Забастовка началась 4 февраля, 45 медработников Ишимбайской ЦРБ направили обращения президенту Владимиру Путину, главе Башкирии Радию Хабирову, министру здравоохранения республики Максиму Забелину, муниципальным властям, главврачу больницы и в прокуратуру. Они заявили, что устали терпеть «тяжелейшие» условия работы за «унизительно низкую оплату труда».
Вера Высогорец и Альбина Абдрахманова были уволены за то, что не вышли на работу в свой выходной день (5 февраля). Якобы накануне главврач направил им приказ о привлечении к работе за двойную оплату по производственной необходимости. Приказ был направлен Почтой России.
При увольнении медиков работодатель заявил, что якобы получил согласие по телефону фельдшеров поработать в выходной день. Однако никаких разговоров об этом с администрацией ни у одной из фельдшеров не было. Уже после увольнения они проанализировали список входящих звонков на своих телефонах и обнаружили, что у них обеих в девятом часу вечера есть отметки об одном входящем с неопределяемого номера. При снятии трубки имело место короткое молчание и быстрый сброс.
Активисты считают, что работодатель таким образом готовил «фальсификацию доказательств для увольнения».
Сопредседатель профсоюза «Действие» Андрей Коновал так комментирует эту ситуацию: «В соответствии с Трудовым кодексом привлечение работников к работе в их выходные дни производится с их письменного согласия. Но даже если бы было вдруг объявлено чрезвычайное положение, работодатель обязан был ознакомить работников с соответствующим приказом под роспись. Посылать такой приказ почтовым отправлением, заведомо зная, что оно не может быть доставлено вовремя, – это или сознательное вредительство, или служебная халатность».
Председателя первичной организации «Действия» Рамиля Разяпова уволили по другой причине – выезд в ночную смену якобы без дефибриллятора, хотя портативный прибор в машине был, а стационарный заряжался в больнице.
Защитники уволенных врачей заявили о намерении обжаловать увольнение: будут направлены иски о восстановлении на работе всех трех уволенных, уже поданы жалобы в прокуратуру.
«Все трое будут восстановлены – или по суду, или в досудебном порядке, – комментирует ситуацию сопредседатель МПРЗ «Действие» Андрей Коновал. – А в отношении главного врача Шапочкина помимо всего прочего направим заявление в Следственный комитет. Полагаем, что там есть признаки служебной фальсификации и целенаправленных действий вопреки интересам службы».
Как накануне рассказывала «Советская Россия», бригады скорой помощи в Ишимбае и Ишимбайском районе работают в неполном составе. По действующим нормативам на население 85 тысяч человек должно быть не менее десяти бригад, в реальности их не более пяти. За 12-часовую смену на каждую приходится 9–13 вызовов.
При этом в 2021 году урезали зарплату и водителям, и фельдшерам. У водителей доплата за «сложность работы» сократилась с 11 до 3 тысяч рублей. Были снижены надбавки за стаж и категорию. За работу в ночное время у медперсонала доплата сейчас составляет 60%, у водителей – 50%. Доплата за вредность установлена самая минимальная, допустимая законодательством, – 4%.
Профсоюзные активисты требуют увеличить количество бригад и сотрудников в штатном расписании в соответствии с федеральными нормативами. Пока это не будет сделано, они считают необходимым ввести доплату в размере 100% к окладу. Также они просят ввести доплату за работу в ночные часы, расширение зоны обслуживания, а за работу в выходные, переработку, совместительство – оплату в двойном размере в соответствии с Трудовым кодексом.