Как автолюбителю «выжить»?

Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze провели масштабное исследование автомобильного рынка России. В частности, по мнению экспертов, рост цен на новые и подержанные автомобили продолжится, дилерам уже не хватает оригинальных запчастей и они ремонтируют аналогами, а в ближайшем будущем дилерские центры, чтобы не обанкротиться, попытаются трансформироваться в мультибрендовые автосервисы.

***

По словам экспертов, сейчас ежемесячные продажи лежат в границе 25 000 – 40 000 автомобилей. «Выжить» только на продаже новых авто для большинства дилеров не представляется возможным. По разным оценкам экспертов, продажи сократятся от 55 до 64% и будут самыми низким за современную историю.

«Самые худшие прогнозы по продажам автомобилей сбываются. В 2022 году парк гарантийных автомобилей сократится на 1–1,2 млн машин. Продажи автомобилей в этом году откатятся к началу 2000-х, но в то время и дилеров было меньше, чем сейчас», – говорит Александр Груздев, основатель аналитического агентства Gruzdev-Analyze.

По оценкам экспертов, несмотря на катастрофическое снижение продаж, не стоит ждать снижения цен на новые автомобили. Только за март–июнь рост цен по китайским брендам составил около 50%, а по брендам, которые приостановили деятельность, рост от 50% до 250%.

«Учитывая ограниченное предложение, вряд ли стоит ожидать снижение цены. Исключение могут составить китайские бренды», – считает Олег Мосеев, руководитель проекта «Автомаркетолог» и член совета директоров FreshAuto.

По мнению Олега Мосеева, доля китайских брендов однозначно будет расти и сегодняшние 18% далеко не предел. «Скоро каждый второй новый автомобиль, проданный в России, будет китайским», – подчеркнул Олег Мосеев.

При этом все эксперты сходятся к единому мнению, что количество официальных дилеров и дилерских центров в нынешних условиях сократится на 40–50%.

***

Дилеры сейчас продолжают нести гарантию, но есть проблемы со сроками. Закон о правах потребителя регламентирует срок гарантийного ремонта и корректировок в сторону его увеличения пока нет.

«Уже сейчас есть практика отказа принятия гарантийных автомобилей в сервис, поскольку нет запчастей, чтобы избежать нарушения закона о правах потребителей», – отметил Олег Мосеев, руководитель проекта «Автомаркетолог» и член совета директоров FreshAuto.

Дилеры сейчас имеют больше свободы в применении неоригинальных запасных частей. «Рост доли неоригинальных запчастей в общих продажах составил от 20 до 50%. При этом дилеры всячески пытаются сохранить уровень маржи в деньгах на неоригинальных запчастях. Проблема состоит в том, что дилеры пока еще не научились продавать аналогичные запчасти и работать с ними», – говорит Александр Усольцев, руководитель группы развития группы компаний ТрансТехСервис.

Большинство дистрибьюторов остановили поставки и дефицит нарастает. Параллельный импорт носит точечный характер. Но есть исключения по брендам. Например, по Toyota и другим японским брендам ситуация значительно лучше, чем по Mercedes и JLR. Сейчас идут активные поиски каналов поставок через третьи страны.

***

Как считает Александр Усольцев, дилеры могут пойти по пути становления мультибрендовых независимых СТО, ввиду необходимости удержания проданных автомобилей с пробегом, в пользу которых все побегут сейчас, чтобы сохранить и заместить доходы от продаж новых автомобилей.

***

По мнению Александра Груздева, общий движущийся автопарк в 2022 году уменьшится на 800 тыс. автомобилей. При этом старение парка будет идти ускоренными темпами. В последующие 3–5 лет парк будет снижаться на примерно 500–600 тыс. авто в год. Из-за дефицита запчастей в стране будут активно использовать б/у запчасти, будут процветать угоны автомобилей для разбора на запчасти, плюс к этому добавятся ребилдеры, те, кто будет восстанавливать запчасти.

Согласно проведенному опросу: 54% опрошенных автовладельцев собираются экономить на обслуживании автомобиля. Из них 22% будут покупать более дешевые запчасти, 18% намерены ремонтировать автомобиль самостоятельно и 14% будут искать более дешевый автосервис.

Другие материалы номера