Как протрезветь на коммерческой основе?

В этом суть рыночного закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения», принятого (за – 341, против – 1, Сергей Иванов, 13 – воздержались) думскими фракциями «Единая Россия» и ЛДПР в окончательном, третьем чтении. Вот-вот его подпишет президент, и с 1 января 2021 года закон вступит в силу. 
Однако коммунисты и справроссы не дали ни одного голоса в поддержку этого закона.
Вспоминается фарисейство так называемых правозащитников, утверждавших, что советская система вытрезвителей носила репрессивный характер, нарушала права граждан, помещала их в вытрезвители, не получив на то согласия. Чего только не придумывали разрушители, лишь бы не допустить восстановления вытрезвителей. Точку в защите прав пьяниц поставил сменщик В. Путина, убежденный либерал Д. Медведев. Он, будучи президентом РФ, 18 февраля 2010 г. подписал указ, которым вытрезвители вывел из подчинения МВД и передал их в ведение Минздрава. Вытрезвители не пережили «реформы», закрылись все. Пьяных перестали подбирать, приводить в чувство, возвращать к жизни.
Первыми на возврате вытрезвителей, причем в составе МВД, начали настаивать коммунисты. Власти в упор не замечали законопроектов, предлагавшихся депутатами-коммунистами. Причина была, конечно, не в правах пьяниц и наркоманов, а в том, что власти не хотели тратить бюджетные средства на вытрезвители. Многие годы длилась полемика, наконец к рассмотрению был принят рыночный законопроект от «ЕдРа». Правозащитники с их теорией о правах пьяниц и наркоманов были посрамлены. Власти и ее партию «отрезвляли» показатели смертности. 
По официальным данным, говорилось в справке, прилагавшейся к законопроекту, в РФ из-за алкогольного опьянения ежегодно гибнет более 50 тыс. граждан, в основном трудоспособного возраста. В течение 2018 г. выявлено более 1 млн лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, в том числе 180 тыс. лиц, утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке (данные МВД). Количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 2011 по 2018 год возросло на 34,9 (до 326 269). В стране и так год от года народу становится меньше и меньше. Только за этот год убыль составляет около 400 тыс. человек.
Депутат А. Хинштейн, один из авторов закона, уверен, что вытрезвители нужны. Но не объяснил, почему на коммерческой основе! Разве не понимает, что строить бизнес на невменяемых, зависимых людях по меньшей мере безнравственно? Понимает. Но единороссы по-другому не могут. 
Согласно закону доставлять клиентов в вытрезвители будут полицейские. Они же будут подбирать граждан в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения и «утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке» на улице, в общественных местах. Жильцы могут обратиться в полицию с просьбой о помещении в вытрезвитель непросыхающего соседа-дебошира. Регионам даются полномочия самим решать, все ли вытрезвители создавать платными, или некоторые взять на баланс местного бюджета. Но, как отмечали депутаты, это излишняя рекомендация: у регионов средств нет. Называлась даже примерная цена – 1,5 тыс. рублей за ночь. Только вряд ли частники захотят придерживаться рекомендованного тарифа.
Возможно оказание медпомощи помещенным в вытрезвитель. Но четкости по этому вопросу в законе нет. В нем много отсылочных норм, что не способствует его полноценному применению. На это обратил внимание справросс Олег Нилов. Он отметил, что «надо решать вопрос о реабилитации, лечении зависимых, как раньше были ЛТП. В законе ничего нет о лечении. Мы не будем за него голосовать». 
Депутат-коммунист Алексей Куринный напомнил, что фракция КПРФ неоднократно вносила законопроекты на эту тему, но они отклонялись под предлогом нарушения прав человека. Сегодняшний закон, по словам А. Куринного, «попытка вернуть вытрезвители». Но желание «сделать их коммерческими, передать полномочия некому частному лицу в рамках государственно-частного партнерства вызывает огромные вопросы». «Коммерсанту важна прибыль. Кого он будет отбирать в свои учреждения? Сомневаюсь, что он будет с улицы собирать бомжей, бедняков. Такие поедут в государственное учреждение здравоохранения, как это происходит сейчас. А те, что поперспективнее, поедут в частные центры. Несмотря на заверения, что правительство всё отрегулирует, установит тарифы, сомневаюсь, что так произойдет… Поддерживая в принципе восстановление системы вытрезвителей, КПРФ не поддерживает коммерческий подход… Подобные учреждения должны быть строго государственными, иначе ничего хорошего не получится. КПРФ не поддерживает закон в данной редакции».
Скорее всего, единороссовский закон не даст того эффекта, на который рассчитывает общество. Не исключено, что в скором будущем Госдума будет его пересматривать. 

Другие материалы номера