«Практически семь из десяти респондентов (68 %) оценивают ЕГЭ отрицательно и считают, что его надо отменить…» – отмечают аналитики. Опрос среди самой заинтересованной части населения – родителей одиннадцатиклассников – также показал снижение числа сторонников ЕГЭ. Так, в 2011 году госэкзамен положительно оценивали 26 % родителей выпускников, сегодня лишь 15 %. Тех, кто относится к экзамену отрицательно, больше среди респондентов в возрасте от 35 до 44 лет и старше 45 лет (76 и 75 % соответственно). Всего в опросе приняли участие 1,6 тыс. россиян из всех округов страны.
«Глас народа – это глас божий. Я разделяю позицию большинства граждан России о том, что от Единого госэкзамена вреда больше, чем пользы. Мало того, эту позицию я высказывал еще 20 лет назад, когда начинались первые эксперименты по Единому госэкзамену.
С тех пор ЕГЭ стал лучше, почти исчезли тестоподобные задания с выбором ответов типа «Кто придумал теорему Пифагора?», но по-прежнему вреда от него больше, чем пользы. Я бы мог назвать десяток проявлений этого вреда. Назову, пожалуй, только одно. Дело в том, что жизненная цена ЕГЭ очень высока, и поэтому в старших классах дети перестают всерьез учиться. Они занимаются исключительно подготовкой к ЕГЭ, по двум-трем предметам. Результат – аттестат о среднем образовании есть, настоящего среднего образования нет. Именно поэтому, согласно соцопросам, среди граждан России треть функционально неграмотных среди естественных наук, они думают, что Солнце – это спутник Земли. Не менее половины неграмотны в смысле истории своей страны, они думают, что в 17-м году царя свергли большевики. И примерно треть не отличают науку от лженауки, они думают, что астрология – это наука. Кстати, среди американцев, «тупых», как выражался Михаил Задорнов, астрологию наукой считают только 5 %. Поэтому уровень образованности людей с введением ЕГЭ упал и продолжает падать.
Мы предлагали, наверное, с десяток законопроектов, смысл которых сводится к тому, чтобы перевести ЕГЭ в добровольный режим. Выпускнику школы и абитуриенту вуза нужно дать право выбора между Единым госэкзаменом и традиционным экзаменом. Судя по тому, что больше половины всех девятиклассников идут теперь в профобразование, и большинство идут туда, боясь ЕГЭ, количество желающих и нежелающих сдавать ЕГЭ поделилось как минимум пополам, а может быть, даже в пользу тех, кто выбрал бы классический экзамен.
До сих пор правительство никогда не соглашалось с нашими законопроектами, а фракция «Единая Россия», критикуя ЕГЭ, голосовала против наших законов, «не приходя в сознание». Не кто-нибудь, а председатель комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов заявлял, что ЕГЭ не учит детей читать, писать и говорить. Чистая правда, но за наши законы все равно не голосуют.
Поэтому я думаю, что изменения будут происходить. Но политическая элита России вцепилась в ЕГЭ и никак не хочет от него отказываться. А наша позиция такая: ЕГЭ должен быть приговорен к высшей мере реформирования».