развитие рыбного хозяйства СССР осуществлялось на основе директив, принимаемых на съездах, пленумах КПСС, которые в последующем утв ерждались правительством СССР в пятилетних планах, формируемых Госпланом СССР с участием специалистов, ученых Министерства рыбного хозяйства (далее – Минрыбхоз СССР) и бассейновых структур.
Все это позволило за годы Советской власти сформировать на плановой основе положительный вектор развития рыбной отрасли по следующим направлениям.
Сырьевая база рыболовства
В советский период сырьевая база рыбного хозяйства включала в себя естественных гидробионтов морей, океанов, внутренних рек, озер, прудов и результатов рыбоводства. Вовлечение этих ресурсов в промысел на основе научных рекомендаций позволило последовательно наращивать вылов и производство пищевой рыбной продукции. Прогнозы ученых и результаты работы бассейновых научно-исследовательских институтов и рыбопромысловых разведок в послевоенный период ориентировали промышленность на устойчивое использование контролируемой сырьевой базы с доведением общего вылова не менее 10 млн тонн в год.
И это в последующем подтвердилось практически. Рубеж в 10 млн. тонн был достигнут в 1975 году. Более того, в 1986–1987 гг. Советский Союз по вылову – 11,1–11,3 млн тонн вышел на первое место в мире. При этом 5–5,2 млн тонн добывалось по межправительственным соглашениям и договоренностям в 200-мильных зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана. Учитывалось и то, что использование основных производственных мощностей рыбного хозяйства и прежде всего рыбопромыслового флота осуществлялось за пределами территории России и его постоянной подвижности. Это в свою очередь требовало определенной защиты рыбопромысловой деятельности флота СССР в Мировом океане со стороны государства и прежде всего МИДа, силовых структур.
В этих целях была сформирована соответствующая государственная система по закреплению интересов отечественного рыболовства при осуществлении промысла в 200-мильных зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана. В ее основе была разработка специалистами Минрыбхоза СССР в 64 межправительственных и 13 межведомственных соглашений в области рыболовства с 44 государствами. Кроме того, Минрыбхоз СССР по поручению правительства СССР представлял Советский Союз в 15 многосторонних межправительственных конвенциях и соглашениях по вопросам рыболовства и сохранения морских живых ресурсов. В 20 государствах, с которыми осуществлялись широкие связи в области рыбного хозяйства и вблизи берегов которых велся широкомасштабный отечественный промысел рыбы, функционировали представительства Минрыбхоза СССР; в 13 государствах действовали смешанные советско-иностранные компании, экспедиции, общества по рыболовству и обслуживанию отечественных судов в иностранных портах. Осуществлялось содействие ряду стран в подготовке кадров (около 1500 граждан в год) для национального рыбного хозяйства. А также направление наших специалистов (до 750 человек) в эти страны. Проводились и совместные научно-поисковые экспедиции по оценке рыбных запасов.
Каковы же были в то советское время прогнозы по дальнейшему использованию рыбным хозяйством страны освоенной сырьевой базы и разведанной в Мировом океане, в своих прилегающих морях, а также в реках, озерах и других водоемах?
Ответ на этот вопрос дают материалы коллегии Минрыбхоза СССР, состоявшейся в феврале 1982 года, где рассматривался прогноз по сырьевой базе на перспективу до 2000 года, представленный ВНИРО совместно с бассейновыми НИИ. В этом документе на основе научных данных прогнозировался возможный вылов в 2000 году отечественным флотом в Мировом океане во внутренних водоемах, включая производство аквакультуры суммарно – 14 млн тонн. И это в условиях повсеместного введения 200-мильных зон. При этом в собственной 200-мильной исключительной экономической зоне прогнозировался вылов не менее 5,2 млн тонн, в открытой части Мирового океана – 5,3 млн тонн, в 200-мильных зонах иностранных государств – 1,6 млн тонн и во внутренних водоемах, а также за счет развития аквакультуры в пресных водоемах и морской прибрежной зоне — 1,9 млн тонн.
Именно эти данные закладывались как базовые при защите в Госплане СССР финансовых и других показателей, включая строительство нового поколения рыбодобывающего, научно-поискового, транспортного и другого вспомогательного флота для рыбного хозяйства на перспективу.
Научно-поисковый мониторинг сырьевой базы и отрасли
Для устойчивого обеспечения рыболовного флота сырьевой базой, ее приращения и осуществления мониторинга на бассейнах были созданы и успешно функционировали государственные самостоятельные НИИ (ТИНРО, ПИНРО, АтлатНИРО, АзчерНИРО, КаспНИРО и другие), а также рыбопромысловые разведки (Дальрыбпромразведка, Севрыбпромразведка, Запрыбпромразведка, Азчеррыбпромразведка). Все они располагали современным для того периода научно-поисковым специализированным флотом, не уступающим аналогичным в зарубежных государствах.
Общее научно-методическое руководство всеми бассейновыми научно-исследовательскими организациями осуществлялось ВНИРО, расположенным в Москве.
Изучение и контроль за состоянием водных биоресурсов, развитие прудового, озерного хозяйства и аквакультуры занимались ГОСНИОРХ, ВНИПРХ с отделениями в республиках и ряде областей.
Контроль за выполнением правил рыболовства, мероприятия по восстановлению важнейших рыбных ресурсов осуществлялся специализированным Главным управлением по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза СССР, в который входили 43 бассейновых управления.
Анализ экономической деятельности рыбной отрасли и информационное обеспечение руководства Минрыбхоза СССР и руководства бассейновых объединений о текущем и перспективном состоянии отрасли, а также мировых тенденциях осуществлялся ЦНИИТЭИРХ-ВНИЭРХ, расположенным в Москве.
Отслеживание работы флота, судов разных типов в различных районах Мирового океана и перспективная разработка технических заданий на строительство новых судов осуществлялись научно-исследовательским институтом ГИПОРЫБФЛОТОМ, находящимся в г. Ленинграде и имеющим свои отделения на бассейнах.
Производственные мощности
Добывающий, приемотранспортный, вспомогательный флот насчитывал более 10,3 тыс. судов разных типов, в том числе около 3,8 тыс. судов морского и океанического исполнения, включая 2,7 тыс. добывающих, 282 приемотранспортных, 56 обрабатывающих плавбаз и прочего вспомогательного флота. Все они находились в государственной и колхозно-кооперативной собственности, входящей в соответствующие рыбодобывающие государственные предприятия и рыболовецкие колхозы.
Пополнение флота новыми судами, модернизация действующих судов и условия их эксплуатации обеспечивались системой государственного управления и инвестирования. Так, государственные капитальные вложения на развитие добывающего флота составили (в ценах того периода): в 1951–1955 гг. 425 млн руб., 1956–1960 гг. – 1027 млн, 1961–1966 гг. – 1479,5 млн, 1966–1970 гг. – 2415,7 млн, 1971–1975 гг. – 2569,3 млн, 1976–1980 гг. – 3256,7 млн, 1981–1985 гг. – 3574,2 млн, 1986–1990 гг. – 4900 млн рублей. Такая государственная поддержка флота позволяла на плановой основе изменять структуру добывающего, обрабатывающего, приемотранспортного и научно-поискового флота в зависимости от состояния сырьевой базы и научно-технического прогресса. Все это осуществлялось не только на отечественных судостроительных заводах, но и на многих зарубежных верфях: ГДР, Польши, ФРГ, Финляндии, Голландии, Англии, Франции, Японии и других стран.
Наделение добывающего рыболовного флота лимитами-объемами возможного вылова осуществлялось на годовой плановой основе Минрыбхозом СССР в зависимости от состояния сырьевой и производственных мощностей флота того или иного предприятия, рыболовецкого колхоза. Доступ к использованию сырьевых ресурсов осуществлялся на бесплатной основе.
Береговая портовая, судоремонтная и рыбоперерабатывающая инфраструктура, а также сбытовая сеть с учетом разветвленной системы магазинов «Океан», а их было 140 крупных и до 80 средних и малых, способствовали увеличению производства пищевой рыбной продукции. Немаловажное значение имело и ритмичное потребление рыбопродуктов различными госструктурами (армия, флот и др.), а также закладка их в госрезерв.
Производство рыбных консервов и пресервов из различных как морских, так и пресноводных рыб достигло около 3 млрд условных банок в год. Причем их выпуск осуществлялся не только на береговых рыбокомбинатах, но и непосредственно в море на плавбазах и рыбопромысловых судах.
Большое значение для сельского хозяйства имело производство на судах, плавбазах и береговых заводах рыбной муки, кормового фарша, которое достигало 700–770 тыс. тонн в год.
Управление отраслью
За годы советской власти управление отраслью претерпело несколько реформ. В послевоенный почти 50-летний период, до развала страны, в правительстве СССР отрасль была представлена Министерством рыбной промышленности, впоследствии переименованным в Министерство рыбного хозяйства. В этот период сменилось всего четыре министра: А.А. Ишков, В.М. Каменцев, Н.П. Кудрявцев и Н.И Котляр. Все они были профессионалами-рыбниками, прошедшими до своего назначения на государственную должность огромную производственную школу, по существу, от рыбака, рабочего и так по всем производственным ступенькам до министра.
Ни у одного из них, а мне пришлось работать под руководством всех четырех, никаких протеже или «мохнатой лапы» не было. Одно точно было – опыт, талант и заряженность на решение возникающих проблем, умение работать с людьми. Такими же, за редким исключением, были и назначаемые правительством СССР по рекомендации министра его заместители.
Была сформирована действительно вертикальная система управления отраслью, в основе которой был бассейновый принцип. Так, в морском рыболовстве ведущая роль отводилась таким бассейнам, как Дальрыба, Севрыба, Запрыба, Азчеррыба и Каспрыба, руководители которых подчинялись Минрыбхозу СССР и профессионально управляли им и имели не только властные полномочия, но и несли за свои действия или бездействия всю полноту ответственности. Характерно было и то, что соответствующие отделы в правительстве СССР, Госплане СССР и в партийных органах, которые курировали рыбную отрасль, укомплектовывались, как правило, профессионалами-рыбниками.
В основе планового развития рыбного хозяйства в СССР была государственная собственность на сырьевые водные биоресурсы и государственная и колхозно-кооперативная собственность на основные производственные мощности, и прежде всего рыбопромыслового флота с четко определенными целевыми установками. Все это позволило довести потребление населением рыбной продукции, в целом по стране, с 7 кг в 1950 г. до 20,3 кг на человека в год в 1990 г. В РСФСР этот показатель был выше – около 24–25 кг при рекомендованной АМН в то время норме 18,5 кг. При этом 95–98% внутреннего рынка рыбопродуктов и его потребления формировалось за счет отечественного производства.
Из приведенного выше вполне очевидно, что потенциал рыбной отрасли (сырьевая база, научно-поисковое обеспечение, производственные мощности, кадровый состав, управление и т.д.) советского периода к моменту развала страны был значителен и имел перспективы на дальнейшее развитие.
Рыночная рыба России
Новое руководство России, выбравшее капиталистический путь развития, получило в наследство от советской власти значительные сырьевые, производственные ресурсы, научный, кадровый потенциал, выверенную систему управления отраслью и ведущее место рыбной отрасли страны в мировом рыболовном сообществе с достойным авторитетом в нем.
Реформирование рыбной отрасли, ее целевые задачи, как и всех других отраслей экономики России, осуществлялось директивными указаниями президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина, впоследствии В.В. Путина – Д.А. Медведева и вновь В.В. Путина, а также постановлениями, распоряжениями правительства Российской Федерации, программами, концепциями, стратегиями. Определяющее значение в этом имели решения Госсовета, Государственной думы и Совета Федерации.
В основе реформирования рыбного хозяйства была приватизация основных производственных фондов – судов, предприятий, организаций и создание условий для передачи их в частную собственность. Под это были приняты и соответствующие положения Конституции Российской Федерации от 1993 года. В частности, в ней особо подчеркнуто превалирование частной собственности:
«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
…вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами…»
За короткий период в рыбном хозяйстве новой капиталистической – рыночной России были волевыми указаниями руководства страны приватизированы и перешли из государственной в частную собственность все основные производственные фонды отрасли, и прежде всего рыбопромысловый флот и рыбоперерабатывающие предприятия.
Производственная деятельность приватизированных частных компаний, фирм, предприятий рыбной отрасли, исходя из принятой нормативной базы, была направлена на получение ПРИБЫЛИ. И желательно максимально возможной ПРИБЫЛИ при существующих рыночных условиях в России и на мировом рыбном рынке.
В то же время целевыми задачами всего рыбного хозяйства, переименованного соответствующим Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым (26 ноября 2019 г. №2798-р) по предложению Минсельхоза и Росрыболовства как «рыбохозяйственный комплекс России», являются:
– достижение объема вылова в 5396 тыс. тонн;
– производство аквакультуры – 618 тыс. тонн;
– увеличение поставок на экспорт на 57% с доведением в стоимостном выражении до 8,5 млрд. долларов США;
– уровень самообеспечения по рыбе и рыбопродукции отечественного производства – 85%;
– доля новых судов, построенных на территории Российской Федерации, в общей структуре флота должна составить 80%:
– увеличение доли обслуживания отечественного рыболовного флота в российских портах до 80%;
– потребление рыбы и рыбопродукции в домашних хозяйствах Российской Федерации составит в сырце 25 кг на человека в год.
Все эти и другие показатели развития «рыбохозяйственного комплекса» России утверждены правительством Российской Федерации двумя базовыми стратегиями:
– Распоряжением правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. №2798-р «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2030 года и План мероприятий по ее реализации»;
– Распоряжением правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. №993-р «Стратегия развития сельскохозяйственного и рыбохозяйственного комплексов России до 2030 года».
Позволю заметить, что основные цели частных компаний, фирм, предприятий и их собственников, осуществляющих свою экономическую деятельность в рыбной отрасли (получение максимальной ПРИБЫЛИ), и заявленные цели государственной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса России (увеличение вылова, экспорта, доли отечественных судов, потребление рыбы и рыбопродуктов населением страны и т.д.) не совпадают и даже находятся в противоречии между собой.
При этом, отдав в частную собственность основные производственные мощности рыбной отрасли, властные структуры новой капиталистической России оставили за собой право распоряжаться водными биологическими ресурсами. Именно посредством последнего и происходит фактическое «управление» рыбным хозяйством России и это же используется властями как рычаг принуждения собственников для исполнения ими принятых федеральными органами тех или иных решений.
Реформирование всей рыбной отрасли и встраивание ее в рыночные отношения затронули все основные направления ее деятельности и прежде всего:
Сырьевая база рыболовства в результате прекращения промысла и научно-поисковых работ в целом ряде районов Мирового океана ввиду низкой рентабельности добываемых рыбных ресурсов и их ограниченного спроса на мировом рынке, а также прекращения государственного финансирования такой деятельности значительно сократилась. В целом она составляет в настоящее время и на перспективу с учетом ведения рыбопромысловых операций отечественным флотом в основном в 200-мильной исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе России и в прилегающих районах морей, океанов Северного полушария не более 6–7 млн тонн.
Научно-поисковый мониторинг сырьевой базы и отрасли в результате рыночного реформирования значительно теряет свое ведущее положение при определении оценок состояния сырьевой базы отечественного рыболовства и отрасли.
Бассейновые НИИ лишены самостоятельности, они, по существу, стали придатками-филиалами московского ВНИРО со всеми вытекающими последствиями, вплоть до потери связей с промышленностью.
Научный флот устарел и не пополняется. По этому показателю Россия уступает не только соседним с нами государствам, с которыми у нас морская граница и общие рыбные запасы, но и всем ведущим рыболовным странам мира с рыночной экономикой.
Ликвидированы бассейновые рыбопромысловые разведки. Поисковые суда, а их было около 150 единиц, приватизированы и стали рыбодобывающими судами, принадлежащими различным компаниям, либо утилизированы.
Ряд важнейших научно-исследовательских институтов, отслеживающих экономические показатели рыбной отрасли и флота, сокращены (ВНИЭРХ, ГИПРОРЫБФЛОТ и другие.) либо ликвидированы.
Контроль за выполнением правил рыболовства и сохранением морских живых ресурсов в 200-мильной исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России передан из Росрыболовства в ПУ ФСБ России, что привело к избыточному контролю и противоречивому осуществлению этой деятельности на практике.
Производственные мощности и прежде всего добывающий, приемотранспортный, вспомогательный флот, в результате приватизации претерпел существенные изменения. Он в целом уменьшился почти в три раза по сравнению с советским периодом. Основой частных рыбодобывающих компаний, фирм, предприятий стали суда среднего и малого класса. Большинство крупнотоннажных добывающих, перерабатывающих и приемотранспортных судов, успешно функционировавших в советский период в самых отдаленных районах Мирового океана, после приватизации проданы, перепрофилированы на другую морскую деятельность либо утилизированы.
Капиталистическая Россия прекратила выделение инвестиций для модернизации и обновления рыбопромыслового флота. Не было даже попыток госорганов к созданию экономико-финансовых механизмов по решению этой проблемы, с использованием зарубежного опыта, что неоднократно предлагали рыбопромышленники.
Вместо этого на основе рекомендаций президиума Госсовета от 19 октября 2015 года и соответствующих внесенных поправок в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» введены так называемые «инвестиционные квоты – квоты под киль». В соответствии с ними до 20% от ОДУ отбираются от всех пользователей и затем они передаются только тем компаниям, фирмам, предприятиям, которые строят новые рыбопромысловые суда на российских верфях или береговые рыбоперерабатывающие предприятия. По существу, принудительно, через механизм «квот под киль» рыбаков заставляют развивать судостроительные российские верфи. При этом стоимость построенных рыболовных судов на этих верфях ожидается выше на 10–20% по сравнению с аналогичным строительством таких судов на зарубежных верфях.
Такая система обновления рыболовного флота, через квоты, применяется впервые в мировой практике. Как и платность за рыбные и другие водные ресурсы для пользователей своей страны при осуществлении их промысла в водах, находящихся под юрисдикцией России.
Наделение пользователей ресурсами в условиях формирующегося капитализма претерпело многократные изменения. Оно прошло тернистый путь от распределения по регионам, мощностям рыбопромыслового флота через аукционы к «историческому принципу». В настоящее время исторический принцип, оправдавший себя на практике, прошел «модернизацию», предложенную отдельными лоббируемыми компаниями, поддержанную руководителем Росрыболовства И.В. Шестаковым и внедренную волюнтаристски председателем правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым, который, по моему мнению, может именоваться «смешанной исторически-инвестиционно-аукционной системой». Практическое ее применение не позволит придать отрасли вектор развития. Не исключено, что и эта «смешанная система» по воле лоббистов, приближенных к власти, может перейти в наделение пользователей квотами посредством «аукционов». Другими словами, это новый передел рыбных ресурсов и производственных мощностей.
Управление отраслью кардинально изменилось. Министерство рыбного хозяйства, как и бассейновый принцип управления, были ликвидированы. Новый орган по управлению рыбной отраслью президентом Российской Федерации неоднократно реформировался от Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, подчиненного правительству России, до Федерального агентства Российской Федерации, подчиненного Министерству сельского хозяйства России. Руководители такого ведомства также многократно сменялись. Большинство из них не имели ни малейшего представления, кроме гастрономического, об особенностях функционирования рыбной отрасли.
Позволю напомнить современным новоиспеченным рыночным руководителям «рыбохозяйственного комплекса», среди всех прочих, и такую важнейшую особенность отечественной рыбной отрасли, как использование ее основных производственных мощностей, и прежде всего рыбопромыслового флота, за пределами территории России и его постоянной подвижности. Это в свою очередь обязывает государство – флага рыбопромыслового судна – Россию нести всю полноту ответственности за такую деятельность и способствовать ее эффективному функционированию. Вот для этого и необходим соответствующий полноценный государственный орган по управлению рыбной отраслью, во главе которого должны стоять профессионалы-рыбники, а не убогое Агентство по рыболовству, руководимое менеджерами-любителями на все руки.
Насколько реально выполнение принятой для рыночных условий России «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2030 года и План мероприятий по ее реализации»? Ответ на этот вопрос дают ожидаемые показатели выполнения «Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» и принятой в развитии ее «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года». По основным показателям предусматривалось в 2020 году:
– достичь объема вылова – 6580 тыс. тонн; ожидаемый вылов (оценка автора) – 4700–4800 тыс. тонн;
– производство пищевой рыбной продукции – 4810 тыс. тонн; ожидаемый (оценка автора) – 3600–3700 тыс. тонн;
– среднедушевое потребление населением России рыботоваров – 28 кг; ожидаемое потребление (оценка автора) – 14–15 кг.
Ответ на поставленный выше вопрос очевиден – провал «Стратегии 2030» неминуем. Вместе с тем он может быть еще более усугублен введением новых «аукционов» по наделению пользователей водными биоресурсами и прочими «новациями» чиновников федерального уровня.
Возникает вопрос: а как же без потрясений функционирует рыбная отрасль в государствах с развитым рыболовством и рыночной экономикой? И что же нам надо предпринять для действительного развития рыбного хозяйства России, а не прозябания по воле чиновников Садового кольца?
В странах с развитым рыболовством и рыночными отношениями, таких как Норвегия, Исландия, Канада, Япония, США и других, в функционировании рыболовства главенствующее значение имеет стабильность законодательства в этой области. Последнее в максимальной степени учитывает, при его формировании, национальный исторический опыт и мнение рыбаков-практиков. Наделение пользователей рыбными квотами на вылов осуществляется на бесплатной основе и, как правило, на долгосрочной основе с учетом «исторического принципа».
Решения по обновлению и модернизации рыбопромысловых судов и береговых рыбоперерабатывающих заводов принимают самими собственники, акционеры таких компаний и фирм. При этом используются заемные средства в банках с небольшими ставками (2–4%) и на долгосрочной основе. Государство оказывает всяческое содействие, вплоть до финансовой поддержки для развития национального рыбного хозяйства. Так, в США ввиду эпидемии коронавируса рыболовству, рыбопереработке и сбытовикам рыбной продукции было выделено в последнее время около 200 млн долларов США.
Мировым лидером по вылову морских живых ресурсов и производству аквакультуры в течение последнего десятилетия является Китайская Народная Республика. Ежегодно вылов КНР в Мировом океане достигает более 14 млн тонн и выращивается во внутренних водоемах и в прибрежной морской зоне 66 млн тонн водных биоресурсов. При этом китайские руководители рыбного хозяйства своей страны использовали как прошлый положительный советский опыт, так и достижения мирового рыболовства и аквакультуры с неизменным внесением своих национальных наработок в законодательную базу. В этом основа успехов китайских товарищей в развитии рыбного хозяйства своей страны.
Предложения по предотвращению развала рыбного хозяйства России и придания ему вектора развития неоднократно вносились ассоциациями, союзами, объединениями рыбопромышленников и рыбаков президенту, председателю правительства Российской Федерации, в Государственную думу, Совет Федерации. Среди таких мер в первоочередном порядке предлагалось принять:
1. Введение отраслевой системы управления рыбным хозяйством страны с главной целевой установкой – насыщение внутреннего рынка разнообразной, высококачественной рыбной продукцией по доступной для населения стоимости не ниже нормы, рекомендуемой Минздравом России 22–23 кг/чел/год.
2. Создание на федеральном уровне Министерства рыбного хозяйства Российской Федерации, в функции которого должно входить как сохранение, рациональное использование водных биоресурсов, их добыча, переработка, оптовый сбыт, так и формирование справедливого ценового механизма на рыбную продукцию. Восстановление бассейнового принципа управления рыбной отраслью.
3. Формирование руководства и аппарата Министерства рыбного хозяйства и его органов в приморских регионах и внутри страны должно осуществляться за счет профессиональных кадров – рыбников, имеющих производственный опыт работы.
4. Осуществление в первоочередном порядке ускоренного обновления научно-исследовательского флота, который ведет мониторинг за запасами водных биоресурсов и определяет объемы их вылова.
5. Создание, для обеспечения рыбопромыслового флота сырьевой базой в освоенных районах промысла и расширения ее за счет открытия новых районов и объектов рыболовства в Мировом океане, на условиях государственно-частного партнерства бассейновых рыбопромысловых разведок.
6. Отмена всех форм аукционных торгов квотами – долями на вылов водных биоресурсов в воде, а также платы за ресурсы для всех российских пользователей при осуществлении ими рыболовства в 200-мильной исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России.
7. Наделение пользователей долями квотами на вылов водных биоресурсов производить только посредством оправдавшего себя исторического принципа на долгосрочной основе до 15–20 лет с учетом фактического их вылова за предыдущий пятилетний период.
8. Принятие в качестве основного экономического механизма для модернизации и обновления рыбодобывающего флота, береговых рыбоперерабатывающих предприятий долгосрочные кредиты отечественных банков под разумные проценты на уровне не выше мировых стандартов.
9. Расширение полномочий субъектов Российской Федерации в области развития прибрежного, любительского, спортивного рыболовства, аквакультуры, формирование береговой инфраструктуры, способствующей модернизации и обновлению прибрежного рыболовного флота, береговой рыбопереработки и насыщению внутреннего рынка каждого субъекта Российской Федерации качественной и доступной для населения по цене рыбопродукцией собственного производства.
10. Привлечение профессиональных союзов, ассоциаций, объединений рыбаков при рассмотрении и принятии решений по развитию рыбной отрасли, включая формирование законодательной базы.
Данный перечень содержит только ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ, но он так и НЕ ВОСТРЕБОВАН ВЛАСТНЫМИ СТРУКТУРАМИ.
Полагаю, в этих условиях свое весомое слово должны сказать депутаты, сенаторы, губернаторы тех регионов, в которых рыбная отрасль имеет существенное социально-экономическое значение. Даже такое положение Конституции Российской Федерации как «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
…вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами…» в отношении водных биоресурсов не выполняются, и все властные полномочия находятся у федеральных органов власти.