Кто заменит корифеев знания?

Уважаемый Олег Николаевич!

Меня зовут Александр Александрович Фоменко. Я являюсь секретарем партийной первичной организации №10 Центрального района г. Воронежа, член партии с 2011 года. Мне хотелось бы рассказать Вам о тотальном кризисе кадров в нашем образовании. С 2008 г. я обучался в Воронежском государственном университете на историческом факультете – специалитет (5 лет), магистратура (2 года), аспирантура (3 года) – соискатель. На моих глазах на превосходном факультете происходил кадровый крах – часть преподавателей умерла в очень преклонном возрасте, часть – по болезни. Еще ряд преподавателей ушел с факультета, не выдержав бюрократической нагрузки и невысокой оплаты труда – «в фирме платят больше». В итоге от превосходного кадрового состава на факультете почти что никого не осталось, некоторые кафедры пришлось даже ликвидировать.  

 

Был и случай, когда еще при министре Фурсенко или Ливанове (точно уже не помню) решением министерства был ликвидирован курс по итальянскому Возрождению, преподаватель был очень морально травмирован этим (замечу, что деканат и ректорат в этой ситуации ничем не смогли помочь – не было у них таких возможностей, хотя и были категорически против ликвидации курса) и ей пришлось уходить из вуза. Меня охватывает чувство глубокой скорби от осознания того факта, что воскресить наших преподавателей, корифеев научной мысли, никто не сможет. Кроме Господа Бога. А замены такого же уровня им практически нет.

Кто будет нести ответственность, в том числе уголовную, как государственную измену, за многолетний и планомерный разгром нашей науки?

В плане подготовки кадров для аспирантуры необходимо озвучить следующую беду: бюрократический, тотальный формализм под угрозой репрессий в случае отклонения от формальных, буквоедских норм. Конкретно: многие работы (не только гуманитарные, хотя они особенно) сегодня являются мультинаучными, т.е. используются данные, к примеру, не только из раздела новой и новейшей истории, но и археологии, историографии и т.д. В итоге если определенная часть данных «перевешивает» (или даже они просто используются в небольшом объеме, или как ссылка представлены), работа отклоняется, а соискателю выносится требование переделать под формальные критерии, из-за чего страдает всегда качество работы. Если аттестационный совет принимает к рассмотрению такую работу и при этом выносит положительный вердикт, то его решением ВАКа расформировывают. В ином случае совет просит соискателя переделать работу под формальные критерии – в итоге, как уже говорилось, страдает ее качество. По этой причине многие соискатели после получения диплома об окончании аспирантуры не идут на защиту ученой степени – нервы и силы не выдерживают.

Вторая, не менее важная проблема – поиск оппонентов и рецензентов, особенно если специальность штучная (например, у меня таковой является болгаристика). Затратным является и сам процесс проезда, питания, проживания оппонентов и рецензентов, соискателей, членов комиссии – государство эти расходы не компенсирует. В случае защиты за границей добавляется проблема нострификации документов и их признания нашим ВАКом – в итоге защита превращается в нервный, сложный и дорогой процесс.

В целях исправления ситуации считаю необходимым:

1.    В вузах и ПТУ ввести элемент европейской системы образования: прием без экзаменов на все факультеты и направления с «отсевом» неуспевающих без уважительных причин уже после 1 сессии. Это поможет оставить тех, кто действительно хочет учиться, а не занимать чужое место.

2.    Ликвидировать подушевое финансирование (в чем-то это схоже с крепостным правом), когда двоечников приходится держать потому, что вуз потеряет деньги и зарплату, при этом двоечники занимают чужие места.

3.    Образование людей и их воспитание должно быть полностью бесплатным на всех ступенях жизни человека: ясли – детский сад – школа – ПТУ – ВУЗ. Знания есть величайшее сокровище человечества, которое невозможно измерить в материальном эквиваленте, и они должны быть доступны каждому.

4.    Заработная плата работников сферы образования всех уровней не должна быть меньше 40 000 рублей, а на образование ежегодно должно выделяться не менее 30% ВВП.

5.    Отмена Единой Государственной Экзекуции как абсолютно необъективного, скандального и опасного метода оценки знаний – было так, что ребята кончали с собой из-за сильнейшего стресса, связанного с экзаменами (проверка документов, видеокамеры, полиция, обыск в туалетах и т.д.). Данная информация почему-то очень тщательно нивелируется и скрывается в СМИ. Дети после школьных оценочных итоговых экзаменов должны без экзаменов, бесплатно, поступать в вузы и ПТУ.

6.    Широчайшая автономия вузов и ПТУ, при которой Министерство образования поощряет инициативы, развитие и самостоятельность учреждений образования. Ректоры и деканы должны быть в хорошем смысле слова независимы от Министерства образования, не должны бояться открыто, в глаза, не оглядываясь на чины и регалии, высказать свое мнение по проблемному вопросу, они должны выступать защитниками интересов своих образовательных организаций, не опасаясь ответных репрессий.

7.    Министерство образования должно выполнять функции исполнителя пожеланий и предложений со стороны образовательных организаций всех рангов, всячески поощрять разумные и новаторские инициативы, что необходимо для развития страны, а не проводить тотальный бюрократический контроль.

8.    Отмена специальностей с сохранением направлений при защите диссертаций – очень тяжело бывает подобрать диссертационный совет. Признание мультинаучности работ.

г. Воронеж

Другие материалы номера