Карабах: цена мира

Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается российский миротворческий контингент – 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники. Азербайджан гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.
Условия прекращения войны «невыразимо болезненны», но это «наилучшее возможное решение в сложившейся ситуации», заявил той же ночью премьер Армении Пашинян, добавив, что принял его «в результате глубокого анализа военной ситуации».
«Это не победа, но и поражения не будет, пока вы не признаете себя проигравшим. Мы никогда не признаем себя проигравшими. Нам нужно анализировать годы нашей независимости, чтобы планировать свое будущее и не повторять ошибок прошлого», – написал Пашинян. Президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал заявление по Карабаху историческим и выразил уверенность, что оно «приведет к долгосрочному миру, положит конец кровопролитию».
А дальше начинаются «непонятки». По словам Алиева, Турция и Россия будут совместно осуществлять миротворческую деятельность в Карабахе. «Военная фаза заканчивается, и мы переходим к политическому урегулированию. Это максимально выгодный для нас вариант. Это фактически военная капитуляция Армении», – сказал Алиев в обращении к нации. Но в договоре про Турцию нет ни слова.
Тем более становится ситуация непонятной после того как пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что тема размещения российско-турецких миротворцев в Карабахе в ходе переговоров по урегулированию не обсуждалась. «Нет, речи о совместных миротворческих силах не шло. Эта тема никогда не обсуждалась. Совместная область взаимодействия будет на территории Азербайджана, это не будет Карабах, и речь идет о мониторинговом центре», – сказал Песков.
Сразу после объявления о заключении договоренностей по Карабаху в Ереване вспыхнули протесты. Протестующие прорвали оцепление и ворвались в здание правительства Армении. По данным Интерфакса, в здание ворвались более сотни человек. Они разгромили двери, окна и сорвали табличку с кабинета премьера Никола Пашиняна. Попутно ограбив его кабинет. Полиция не применяла силу и пыталась успокоить митингующих.
Подписание договора последовало сразу же после того, как Азербайджан заявил, что взял под контроль ключевой город Шушу, что позволяет войскам установить огневой контроль над столицей Нагорно-Карабахской Республики Степанакертом и дорогой, соединяющей республику с Арменией. 
В преддверии подписания договора стало известно, как об этом заявило Минобороны России: «Возле армяно-азербайджанской границы из ПЗРК сбит российский вертолет Ми-24, двое членов экипажа погибли». Тут же последовало заявление МИДа Азербайджанской Республики: «По информации, полученной в министерстве обороны Азербайджанской Республики 9 ноября с.г. в 18.30 на нахчыванском участке армяно-азербайджанской государственной границы был сбит военный вертолет Ми-24 Российской Федерации. В этой связи необходимо подчеркнуть следующее:
– полет вертолета проходил в непосредственной близости к армяно-азербайджанской государственной границе, в то время как в зоне армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта продолжаются активные боевые столкновения;
– полет проходил в темное время суток, на малой высоте, вне зоны радарного обнаружения ПВО;
– вертолеты ВВС РФ прежде не были замечены в указанном районе.
В контексте указанных факторов и в свете напряженной обстановки в регионе и повышенной боевой готовности в связи с возможными провокациями армянской стороны, дежурным боевым расчетом было принято решение открыть огонь на поражение. Азербайджанская сторона приносит извинения российской стороне в связи с данным трагическим инцидентом, который носит характер случайности и не был направлен против российской стороны. Азербайджанская сторона выражает искренние соболезнования семьям погибших членов экипажа и желает скорейшего выздоровления пострадавшим. Азербайджанская сторона заявляет о готовности к выплате соответствующей компенсации». 
Судя по тому, как ведет себя российское руководство, инцидент можно считать исчерпанным. На таком фоне возникает еще больше недоумения. Азербайджанскими военными сбит наш вертолет, погибли российские пилоты. России говорят, мол, спутали. Извините! У великой державы не сбивают самолеты, вертолеты и не убивают послов. Если Россия была бы великой, сильной и могущественной, то, во-первых, ни у кого бы мыслей не было совершить такую провокацию, дерзость, наезд… как угодно назовите. А во-вторых, даже если и случайно сбили, то сразу же посла Азербайджана вызвали бы в российский МИД. И уже через сутки: военный, который сбил; сослуживцы, которые видели это действие и не остановили его; непосредственный командир военного, который сбил; непосредственное начальство командира военного, который сбил; и министр обороны Азербайджана сидели бы в Москве и лично извинялись …перед родственниками погибших. Потом российский суд и суровая мера наказания. За что? За то, чтобы не было никаких случайностей на войне с великой державой. После такого другим реально неповадно будет. Сто раз подумают, по кому стреляют, прежде чем нажать спусковой крючок. Но, увы, Россия уже не великая и сильная держава. 
А на сегодняшний день победа, по большому счету, Турции в Карабахе завершилась капитуляцией ее противников. Армения выводит свои войска из Карабаха, на их место вводятся миротворцы. Линия фронта фиксируется – по ней и будут размещены наблюдатели и миротворцы. Захваченные районы Азербайджана, не входившие в административные границы Карабаха, возвращаются Азербайджану. 
Минобороны и Генштаб Армении остается только выступать с заявлениями и признавать невозможность дальнейшего сопротивления: «…армия сделала все возможное и невозможное для противостояния противнику, однако пришло время остановить кровопролитие».
Пока новая конфигурация обстановки в Карабахе еще до конца не ясна, но фактически Карабах для Армении потерян полностью, а на его остатках, которые не заняты азербайджанской армией и не переданы Азербайджану, вводится особый порядок, который и будут обеспечивать миротворцы. Турция, по сути, создала новый Идлиб и зафиксировала его на бумаге.
Взятие Шуши и сбитый российский вертолет были вполне понятными аргументами, которые и вынудили идти на срочное подписание безоговорочной капитуляции. Турция даже не сочла нужным ставить подпись под трехсторонним документом о новом положении дел в Карабахе. За нее по доверенности расписался президент Азербайджана.
В Армении, конечно, несогласных с таким положением много, именно к ним обра­тился Пашинян с откровенным сетованием: «…вам никто не мешал проявлять патриотизм в самом Карабахе». Хотя теперь его политическое будущее под очевидной угрозой. Тем более что капитуляция была подписана настолько стремительно, что была буквально секретной для армянской верхушки.
Даже католикос всех армян Гарегин Второй призвал руководство Армении и Карабаха немедленно объяснить причины принятия такого решения по Карабаху. Президент Саркисян тоже выступил с заявлением: «Из прессы я узнал, что с президентами России и Азербайджана подписано заявление о прекращении войны. Из прессы я узнал также об условиях прекращения войны. Относительно этого документа со мной как с президентом Республики каких-либо обсуждений, к сожалению, не было, ни в каких переговорах я не участвовал. Учитывая обусловленную сложившейся ситуацией глубокую озабоченность большой массы народа, безотлагательно инициирую политические консультации с целью в кратчайшие сроки согласовать решения, вытекающие из нашей повестки защиты общенациональных интересов».
Президент Карабаха Араик Арутюнян объяснил стремительное подписание договора следующим образом: «Бои шли в 2–3 километрах от Степанакерта. Если бы не это решение, мы бы потеряли весь Арцах, у нас бы было намного больше потерь. Были вынуждены (пойти на это решение), чтобы больше не было потерь. Мы воевали против сил 8 стран».
Переломом стала потеря Шуши. Как, в общем-то, все военные эксперты и говорили: потеря Шуши – полное и безоговорочное поражение Карабаха. Российский вертолет, сбитый «случайно» в 200 км от зоны боевых действий, был просто побуждающим мотивом и прямым намеком… Кстати, не факт, что сбивали его именно азербайджанцы.
По мнению большинства экспертов, именно в этом случае Турция получает право на ввод своих сил в Азербайджан в качестве миротворцев и на неограниченно долгое пребывание в Закавказье. Как заявил Алиев, Турция также будет присутствовать в виде миротворческих сил в зоне конфликта. Задача военно-политического присутствия Турции в регионе гораздо важнее самого Карабаха. Турция защитила Южный газовый коридор на самом уязвимом участке и получила плацдарм для выхода к Каспию и далее – в зону Средней Азии. Поражение Армении в войне с Азербайджаном, без сомнения, вызовет ряд негативных последствий для России. И главная из них – Турция продемонстрировала, что готова решать конфликты на территории бывшего СССР. Там, где Кремль, выгадывая, проводил туманную политику, турки действовали решительно, без церемоний. В карабахской войне они стали в основном организующей и мотивирующей силой – непосредственное участие их военных в боях если и фиксировалось, то строго в формате «ихтамнет». Турецкие задачи решали «туземные» военные. Турки лишь подсчитывали приобретения. 
Эрдоган как политик выглядит обстоятельным – все без исключения свои военные упражнения он доводил до нужного ему итога на подготовительной стадии. Плюс ни одну свою военную операцию он не затягивал дольше необходимого. Соглашаясь на промежуточный результат, как только темп операции начинал спадать. Что всегда давало ему возможность спокойного отступления без потери основного приобретения. Как, собственно, это произошло в Идлибе. В любом случае поражение Армении – это тренд, переломить который сейчас, скорее всего, невозможно. 

Другие материалы номера