Горький День культуры

Хмурым захолодавшим утром 25 марта, в День работников культуры, отмечаемом в России еще с 2007 года, я ждал обещанного обращения-воззвания председателя комитета Госдумы Елены Ямпольской. Рабочий день начался – его в интернете не видно. Но уже и так ясно, что ничего-то путного из него не вычитаешь. Ведь еще 15 марта комитет провел свое сумбурное, судя по отчетам СМИ, расширенное заседание на тему: «Смыслы и ценности в культуре: запрос в обществе, мнение профессионалов, роль государства». Толкли воду в ступе, начав с вопроса: «Уместна ли она в такое тревожное время?» – спрашивали друг друга депутаты. И сами же отвечали: «А когда, если не сейчас?» И впрямь! Поэтому ожидали чего-то внятного от советника президента по вопросам культуры Владимира Толстого, который вдруг пообещал «воздержаться от острых оценок». Он признался, что «опасается, когда людей вынуждают примкнуть» к каким-то сторонам, и призвал «не открывать второй фронт внутри страны». Люди культуры должны, дескать, выражать свое отношение к происходящему своими спектаклями, книгами, фильмами, а не подписанными петициями, добавил чиновник. Странно слышать, потому что театральные деятели до всяких спектаклей-осмыслений начали именно с воззвания: «Остановите войну!» Разве представитель славного рода не читал обращения, которое подписали чуть ли не тысяча человек? В том числе аж четыре руководителя знаковых федеральных учреждений культуры (подведомственных Минкульту). Это что – изъяны кадровой политики? Министерства культуры и администрации президента. А сколько там титулованных персон!

Впервые избравшийся в 2021 году в Госдуму певец-единоросс Денис Майданов подчеркнул этот «разброд среди работников культуры» и объяснил его тем, что «очень долго мы были подвержены западным ценностям… Мы увидели, кто чего стоит из наших звезд, как они относятся к нашей стране», – заявил Майданов. И именно «наша толерантность», по его мнению, привела к тому, что многие российские звезды отказываются выступать на патриотических концертах. Кроме того, детям надо объяснять, что «президент прав, учитель прав, родитель прав», а источники плохой информации в интернете нужно закрывать, уверен певец. Поэтому лично он поприветствовал закрытие соцсети TikTok, предложил ввести в стране «кодекс о том, что такое хорошо и что такое плохо», и призвал перестать играть в «псевдодемократию». Он признался, что переживал из-за «слишком медленного» отключения в России Facebook и Instagram, благодаря которым «в каждой квартире, в каждом айфоне и смартфоне сидит провокатор-предатель».

О провалах на поле информационной войны я писал не раз. Добавлю еще такой штрих. Напористый агитатор, который помогал на украинских выборах и Януковичу, и Яценюку – Дмитрий Куликов, просто царит на всех российских каналах, учит телезрителей, перебивает гостей. Поэтесса из Донецка Анна Ревякина, молодо и остро всё переживающая, начала свое выступление так: «Почему мы проигрываем информационную войну…» Куликов тут же закричал: «Мы не проигрываем информационную войну, тут другой случай: нас просто не пускают в информационное поле противника». Ну, на российское-то пускают, даже с избытком. И что, есть огромные успехи? Особенно среди молодых, не смотрящих телевизор, а тем более такие аналитические программы, как его «Кто против?»… И потом, да, на информационное поле не пускают, но почему усилиями Министерства цифрового развития и 400 000 айтишников (как подсчитали при предоставлении льгот) мы на него не врываемся? Помню, сплавлялись с сыном по Дону на плоту от Вешенской до Серафимовичей, и мой старенький приемник брал чисто только две станции: Вести-FM Ростова-на-Дону и… русскоязычную украинскую радиостанцию. Последнюю – даже чище. Перед сном порой слушал в палатке этот мрак: например, огромный очерк о поэтессе-националистке Телеге – Олене Телиги, казненной гестапо в Киеве, – программу без единой поэтической строки. Я даже подивился: надо уметь о новом классике поэзии рассказывать, не цитируя стихов… И я еще в тихое «дореволюционное» время подумал: а плывет ли сейчас кто-то по Днепру на Украине с четко работающей российской радиостанцией, слушает ли стихи и песни фронтовых поэтов, освобождавших Украину, как Алексей Фатьянов?

Депутат Дмитрий Кузнецов на слушаниях заявил, что почти вся культурная элита России выступает сейчас против государства, и увидел в этом «провал культурной политики». Елене Ямпольской пришлось поправить коллегу, напомнив ему о прямо противоположных примерах в лице оперной певицы Анны Нетребко и дирижера Валерия Гергиева (оба, мол, отказались осуждать политику России). Нашлись примеры! – они люди мира, самостоятельные кометы, которые пребывают в таком космосе, до которого люди и не дотягиваются. Пользователи сетей видят примеры поприземленней: Чулпан Хаматова – Зулейха наша, с которой носились как с писаной торбой, отвалила в Латвию и уже оттуда жалуется, что денег в Театре имени Райниса положили мало – около 1000 евро. Когда-то яркие театральные актеры, истинно народные, не могли и мечтать о такой зарплате, но блистали на сцене. А первая потянулась в заморские края сама Примадонна с Максимом Галкиным. Кто-то стенает, что Пугачева в Россию не вернется. А кто-то просто никак не комментировал убытие за границу – скажем, Валерий Леонтьев просто тихо переместился к жене в Майами, такой смелый и любимый некоторыми моими студентами Юрий Дудь делает эфиры из Барселоны, Земфира и Рената Литвинова уехали в Париж, где у Ренаты есть квартира. Телеведущая и актриса Татьяна Лазарева вышла на связь со своими подписчиками и сообщила, что она приняла решение покинуть Россию навсегда. Но отрешиться от славы и денег не может… Поклонники отмечают, бывшая кавээнщица-либералка с первого дня после объявления о спецоперации на Украине находилась в Киеве, не пряталась в убежищах, а жила в самом центре. Лазарева рассказывала подписчикам о событиях, которые происходили на Украине. Теперь очутилась в Испании: «Осматриваюсь. Думаю, что дальше. Возвращаться в Россию не планирую. Планирую прямой эфир по привычке. Надо? О чем?» Если и надо, то об Испании, конечно, о ее проблемах – так же прямо и критично, как о российском руководстве. Посмотрим на процветание тогда!

Некоторые известные журналисты увольняются, уезжают, очень сузился круг проверенных экспертов на ТВ. Палочка-выручалочка всех программ – рьяная государственница Симоньян теперь судит обо всем с тихим пристрастием. Например, она ловко преподнесла красных в качестве носителей безнравственности! Дмитрий Куликов в своей программе на ТВЦ вспомнил слова убитого Александра Захарченко: «В гражданской войне побеждает тот, кто более нравственен», – а Маргарита мгновенно среагировала: «Тут я не соглашусь. Вряд ли генерал Каледин, который пустил себе пулю в сердце, или Колчак, или Врангель – были менее нравственны, чем те, кто им противостоял. Ну, это особый разговор…» И замяла для ясности. А что русский народ-то посчитал, который не пошел за их благородиями? Да и офицеры, которых больше оказалось на стороне красных? Сама же сказала перед этим: «Если бы народ Крыма не выбрал свою судьбу – ничего бы у Путина не получилось, да он бы и не стал…» Ну, понятно, что безгрешный Путин – не критикуемый им Ленин, но все-таки законы истории, народного волеизъявления действуют всегда или избирательно, как Маргарите охота?

Так вот, убежден, что упомянутый Симоньян народ, измученный новыми трудностями, стремительно растущими ценами, туманными перспективами, ждет совсем другой культурно-информационной политики. Потому и начал я статью с эпиграфа из памфлета Максима Горького, который был опубликован ровно 90 лет назад, 22 марта 1932 года. В нем он строго вскрыл перманентную гнилость творческой интеллигенции перед лицом зарождающегося в Европе фашизма: «…Тревожные крики интеллигентов стали обычными. Это естественно: работа интеллигенции всегда сводилась – главным образом – к делу… утешения богатых в пошлых горестях их жизни…» Богатые тоже плачут, как банкир Фридман в Лондоне.

Теперь идет прямое противостояние неофашизму на Украине и взлелеявшему этот режим коллективному Западу, где находят убежище иные обласканные государством деятели культуры. Поэтому снова сверхактуален вопрос, над которым чуть ли не потешались в либеральных СМИ: «Пора вам решить вопрос: с кем вы, «мастера культуры»? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой силы, за сохранение касты безответственных хищников?»

Сегодня отмечают праздник не «звезды» медийной тусовки, а именно чернорабочая сила культуры, пользуясь выражением Буревестника революции. Ее-то и надо поддерживать, к ней прислушиваться, а не продолжать лить патоку и гранты на тех, кто предаст государство в первый же час крутых испытаний!

 

Другие материалы номера