«Гроздья гнева»

В то время слово «пропаганда» еще не носило такого уничижительного характера, как сейчас. Вообще, за последние 30 лет было опоганено множество хороших слов и понятий. Вот, например, я говорю: «демократия», «реформы», «оптимизация», «правозащитники». Хорошие слова, но, думаю, у большинства читателей непроизвольно сжались кулаки.

То же самое и с пропагандой. В общем-то в последние годы слово «пропаганда» ассоциируется с внушением голодному человеку, что он «сыт», бедному, что он «богат», несчастному, что он «счастлив», угнетенному, что он «свободен» и далее в том же духе. «Свобода есть рабство», а «мир есть война», как писал нелюбимый мною писатель Оруэлл.

Для нас сейчас актуальна контрпропаганда – в самом этом слове слышится что-то резкое, энергичное, живое, пробивающее насквозь. А где ее взять? Вы знаете, как ни странно, везде. Рискну сделать довольно широкое обобщение, но на мой взгляд, сколько-нибудь талантливых произведений искусства, культуры, кинематографа, книг, песен, стихов, живописи, воспевающих капитализм, или хотя бы «разоблачающих» социализм, в мире не существует. Сколько ни давай Нобелевских премий алексиевичам, солженицыным, пастернакам, во рту, как говорил Ходжа Насреддин про халву, слаще не станет. И, напротив, великих произведений искусства, преисполненных не то что неприятия, а откровенной ненависти к капитализму, в истории человечества огромное количество, настолько огромное, что даже простое их перечисление займет полностью не один газетный номер. И какие имена! От Достоевского до Жюля Верна, от Толстого до Джека Лондона и множество, множество других. Да почти все – рискну еще раз сделать широкое обобщение. 

Почитайте многократно экранизированного Джона Стейнбека «Гроздья гнева» или «О мышах и людях» о так называемой Великой депрессии в США – пронзительные и страшные произведения. Великого в те годы там не было ровным счетом ничего, а вот депрессии через край – ровно в то время, когда Советский Союз явил миру настоящее Советское чудо, показывая темпы экономики такие, каких не было в истории человечества ни до, ни после. Почитайте рассказ Джека Лондона «По ту сторону от провала», там красочно и детально описываются настоящие бои между рабочими и полицией, с многочисленными человеческими жертвами. Надо ли говорить, кому симпатизирует автор? Кстати, в двух словах, это действительно замечательный рассказ про то, как молодой человек из высшего общества, отличник, студент-спортсмен с блестящим будущим, внедряется в рабочее движение, чтобы узнать и описать его негативные черты, а в результате полностью меняет свои взгляды и сам становится рабочим лидером, навсегда порвав с истеблишментом.

К сожалению, подчас массированная так называемая «либеральная» пропаганда бывает сильна, особенно, если она выдержана в геббельсовском духе, когда она не содержит ни слова правды, зато ее напору можно только позавидовать, и вот какой-то части нашего общества внушается некая параллельная «реальность», точно в духе упомянутого мною Оруэлла, что «ложь – это правда», в которой, например, коллективизация, позволившая подготовить продовольственную базу нашей страны перед войной, объявляется бедствием. Уже все наши бедные уши завяли от потока «голодоморов» и прочей разного рода лжи, выливаемой на нашу голову.

А что происходило по ту сторону океана в те же самые годы? В общем-то это никто и не скрывает, и сами американские авторы довольно откровенно описывают годы Великой депрессии даже в нейтральных произведениях. Например, казалось бы, в политически нейтральном фильме «Кинг-Конг» главной героине приходится принимать участие в рискованном путешествии к острову, на котором жила легендарная обезьяна Кинг-Конг потому, что альтернатива у нее – умереть в Нью-Йорке с голоду, и это не метафора, а в самом прямом смысле слова. Кстати, полно такого рода информации в интернете и даже американская википедия не скрывает, что число погибших от голода во времена Великой депрессии в США составляет около 8 миллионов человек (хотя есть и другие, еще более высокие оценки). Вот это и был настоящий, а не мифический, не пропагандистский голодомор.

Как я уже много раз цитировал Владимира Ильича Ленина, из всех искусств для нас важнейшим является кино. А сейчас в наше время из всех форм кино самой популярной формой стали сериалы, и даже самые выдающиеся режиссеры жалуются, что сериалы вытесняют обычный кинематограф.

 

И вот, перебирая сериалы, я набрел на действительно выдающийся экземпляр, который можно смело рекомендовать нашему контрагитатору и контрпропагандисту. Это 10-серийный сериал 2017-го года с красноречивым названием Damnation. На стриминговом сервисе Netflix, на котором сериал доступен для просмотра, на русский язык его название переводят как «Проклятая нация».

Сериал основан на реальных событиях, а его действие происходит в сельскохозяйственном штате Айова в начале 30-х годов прошлого века, то есть точно в те годы, когда у нас шла коллективизация, мифическими «ужасами» которой нас так любит уже 30 лет пугать пропаганда. Между тем в сериале показан процесс, который в каком-то смысле, только по одному параметру – укрупнение хозяйств – сходен с коллективизацией, но на американский манер. Дело в том, что, как любили повторять наши либеральные «реформаторы», законы экономики едины для всех и в данном случае это как раз правда. Совершенно очевидно, что крупные хозяйства более современны, рентабельны и, если говорить о капитализме, гораздо увереннее чувствуют себя на рынке. Это видно и по современной России, где были почти полностью уничтожены совхозы и колхозы под крики «фермер накормит страну!», но только для того, чтобы на базе этих разоренных хозяйств (я имею в виду те, которые вообще выжили) создать частные акционерные общества и агрохолдинги, где, говоря простым языком, батраки работают на барина – пока еще без крепостного права, но, думаю, «консервативные ценности» постепенно потребуют перехода и к нему.

В сериале «Проклятая нация» очень наглядно, откровенно, с прекрасной актерской игрой и отличной постановочной частью показан процесс укрупнения хозяйств в Америке. Происходило это очень просто – крупный капитал сгонял фермеров со своих земель, не гнушаясь никакими методами. Фермеров разоряли, они сами и их семьи умирали от голода, их заставляли продавать свои земли по бросовым ценам, а тех, кто не хотел, специально нанятые штрейкбрехеры просто убивали. В общем-то, в те годы в Америке шла настоящая гражданская война не на жизнь, а на смерть, со стрельбой, военными действиями и многочисленными человеческими жертвами. И эти жертвы были немалыми, потому что с обеих сторон у граждан было достаточно оружия, хотя, разумеется, силы были не равны. В сериале само государство не сгоняет и не убивает фермеров. Оно лишь создает условия для их разорения и мешает им сопротивляться. А всю черную работу делают штрейкбрехеры из фактически профашистских организаций – например, показанный в сериале «Черный легион» действительно существовал, и его участники открыто симпатизировали фашизму.

Показателен диалог крупного капиталиста с одним из предводителей штрейкбрехеров. Капиталист говорит: «Мне неприятно то, что вы делаете. Я меценат и собиратель предметов искусства. Но фермеры стоят на пути прогресса. Поэтому те из них, кто упорствует, должны быть сметены».

 

В одном из небольших сельских городков в штате Айова появляется молодой и активный священник (да-да) Сет Девенпорт (актер Киллиан Скот), который организует вооруженное сопротивление фермеров. В фильме его открыто называют марксистом, и он ни в коем случае этого не отрицает. Наоборот, Сет постоянно ведет разговоры и в том числе проповеди, о социальной справедливости и братстве между людьми. Своими зажигательными и пронзительными проповедями он зовет к сопротивлению. Сериал наполнен, не побоюсь этого слова, батальными сценами, а в 9-й серии мы видим просто настоящее сражение между фермерами под предводительством Девенпорта и штрейкбрехерами из «Черного легиона». В фильме блестяще показаны жизнь и быт фермеров в те годы в Америке и вообще, а также то, что в советское время называли «их нравы», то есть, нравы американского государства. Знаете, наша коллективизация и даже раскулачивание, даже в описании сегодняшней пропаганды кажутся раем по сравнению с тем, что в те годы творилось в Америке. Причем в отличие от нашей так называемой гражданской войны, которая по сути была борьбой народа с иностранными интервентами и их приспешниками, которые готовы были всю Россию отдать Антанте, лишь бы вернуть свою власть и собственность, в Америке фактически шла настоящая гражданская война, в которой в буквальном смысле шел брат на брата – по ходу сериала выясняется, что священник Сет Девенпорт и лидер штрейкбрехеров Крили Тернер (актер Логан Маршалл-Грин) – родные братья.

Сразу хочу заметить – фильм довольно жестокий, хотя и без излишне натуралистических сцен. Очень сильная сцена в первой же серии, когда Сет читает проповедь у тела убитого фермера, отца двоих детей, которого штрейкбрехеры убили без какой бы то ни было необходимости, просто, чтобы запугать фермеров. Во второй серии убийцы из «Черного легиона» с машины расстреливают фермеров прямо на пороге церкви. И далее в том же духе. Справедливости ради, фермеры, сорганизовавшись, дают отпор. Но, увы, это кино, а в реальной жизни мы знаем, что все очаги такого сопротивления были безжалостно подавлены, хотя американцы не любят об этом вспоминать. Америка как государство вообще не любит вспоминать тяжелые моменты своей истории, которых у нее было, несмотря на сравнительно короткую историю, великое множество, и уж точно Америка не намерена каяться хоть за что, даже за такое варварство, как атомные бомбардировки японских городов. Да и наши-то города избежали такой участи только потому, что под руководством Лаврентия Павловича Берии была форсирована наша ядерная программа и США встали перед лицом возможности получить адекватный ответ.

После первого сезона сериал Damnation был закрыт, несмотря на то, что имел высокие рейтинги. И закрыт был по самым что ни на есть соображениям цензуры – под предлогом, что он «раскалывает американскую нацию». Но чтобы получить полное представление о том, что происходило с фермерами в Америке в 30-е годы и сравнить с нами, уже выпущенных в прокат 10 серий более чем достаточно.

Смотрите, агитируйте и пропагандируйте!

 

Другие материалы номера