Половодье рушит мосты, власти разводят руками

Сейчас больше восьми тысяч жителей не могут выбраться в центр района за продуктами или лекарствами и оказались без скорой помощи.

[img=-22101]

Чиновники сообщили, что попытаются восстановить один из мостов, но на второй денег нет. Сельчане вздыхают, что скорее «вода спадет», чем им восстановят дорогу.

– На наших глазах и утащило. Страшно было, жуть. Раньше как-то выдерживали, а сейчас нет. Но вообще, для горной речки такой резкий подъем воды – это ж обычное дело. В том году в нашем же районе железнодорожный мост смыло. Но оказались никак не готовы. Сейчас мы напрочь отрезаны от райцентра, от всех дорог, тем более Читы. Считай, без продуктов (доедим то, что есть, и все) и лекарств. Аптека у нас вот закрылась недавно, а машина скорой помощи в райцентре – тоже не доберется, – говорит жительница Усть-Карска Дарья А.

Для жителей деревень главной темой разговоров последние дни – что делать в такой экстренной ситуации.

– Ну, откуда я-то знаю, что делать?! Дай Бог, чтобы не случилось никакого ЧП, не было нужды в скорой. Не хочется думать о плохом. Сейчас мы и еще пять сел за нами – просто без дорог остались. Надеемся, что ничего не случится, вода спадет – переберемся на машинах на другой берег. Когда именно спадет – тут сложно сказать: пока дожди идут (еще неделю точно их прогнозируют), точно не рискнешь ехать, – говорит Ольга Елина.

В поселке Усть-Карск, возле которого через реку Кару когда-то перекинули мосты, живет примерно 1800 человек. Мужчины работают вахтой на местном прииске по добыче рассыпного золота. Женщины – в школе, детсаду, на почте и в двух местных магазинах. Больше всего в поселке пенсионеров. Молодежь уезжает учиться в Читу или соседние регионы и уже не возвращается.

– Пока учусь в колледже, на лето и в каникулы приезжаю к родителям. Потом вряд ли, в Чите уже работать буду. Так все наши выпускники делают, мало кто возвращается, – говорит Нина Задоя.

На вопрос, почему, раздраженно отвечает: «А что тут делать?» Местные жители кивают – продукты в разы дороже, чем, например, в Чите, работы нет, удобств тоже, сейчас и дороги.

– Сравните сами: килограмм сахара у нас стоит 118 рублей. Хлеб – 39 рублей за булку, говядина в районе 300. А зарплаты – хорошо, если 25 тысяч [рублей] выйдет, – объясняет Елена Карепова.

Жители остальных пяти сел, которые, по словам усть-карчан, «тоже связаны нашими мостами», так же остались без сообщения. В Верхних и Нижних Куларках, Лужанках, Шилко-Заводе и Старо-Лончаково ситуация с работой и уровнем жизни «один в один», как в Усть-Карске, говорят местные.

– Вот есть больничка на несколько коек. Но медицинского персонала в поселке не осталось. Так что по факту ее и нет, – рассуждает Александр  из Куларок. – С ценами у нас даже похуже, чем у первого села, – расстояние больше, накручивают выше. Я точные цифры не назову, больше жена закупается, но к концу месяца мы остаемся без денег, такие вот расчеты. Если в долг перед зарплатой не набрали, считается хороший был месяц.

Губернатор Забайкальского края Александр Осипов в своих соцсетях объявил о «напряженной ситуации из-за подъема воды» в Балейском, Сретенском, Могочинском и Оловяннинском районах региона.

– Помимо Усть-Карска, пострадали подъезды к селам Гробово, Журавлево, Алия, Турга, поселку Золотореченск. Но во всех этих населенных пунктах есть запас воды и продуктов питания. Есть альтернативные пути проезда. И, главное, нет угрозы подтопления жилых домов, – заявил Осипов.

Сами жители, услышав об «альтернативных путях», зовут губернатора в гости «показать». По их словам, «альтернативу» в этом году так и не запустили.

– В прошлом году, когда у нас не было дороги с района, по Каре катер ходил на воздушной подушке, – вспоминает Дарья из Усть-Карска. – Но сейчас его нет! Что он имеет в виду?

– Может, он это про речной путь на теплоходе «Заря»? Так и он нам сейчас недоступен – в этом году его не запустили, – объясняет Елена К. – Нам зачем обманывать-то? Были бы эти пути, мы бы спокойно жили себе дальше. Да мы и сейчас особо не возмущаемся, ждем спада воды себе. Уж всяко быстрее моста будет.

Глава Сретенского района Алексей Закурдаев подтверждает слова жителей, а не губернатора.

– Альтернативных подъездов к поселку нет, поэтому рекомендую администрации поселения объявить режим ЧС! – говорит районный глава. – Кроме мостов, проблема с дорогами – два участка пути краевого значения в аварийном состоянии. И решать их, по словам сотрудников администрации, не на что – если на восстановление первого моста деньги нашли (на аукцион выделят 6 миллионов рублей из районного дорожного фонда), то по второму – отбой.

Чиновники объявили, что на восстановление второго моста «средств в районном бюджете нет».

– Буду обращаться в Минстрой с просьбой выделить финансирование, – обещает глава района Закурдаев.

Сами жители в силу обращения в министерство особенно не верят.

– На нас, как всегда, денег нет. Весь край без дорог. Те, что были со времен Союза, уже разбиты. Кое-где мастрячим заплатки сами. Куда деньги идут? Надо ж чтоб и на нас хватало. Куда нам писать и заявлять, если глава говорит, что даже на федеральной дороге – сплошь аварийные участки! Нам-то, сельским, на что тогда надеяться? – говорит Александр из Куларок.

Другие материалы номера