И никогда не поздно снова
начать всю жизнь,
начать весь путь,
и так, чтоб в прошлом бы – ни слова,
ни стона бы не зачеркнуть.
Ольга Берггольц
Завет хранительницы памяти и героизма Берггольц тонет под напором сиюминутного и лживого: мы столько слов и стонов перечеркнули, что страшно! И правящие земляки из воспетого ею Ленинграда – внесли свою весомую лепту… Объявленный Год науки и технологий должен напомнить, что политология, история, социология – это научные дисциплины, а не полигоны для спекуляций и технологий обмана!
Мы вступаем во второй пандемический год на гребне новой волны антисоветской пропаганды. Неразрешимая загадка? Нет, конечно. Сегодня и откровенно враждебные силы проявляют особую активность в бескрайней информационной, когнитивной войне, и власть стремится списать собственные провалы на «тяжелое наследие», и массовые настроения определяются демографическими волнами. Простой пример: средний возраст учителя в Москве на данный момент составляет 44 года. Об этом сообщили в пресс-службе столичного департамента образования и науки. Что это означает? В массе своей преподают не только историю, но и все гуманитарные науки, просто воздействуют на сознание школьников те, кто родился накануне перестройки, взрастал на первой волне проклятий в адрес советского прошлого, мужал и обретал профессию в лихие 90-е с их идеологическими штампами и безумствами. Помню, я говорю внучке старшекласснице: «Какое хорошее начинание, как в нашем прошлом». Она на меня удивленно посмотрела и спросила: «А разве у вашего поколения было что-то хорошее? Сплошной ГУЛАГ». Я онемел, а потом возмутился: откуда ты взяла такое? «Нам учительница истории всё время повторяет, у нее кто-то в семье сидел». И это внучка писателя, который с ней общается, путешествует, но историчка – дитя перестройки – чаще вдалбливает свою галиматью.
Учителя старше 65 лет в Москве составляют всего 4%, кстати, коренных москвичей в столице – столько же. Но и они сегодня с их опытом отодвинуты от общения со школьниками, заменены студентами (!) педвузов. Конечно, большинство бабушек и дедушек сегодня в таком же возрасте, но они, в отличие от профессионалов, беззащитно испытали на себе кризис идеологии, разрушительные процессы десоветизации, крушение социалистической системы, ужасы 90-х и отчаяние проигравших. Повезло-то немногим, но они уж точно отряхнули прах старого мира с ног и с дорогих башмаков. Типичнейший представитель последней страты – сам президент Владимир Путин, который признавался, что подумывал даже о том, чтобы податься в таксисты. Но судьба повернулась иначе. Однако чувствуется, что многие его суждения о советском прошлом, попытки уязвить Советский Союз во что бы то ни стало, исказить реальность идут прямо из собчаковского окружения, из того разлитого восприятия перевернутого мира. Отсюда дважды повторенная дикость, что в Советском Союзе ничего, кроме галош, не делали, или прямая дезинформация на последней пресс-конференции, что в СССР вообще не платили работающим пенсионерам. По СМИ была бесконечно повторена тирада во время отчета и отчитывания правительства по взлетевшим ценам на продукты. Кстати, президентские призывы и ручные меры особенно не помогли. Ну, зафиксировали благодетели сахар по 45, а масло по 95 рублей – это ж в полтора раза больше, чем еще в начале осени!
Историк и издатель Александр Колпакиди выступил с острым материалом, где цитирует президента: «Как бы у нас не получилось, как в Советском Союзе. Тогда говорили: в Советском Союзе есть все, только не всем хватает». Кто говорил? Не слышал… Очередная критика СССР редактора настораживает, потому что у нас есть с чем сравнивать: «Новый мем, придуманный президентом, больше касается его периода правления, когда есть все, но не всем хватает, поскольку народ специально загнан в нищету в целях взращивания как можно большего числа богатеев. Если в Советском Союзе были некоторые трудности с продуктами питания, то там никто не богател и не жирел за счет народа, а сейчас происходит откровенное уничтожение граждан, как лишних людей. Удивляет, что президент ничего не видит хорошего в СССР. Покорение космоса, спортивные достижения, особенно в хоккее, молодежные стройки, достижения в науке и культуре удивляли весь мир. Человеческие отношения были на первом месте. Чем мы сегодня можем похвастаться? Двадцать миллионов нищих, увеличение смертности и сокращение рождаемости, бескультурье и нравственное падение, хамство и наглость чиновников. Насаждается социал-дарвинизм, когда человек человеку волк, отними у беззащитного последнее ради себя любимого. Наш президент – кладезь антикоммунистической пропаганды, – делает печальный вывод Колпакиди. – Поразительно! Офицер КГБ, член КПСС. Эти люди служили тому, чему они не верили? Что же мы хотим от этой власти? Сейчас нет того, что было в СССР. Остается завидовать. Но шуточками-прибауточками страну не накормишь».
Как не согласиться… И впрямь поразительно, что человек из ленинградской коммуналки получил образование в одном из лучших вузов мира, сделал карьеру, работал за границей, женился по любви и – такое отношение к собственному прошлому. Это похоже на какой-то комплекс или политиканский принцип. А может быть, тут подходит одесское выражение «Что у тебя за манечка?». Так говорят о странном поведении, о заскоке. По одесской легенде, это выражение появилось благодаря некой Манечке Заскок. «Ее манера стрелять в потолок во время налета при полном отсутствии подобной необходимости и породило такое смешное выражение» (Большой полутолковый словарь одесского языка).
Впрочем, президента можно понять: положение критическое. Главный редактор «Независимой газеты», либеральный певец буржуазного строя Ремчуков и тот дрогнул, подведя печальный итог капитализма по-российски: «Високосный 2020-й займет особое место в нашей памяти. И не только из-за ковида. Главный принцип политической этики «разрешено всё, что не запрещено» фактически заменен на принцип «не пойман – не вор». Вполне подходящий для жизни Ивана Денисовича. Но смертельно опасный для будущего страны как культивирующий развращающее недоверие всех ко всем (опять антисоветский выпад в духе Солженицына. – А.Б.). Темп снижения численности населения страны возрос в 10 раз. Смертность возросла на 9,7%, а естественная убыль населения только за 10 месяцев составила 468 тыс. человек. А ведь это интегрированные и самые важные показатели качества жизни и эффективности власти. Можно сколько угодно цитировать высказывания Александра Солженицына о народосбережении, но сберечь российский народ сегодняшней власти катастрофически не удается».
Но, конечно, себя-то наша элита сберегает по полной, ни в чем себе не отказывает. Граждане России разрозненно как никогда (на примере почти любой семьи можно доказать) встретили Новый год. В своем достаточно пространном обращении Владимир Путин настойчиво пытался всех соединить, приободрить и примирить. Год был трудным, но в итоге его удалось пройти достойно, «как и подобает ЕДИНОМУ народу, который почитает традиции своих предков». Он не спутал народ с «ЕР»? Но в принципе с тривиальными и задушевными установками трудно не согласиться: «А когда мы чувствуем надежный локоть людей, стоящих рядом, Россия становится ОДНОЙ большой семьей», – заявил Путин в конце своего поздравления.
В этой большой семье, как, впрочем, и в любой, наверное, творится неладное: Россия в вопросе неравенства продвинулась дальше всех, следует из данных ООН. Доходы богатейших россиян растут в шесть раз быстрее, чем в среднем по стране. Россияне, входящие в рейтинг 500 самых обеспеченных людей мира, за последние 4 года резко разбогатели. За это время их состояние увеличилось без малого на 53 миллиарда долларов – на борьбу с пандемией было выделено куда меньше… Если сравнивать нас с другими странами, входящими в БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), то ни одна из них не показала такого экстремального всплеска неравенства. Кто рядом с домом слушал эту благостную речь, приехав к внукам с отключенной социальной картой, а кто издалека, улетев на собственном самолете, как Медведевы – в Индонезию, а Голикова, предостерегавшая от полетов в Великобританию, рванула с Христенко – в Эдинбург. Так что единство не светит сквозь пасмурную погоду. Ну а мечтать никому не возбраняется. В том числе и под безумной елкой с мухоморами на Пушкинской площади…
q q q
Да, информационные технологии совершенствуются, но новые медиа приносят, пожалуй, больше вреда, чем пользы. Это касается, например, искусственного интеллекта популярной платформы «Яндекс.Дзен». Я уже писал, что она блокирует ВСЕ мои острые заметки, которые потом спокойно печатаются в СМИ. Повторно обратился в Роскомнадзор, а еще написал в комитет Государственной думы по информационной политике, обратился к Александру Ющенко: «Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении резонансный закон о запрете цензуры со стороны интернет-порталов – как сообщалось, это больше коснется YouTube и Facebook. Почему? Это касается, например, и Яндекса! Я с подобной антизаконной цензурой, как на Яндекс.Дзен, не встречался за всю свою огромную литераторскую и редакторскую жизнь при разных строях и системах цензуры. Эта цензура, прикрываясь какими-то «соглашениями» и искусственным интеллектом, не просто идет вразрез со всеми законами журналистики, редактирования и цензурирования, а позволяет всё свалить на неведомый человеко-машинный комплекс, на какие-то прихоти менеджеров. Зачем тогда думские законы, Роскомнадзор? У иностранных платформ ведь тоже есть «соглашения»!
То оперировали непонятным «языком вражды», теперь придумали какой-то кликбейт – лишь бы не пускать публикации Боброва, которые потом выходят в самых уважаемых СМИ! Кстати, почему используются непонятные иностранные термины? Во Франции были бы крупно оштрафованы! Пишут: «Кликбейтные заголовки зачастую манипулируют эмоциями». Так заголовок и должен обращаться к разуму и эмоциям. Яндекс поучает меня, профессора кафедры журналистики, у которого в учебниках по литературному мастерству журналиста есть прямо раздел: «Заголовочный комплекс». Заголовок не должен врать, содержать клевету. Яндекс.Дзен же прямо возводит на меня огульный поклеп: что я использую какой-то прием для… вызывания искусственного интереса. Я всегда вызываю интерес правдивым содержанием и публицистическим слогом.
Лишение меня права публиковаться до 21 декабря аж 2021 года (а почему не как твиттер Трампа – пожизненно?) считаю искусственной, необоснованной цензурой и нарушением моих конституционных прав – лишением свободы слова и высказывания мнения. Яндекс глушит, оглупляет информационное пространство – перепечатки, безликие заметки, борьба с правдивым Словом! Прошу комитет вмешаться, чтобы привести действия Яндекса в соответствие с законодательством России, не творить информационный произвол!»
Пока ни ответов, ни реакции – нет. Спишем на бестолковые огромные каникулы… Но в Сети появился пример оперативного реагирования без смягчения за давностью лет. Сайт «Бабр» получил письмо с электронной почты operator@rkn.gov.ru (Роскомнадзор) с требованием удалить текст «Депутат-громила. Александр Хинштейн бегал в трусах по гостинице и бил окна», опубликованный аж в 2006 году. В письме говорится: «По имеющейся информации, материал, размещенный на интернет-странице <…>, содержит сведения, нарушающие законодательства Российской Федерации в области распространения информации, – цитирует «Бабр» письмо. – Просим в кратчайшие сроки принять меры по удалению данных сведений с указанной интернет-страницы».
Ну если прямо с «Бабром» работают, то и обращение Боброва надо рассмотреть как типичное, выражающее возмущение многих в Сети. Если Яндекс.Дзен не может обеспечить выполнение Закона о СМИ и самого нового закона о запрете цензуры, вводя непонятные машинные алгоритмы и необъясненные «ручные проверки», то надо признаться в своем бессилии, а Роскомнадзору – сделать предупреждение, а потом и закрыть платформу с топорной цензурой! По конституции – ее нет, а в реальности она процветает, но как-то избирательно. Зато всё антисоветское и русофобское – спокойно публикуется.
Стремление обязательно мазануть прошлое дегтем вошло уже в кровь нынешних журналистов, особенно телевизионщиков. Например, спортивный комментатор Георгий Черданцев, справедливо сокрушаясь по поводу разгромного поражения нашей молодежки по хоккею от канадцев со счетом 0:5, называет одну из причин: «Вот в моем детстве в каждом дворе в Москве и в Ленинграде, куда я каждые зимние каникулы ездил к родственникам, был залит каток. Дети и взрослые катались на коньках и играли в хоккей. Конечно, были проблемы с инвентарем, жили же в чудовищной бедности…». Стоп, это чудовищная ложь: человек, родившийся в 1971 году, пошел в школу в самые благополучные годы. В 1980 году средняя зарплата в РСФСР – 169 рублей в месяц, в Москве – 192 рубля. Экономисты тщательно подсчитали: 1 советский рубль в 70–80 гг. эквивалентен нынешним 220,5 рублям. А клюшка в ГУМе стоила около 2 рублей, я их столько покупал моему сыну, который чуть старше Черданцева. На эту публикацию обрушилось множество откликов: ложь, пропаганда: да, не шиковали, но нищеты не было. И детский хоккей процветал от дворов до «Золотой шайбы»! Конечно, Георгий теперь получает огромные бабки на Матч-ТВ да еще рекламирует элитное жилье, но прежде чем судить со своей колокольни – вспомни про 20 млн нищих, у которых не то что клюшки, но и сил нет играть. Да и негде – тут он прав.
q q q
Трагично, если все вышеперечисленные перекосы в информационно-культурной политике приведут к украинским результатам: ведь незалэжники учились у российских политиканов и журналюг в оплевывании советского прошлого. Когда я приезжал на Украину еще в начале 2000-х годов по несколько раз в году, там и в помине не было таких настроений, чтобы закрыть музей Николая Островского в Щепетовке, как это сделали в Москве на Тверской, или опорочить подвиг молодогвардейцев, как это творил «Московский комсомолец» в отношении Зои Космодемьянской самыми подлыми средствами. А что теперь? Оголтелый антисоветизм!
Вот пишет кинорежиссер Ольга Самолевская в газетке «День» о девушке, «которая помогала ОУН»: «Из когтей НКВД ни Оксане, ни отцу ускользнуть не удалось. А попасть туда было очень легко тем, кто говорил на родном языке, говорили о свободной Украине…». Отличные ученики выросли у россиянских антисоветчиков – у нас же так и начиналось! Но образованные люди знают, что книг на украинском выходило больше, чем на русском, что русские страдали во многих городах, поскольку остались только украинские газеты! Спрашиваю, помню, у поэта Михайлы Шевченки в Полтаве: «А где ж молодым русским талантам публиковаться, если у вас молодежка только на мове?». «А нехай на украинский переходят». Угнетенные… Сам он приехал на Всесоюзное совещание молодых, потом переехал в Киев, руководил Бюро пропаганды советской литературы, стал лауреатом премии Тараса Шевченки. Ау, и где он? Сгинул без русских переводов… А режиссерша нагнетает: «Молоденькие паны и паняночки иногда жалуются на свою судьбу, но они не могут представить и щепотки тех безумных испытаний, которые пришлось выдержать их сверстникам в ХХ веке».
Ну да, они ж охмуренные, не могут сравнить, особенно в бывшей, самой цветущей, а теперь нищей, пронизанной ненавистью к прошлому Украине… Вспомнил об этом 30 декабря, в День образования СССР, когда яснее становится, в каком великом государстве мы взрастали, мужали, трудились. Взять литературно-культурную ниву – сколько было создано, сколько писателей и людей культуры узнал весь мир как советских творцов! А теперь – где Эдуардас Межелайтис, где Чингиз Айтматов, где Иван Драч? Сплошной раздрай и плач по культуре. Особенно в самой цветущей республике Украине, где все публикации просто по антисоветским лекалам сработаны: страдали, боролись, проклинали угнетателей-русских. И вдруг откликнулся литератор Александр Можаев, который позиционирует себя представителем казачества: «День создания СССР – трагический день в истории России. Некогда единая и неделимая, была расчленена на множество никогда не существовавших республик. Исконные русские земли с русским населением с барского плеча Ленина уходили в эти искусственные образования. А сейчас пришла пора жатвы… И Прибалтика, Украина в этой жатве могут показаться цветочками, потому что впереди еще Казахстан…». Упертый антисоветчик Можаев даже не понимает, что прежде чем с «барского плеча» что-то скидывать, надо неподъемным трудом и умом воссоздать державу после Первой мировой и бездарной царской политики. Так не знать историю и не понимать истоки нынешних геополитических драм… Чудовищно!
Но был еще более поразительный отклик! Лариса Юрьева – выпускница Литинститута, экскурсовод в компании «Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых», член Монархической партии России выдала перл: «Ради «культурной революции» нужно было уничтожить историческую Россию, русское крестьянство, духовенство, купечество, дворянство, офицерство?! А «безграмотных женщин» спросили, хотят ли они «окультуриться» такой ценой?! Национальный раскол, насилие как цель государственной политики, новая «религия ненависти» – это суть большевизма, а всеобщее среднее образование было необходимо для того, чтобы каждый мог написать донос на своего соседа».
Всё – финиш: общее образование вводили только для того, чтобы люди грамотнее доносы писали? Это что-то абсолютно новое и немыслимое, то есть психический диагноз – просто усугубляется на рубеже Года науки и технологий… Этот всплеск антисоветизма добром не кончится, а молодое поколение, несмотря на поправки в Закон об образовании – нравственно и ментально искалечит!