Порохом тянуло от всех границ в тревожном 1939 году. Гремели бои с японцами на реке Халхин-Гол и у озера Хасан – Красная армия и Монгольская народно-революционная армия под командованием комдива Жукова осваивали суворовскую науку побеждать. Западная закулиса науськивала бывшего генерал-лейтенанта русской армии, изменившего присяге Маннергейма, на Россию. Германия готовила нападение на свою союзницу – Польшу, вместе с которой совсем недавно делили Чехословакию. Венгрия захватила Подкарпатскую Русь и часть Словакии.
И в этих условиях вышло Постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): «…В целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач установить День Военно-Морского Флота Союза ССР». В том же году вышел фильм «Моряки», в котором звучала знаменитая песня о чайке – и клятва советских моряков, что позор поражения при Цусиме никогда не повторится.
И моряки сдержали слово – флот первым ответил на нападение Гитлера в роковой день 22 июня. Флот решал все поставленные перед ним задачи, корабли и подводные лодки топили вражеские суда, сопровождали конвои, тихоокеанская морская пехота защищала Москву, боевые катера с бело-голубыми флагами с красными звездой, серпом и молотом мчались по Шпрее, поддерживая огнем части, штурмующие Берлин.
Советский военный флот стал подводным, ракетоносным, океанским. В его состав вошли не только корабли, но и авиация, и космические аппараты, и сложнейшая береговая инфраструктура. Советский запас прочности позволил флоту пережить шторма «перестройки» и тайфуны «реформ», хотя тяжелыми ранами остались незавершенные проекты, разрушенные экранопланы, потеря баз и гибель «Курска»…
Особое значение приобрел возрождаемый флот в последние годы – став основой военной мощи страны в Сирии и в Крыму.
С 1939 года новый праздник отмечался 24 июля – в день рождения железного сталинского наркома, будущего адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова – а сейчас отмечается в последнее воскресенье июля. Имя Кузнецова – сына казенного крестьянина, юнги-краснофлотца, военного моряка, сражавшегося в Испании и у озера Хасан, коммуниста, Героя Советского Союза – носит сегодня флагман Военно-Морского Флота России, тяжелый авианесущий крейсер. Пусть же это имя, неразрывно связанное и с Днем ВМФ, и с Днем Победы, будет маяком и примером для каждого, кто связал свою жизнь с флотом!
В день Военно-Морского Флота я поздравляю всех, кто служит и служил на флоте, кто строит корабли и создает для них оружие! Поздравляю всех, кто на суше и в воздухе, на космических орбитах и в радиоэфире обеспечивает сложнейший организм Военно-Морского Флота питанием и топливом, информацией и связью, боеприпасами и запчастями – от слаженной работы каждого зависит общий успех!
Желаю всем крепкого здоровья, ни пуха, ни пера, ни коронавируса, успехов в службе и труде, радости и любви у домашнего очага, а всем плавающим – семи футов под килем, попутных ветров, равенства числа погружений и всплытий!
С праздником, дорогие товарищи!
Г.А. ЗЮГАНОВ,
руководитель фракции КПРФ в Государственной думе РФ, Председатель ЦК КПРФ
***
ВАРЯГ
Клип русского советского барда
Я корабль боевой – русский крейсер «Варяг».
Истекло мое мирное время.
Выхожу на прорыв, жаждой боя горя,
Из безвыходного положенья.
Мне борта обжигает чужая вода,
Брошен в прошлое пенный кильватер,
Впереди – только бой. Без него никуда.
Прямо в бой устремлен мой фарватер!
Я иду в скоростях, поднимая пары,
Двадцать тыщ «лошадей» в моем чреве.
Комендоры молчат, затаясь до поры.
Гордый вымпел на гафеле реет!
В предвкушенье удачи злорадствует враг,
Бьют орудия всех его башен.
Непреклонен мой дух. Мое имя – «Варяг»,
И тройной перевес мне не страшен!
Раздирают снаряды меня на куски,
Я изранен, я весь искалечен,
Но геройски дерутся мои моряки,
И предсмертный их подвиг всевечен!
Обезумев от боли, над морем кричат
Опаленные пламенем чайки.
Только мертвые грозно, упрямо молчат.
Эй, братки, кто живой?
Отвечайте!
Я уверен в живых, я уверен в себе.
Я за честь и присягу спокоен.
Я спешу в лобовую навстречу судьбе
Флота русского Праведный Воин!
Раскаляясь в огне, задыхаясь в дыму,
Не считая потерь и пробоин,
Рваной пастью бортов я хлебаю волну
На закате жестокого боя.
Мне осталось одно: завалиться на дно.
Выше, флаг мой Андреевский, взвейся!
С нами Бог и Россия, и мы заодно
С нашим взорванным верным «Корейцем»!
Не забудьте же, братцы, что жизнь положил
За Россию отчаянный крейсер,
Он до смертного часа лишь ей дорожил,
Русских песен ему не жалейте!
Русских песен тому,
кто для Родины жил,
Не жалейте, друзья, не жалейте!
Александр ХАРЧИКОВ, ветеран ВМФ СССР, русский советский бард
(идея Александра ЖУЧИНА)