Поговорим подробнее о предложении такой помощи. В некоторых случаях это действительно безвозмездная помощь, в других случаях – на возвратной основе, в виде кредитов и займов. Под проценты льготные или рыночные. Наконец, в одних случаях говорится о фактически предоставленных товарах и деньгах, а в других случаях озвучиваются бюджетные обязательства, в пределах которых помощь еще только будет предоставляться.
Конечно, основная часть помощи предоставляется государствами, но какая-то часть может предоставляться частными организациями и даже физическими лицами. Консолидированных оценок помощи по отдельным странам-донорам, и уж тем более по всему миру, крайне мало.
Наиболее обобщенную и точную картину помощи коллективного Запада Украине, как мне представляется, дает Институт мировой экономики в Киле, который ведет такой учет в рамках проекта Ukraine Support Tracker – UST.
В базу данных включаются 40 стран, в частности, государства-члены ЕС, США, другие члены G7, а также такие, как Австралия, Южная Корея, Турция, Норвегия, Новая Зеландия, Швейцария, Китай, Тайвань и Индия. Отдельно выделены наднациональные институты Европейского союза. Данные обновляются каждый месяц. Последнее обновление было сделано 7 июля. На данный момент база данных охватывает период с 24 января по 1 июля нынешнего года.
UST в первую очередь оперирует показателями выданных обязательств по всем видам помощи Украине (военная, гуманитарная и финансовая). Суммарный объем всех обязательств наблюдаемых стран на 1 июля составил 80,7 млрд евро (82,3 млрд долл. США). Основная часть обязательств была выдана в первые три месяца после 24 февраля. В июне прирост составил всего лишь 3%.
Для Украины сумма заявленной коллективным Западом помощи выглядит фантастически большой. Она в 1,7 раза превышает доходную часть бюджета Украины за прошлый год (47,5 млрд долл.).
Львиная доля всех обязательств по помощи Украине приходится на США – 52,8%, или 42,6 млрд евро. Примечательно, что основная часть обязательств США была выдана в период с 24 апреля по 10 мая – 32,6 млрд евро.
На втором месте идут институты Европейского союза. Их суммарная помощь (обязательства) равняется 15,7 млрд евро.
На третьем месте находится Великобритания – 6,22 млрд. евро.
Далее следуют (млрд евро): Германия – 3,34; Польша – 2,85; Канада – 2,61; Франция – 2,11. У следующих по рейтингу стран суммарная помощь менее 1 млрд евро. Почти по половине обследуемых стран объемы помощи – нулевые.
Примечательно, что по относительному уровню помощи (как процент к ВВП) рейтинг получается совсем другой. Здесь тройка лидеров следующая (% к ВВП): Эстония – 0,9; Латвия – 0,7; Польша – 0,5. Это страны небольшие, даже маленькие, по экономическому потенциалу, но очень активно играющие на стороне украинского режима.
Из трех видов помощи (военная, гуманитарная и финансовая) на первом месте стоит военная – поставки оружия, военного снаряжения и боеприпасов, а также целевая финансовая помощь на приобретение товаров военного назначения. На военную помощь в разных формах приходится 42,5% суммарной помощи всех стран (в виде выданных обязательств).
Основная часть суммарной военной помощи приходится на США – 23,8 млрд евро. Это примерно 56% всей американской помощи Украине. Также почти 70% суммарной военной помощи всех стран коллективного Запада. Отрыв США от других стран колоссальный.
На втором месте после США по величине военной помощи находится Великобритания (3,8 млрд евро). Далее следуют (млрд евро): Польша – 1,8; Германия – 1,5; Канада – 0,9; Норвегия – 0,5. Всего военной помощи Украине набегает на сумму примерно 35 млрд евро.
Авторы проекта UST обращают внимание на то, что в обзоре фигурируют преимущественно цифры обязательств по выделению помощи. К 1 июля фактически предоставленная помощь Украине составляет лишь часть обязательств.
Среди наблюдаемых стран наиболее высокий процент исполнения выданных обязательств зафиксирован в следующих странах (%): Япония – 96,64; Канада – 76,55; Франция – 51,67. А вот по США этот показатель составил лишь 11%, т.е. 4,7 млрд евро, или менее 5,0 млрд долларов.
Также невысок уровень исполнения обязательств по Европейскому союзу (16,23%) и отдельным странам – членам ЕС (Германия – 23,46%; Италия – 38,06%). Итак, США и некоторые другие ведущие страны Запада с высоких трибун международных форумов и саммитов озвучивают астрономические суммы оказываемой ими помощи Украине. А зачастую оказывается, что это лишь обязательства или обещания. В любой момент от таких обязательств со ссылками на разные форс-мажоры и прочие обстоятельства можно отказаться.
И, как мы видим, все чаще такие отказы происходят. Вот, например, итальянская газета Carriere della Serra 10 июля публикует статью «Германия блокирует помощь ЕС Украине: газовая напряженность и санкции».
В ней сообщается, что Германия оттягивает выделение помощи Украине от Евросоюза в размере девяти миллиардов евро из-за несогласия с ЕК по поводу источника финансирования. Более конкретно: министр финансов ФРГ Кристиан Линднер выступил против спонсирования Киева за счет общего европейского долга. На данный момент он одобрил лишь миллиардный транш, который поступит в Киев до конца июля.
Киев оценил позицию немецкого министра как антиукраинскую, как подножку киевскому режиму. Газета, в частности, отмечает: «Между тем время идет, Киев заявляет, что ему нужна помощь в размере пяти миллиардов долларов в месяц, и существует предположение, что Украина объявит дефолт по погашению внешнего долга в размере 900 млн евро в сентябре».
А вот еще одно неприятное для киевского режима решение Европы. Как сообщило 8 июля агентство Bloomberg, Европейская комиссия приняла решение заблокировать предоставление кредита в размере 1,5 млрд евро Киеву из-за опасений по поводу его финансовой надежности. Еврокомиссия хочет, чтобы обеспечение кредита, которого ожидает Украина, составляло 70% от общего объема финансирования, а у Киева давно уже исчерпан весь ресурс обеспечений.
30 июня 2022 года Байден сделал эффектное заявление: Америка будет поддерживать Украину «столько, сколько потребуется». Однако тот же Институт мировой экономики в Киле обращает внимание, что основной проукраинский пыл Америки пришелся на период с 24 апреля по 10 мая, когда конгрессом США было выдано более 3/4 всех обязательств по помощи Украине.
С тех пор прошло уже два месяца, и никаких новых крупных обязательств по помощи Украине конгресс не выдает. Страсти разгораются вокруг того, насколько быстро следует выполнять уже выданные обязательства.
США и их союзники не способны в долгосрочной перспективе продолжать оказывать поддержку Киеву, их ресурсы заканчиваются, заявили авторы статьи в New York Times от 9 июля Питер Бэйкер и Дэвид Сангер.
По их оценкам, Вашингтон успел выделить Киеву в качестве помощи в общей сложности 54 млрд долларов. По их мнению, этого хватит для того, чтобы переводить Киеву транши военной, гуманитарной и финансовой помощи как минимум до второго квартала следующего года. А что дальше? Вот мнение американских аналитиков: «И хотя США выделили Украине 54 млрд долларов в качестве военной и другой помощи, никто не ожидает еще одного чека на 54 млрд долларов, когда эти будут израсходованы».
Итак, предложение помощи коллективного Запада Украине росло быстро до середины мая, что выражалось в увеличении выданных обязательств. В последующие два месяца процесс застопорился. И неизвестно когда будут исчерпаны ранее выданные обязательства, последует ли выдача новых траншей обязательств.
А теперь о спросе на помощь. Со стороны Киева он растет из месяца в месяц. Отмечу динамику спроса за последний месяц. 20 июня президент Украины Владимир Зеленский заявлял, что Киеву нужна ежемесячная финансовая помощь в размере 5 млрд долларов, так как половина украинской экономики в настоящее время не работает. По его словам, ни одна страна без финансовой помощи в такой ситуации не справится.
А вот уже 13 июля советник Владимира Зеленского по вопросам экономики Олег Устенко, как сообщила британская The Financial Times, скорректировал цифру потребностей. Он заявил, что Украине для покрытия дефицита бюджета нужно уже не пять, а 9 млрд долларов.
Советник президента аргументировал корректировку тем, что прекращение экспорта зерна лишило Украину прежней валютной выручки. Кроме того, Киев вынужден сжигать свои валютные резервы, украинский ЦБ покупает за их счет облигации украинского Минфина для покрытия бюджетного дефицита. В таких условиях страну без внешней поддержки ждет экономическая катастрофа.
«Мы постараемся выжить в любом случае, но без финансовой поддержки наших союзников сделать это будет не только сложно, но и практически невозможно», – признался киевский чиновник. Нетрудно прикинуть, что названная цифра более чем в два раза превышает среднемесячное значение бюджетных доходов Украины за прошлый год (менее 4 млрд долл.).
Итак, намечается растущий разрыв в предложении и спросе на помощь киевскому режиму. Со всеми отсюда вытекающими последствиями для последнего.