В иске напоминается:
…Наблюдение за проведением выборов, за работой избирательных комиссий является формой осуществления гражданами общественного контроля, который имеет конституционную основу. Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции России, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Осуществление общественного контроля за органами власти относится к форме осуществления власти, предусмотренной ч. 3 ст. 3 Конституции России. Кроме того, участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, предусмотренное ч. 1 ст. 32 Конституции России, также предполагает осуществление гражданами общественного контроля за деятельностью органов публичной власти, а также за процессом их формирования.
Право участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, граждане России, члены партии «Яблоко» могут реализовывать как посредством приобретения специального статуса наблюдателя, т.е. лица, уполномоченного осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, деятельности комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, так и не обладая статусом наблюдателя, осуществляя наблюдение за работой избирательной комиссии во время нахождения на избирательном участке, а также имея доступ к трансляции изображения из помещения для голосования, доступ к видеоматериалам, полученным в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования.
Согласно пункту «а» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.
Таким образом, право граждан Российской Федерации, членов партии «Яблоко» непосредственно участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, является безусловным и не может быть ограничено.
…Издав постановление, ограничивающее круг лиц, имеющих право доступа к видеонаблюдению и трансляции изображения, говорится далее в иске, ЦИК РФ по собственному усмотрению уменьшил объем избирательных прав граждан России, членов партии «Яблоко», чем нарушил ч. 2 ст. 55 Конституции России, запрещающую умаление прав и свобод человека и гражданина, а также ч. 3 ст. 55 Конституции России, допускающую такое ограничение прав исключительно федеральным законом (а не подзаконным актом) при условии, что это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В документе партии «Яблоко» делаются ссылки на разъяснения КС.
…Как отмечает Конституционный суд Российской Федерации (постановление от 10 октября 2013 г. №20-П), права, гарантированные ст. 3 и 32 Конституции России, могут быть подвергнуты определенным ограничениям только при соблюдении указанных в Конституции России критериев: согласно Конституции России, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17, ч. 3); все равны перед законом и судом (ст. 19, ч. 1); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19, ч. 2); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55, ч. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55, ч. 3).
Делается также ссылка на Конвенцию о стандартах демократических выборов.
…Согласно пп. «д» п. 2 ст. 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ, при проведении справедливых выборов обеспечивается организация избирательного процесса беспристрастными избирательными органами, работающими открыто и гласно под действенным общественным и международным наблюдением.
Институт наблюдения за выборами призван обеспечить доверие граждан к результатам выборов и к формируемым в их результате институтам представительной демократии.
Применение средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах является дополнительным механизмом, обеспечивающим действие принципа открытости в деятельности избирательных комиссий, а также дополнительным механизмом, обеспечивающим реализацию гражданами права наблюдения за проведением выборов, работой избирательных комиссий.
Проанализировав Постановление ЦИК от 14.07.2021 г., предъявители иска делают вывод:
…Приложением 1 к постановлению ЦИК РФ от 14.07.2021 года №20/169-8 «О видеонаблюдении при проведении выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва» нарушают избирательные права граждан России, членов партии «Яблоко», необоснованно ограничивая круг лиц, имеющих право доступа к трансляциям изображений из помещения для голосования, помещения ТИК на служебном портале, а также к записям изображения и звука, полученным со средств видеонаблюдения, препятствуют достижению цели создания данного нормативного правового акта (обеспечение открытости в деятельности избирательных комиссий), нарушают принцип открытости в деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, установленный ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также право неопределенного круга лиц, включая членов российской объединенной демократической партии «Яблоко», на участие в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов.
Видеонаблюдение при проведении выборов является дополнительным механизмом, обеспечивающим принцип открытости в деятельности избирательных комиссий, обеспечивающим реализацию гражданами права на наблюдение за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов.
Обеспечивая дополнительные гарантии открытости в деятельности избирательных комиссий, ЦИК РФ на протяжении всего периода времени существования механизма видеонаблюдения на выборах нормативно закреплял право граждан РФ на доступ к трансляциям изображений и в помещения для голосования, а также к записям изображения и звука, полученным со средств видеонаблюдения.
…Оспариваемыми положениями постановления ЦИК РФ превысила свои полномочия до полномочий федерального законодателя (Федерального собрания Российской Федерации и президента Российской Федерации), создав почву для нарушений избирательных прав граждан в части, касающейся контроля граждан за избирательным процессом.
Партия «Яблоко» в своем иске просит Верховный суд Российской Федерации:
…признать не соответствующими Федеральному закону от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и не действующими положения п. 4.2, п. 6.5 Порядка применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва… утв. Приложением 1 к Постановлению ЦИК РФ от 14.07.2021 года № 20/169-8.