АЭС самой большой угрозы

Как утверждается, в этом может возникнуть необходимость в случае продолжения украинских обстрелов комплекса АЭС. Украина, в свою очередь, заявляет, что этот шаг увеличит риск возможной ядерной катастрофы.

В то же время Россия отвергает призывы некоторых западных стран создать демилитаризованную зону на территории Запорожской АЭС и вблизи нее. Я напомню, что российские войска контролируют эту территорию с марта текущего года. В последние недели напряженность там начала расти после того, как АЭС стала подвергаться обстрелам.

АЭС расположена на южном берегу Днепра, который остается под контролем россиян. Украинцы контролируют северный берег.

Украина обвиняет Россию в использовании АЭС в качестве «щита» и базы, откуда россияне совершают нападения на украинские города за рекой. Россия опровергает эти обвинения, утверждая, что это украинцы атакуют АЭС. Украинцы тоже опровергают эти обвинения.

Некоторые страны и ООН призывают отправить на Запорожскую АЭС инспекторов МАГАТЭ. Правда, реализовать этот план непросто. Во-первых, Украина противится тому, чтобы инспекторы прибыли непосредственно на АЭС, поскольку, по их словам, это придаст легитимности российской оккупации. Во-вторых, Россия не согласна с тем, чтобы инспекторы ехали на АЭС через Киев, так как это будет означать, что им придется пересечь линию фронта. Иными словами, судя по всему, инспекторы туда не доедут.

Министерство иностранных дел РФ заявило сегодня, что отвергает предложения о создании демилитаризованной зоны. «Это недопустимо», – говорится в заявлении МИДа РФ. Кроме того, там отмечается, что Россия, возможно, закроет АЭС, если та продолжит подвергаться нападениям.

По словам украинцев, россияне на самом деле хотят другого. Они якобы собираются отключить АЭС от украинской энергетической сети, а потом подключить к российской, то есть хотят лишить Украину электричества, которое вырабатывается на Запорожской АЭС.

Насколько опасна эта операция с технической точки зрения? В украинской государственной энергетической компании «Энергоатом» полагают, что это крайне опасно и значительно повышает риск ядерной катастрофы.

В «Энергоатоме» уверены, что отключение сложных генераторов от украинской энергетической системы не позволит использовать их для охлаждения ядерного топлива.

В российском же Министерстве обороны утверждают, что Киев готовит диверсию на территории Запорожской АЭС в момент, когда генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш находится с визитом на Украине.

Да, во время визита генерального секретаря ООН инциденты действительно возможны. Я напомню, что когда в последний раз Гутерриш приезжал на Украину, а это было в апреле, российские силы обстреляли Киев непосредственно после его встречи с Зеленским. Тогда были ранены не менее десяти человек.

Предположим, что российская сторона планирует остановить Запорожскую АЭС, ведь она допустила такой вариант в случае продолжения украинских нападений. Разумеется, это сложная операция, которая предполагает остановку всей ядерной цепной реакции. Вместе с тем необходимо защитить от перегревания ядерное топливо, чтобы предотвратить плавление.

Марк Хиббс, специалист в области ядерной энергетики и сопутствующей политики, заявил в интервью «Рейтер»: «Если Россия волевым решением остановит АЭС, может возникнуть угроза для оперативной безопасности станции, а кроме того, это может обусловить украинский энергетический кризис зимой».

 

Конечно, даже если все пройдет гладко, потеря Запорожской АЭС станет для Украины большим ударом. В мирное время эта АЭС производит до оной пятой украинской электроэнергии и до половины всей ядерной энергии на Украине. Около четырех миллионов домохозяйств зависят от Запорожской АЭС.

Россия заявляет, что АЭС уже повреждена. Украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, в свою очередь, утверждает, что зарубежные инспекторы должны немедленно приехать на АЭС для оценки ситуации.

Кроме того, российская сторона не только утверждает, что АЭС повреждена, но и уверяет, что в случае утечки радиации, по российским же расчетам, пострадают Словакия, Польша и Германия.

Российские заявления полностью противоречат тому, что сегодня сказал Леон Сизель, председатель Европейского ядерного общества. В интервью CNN он сказал: «Можно предположить, что АЭС не повреждена. Но даже если допустить с минимальной вероятностью, что так оно и есть, то с радиоактивными проблемами столкнутся в основном украинцы, которые живут поблизости, и радиация не распространится по Восточной Европе, как после Чернобыля».

Заявлений много, и очень трудно сказать, какие из них ближе к истине. Например, генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси сказал еще десять дней назад, что ситуация «очень тревожная», и что один из обстрелов повредил систему, что привело к отключению одного из реакторов от энергетической сети.

Удары по объектам, которые используются для хранения отработанного ядерного топлива (его вывозят после использования в реакторе), также опасны и могут привести к утечке радиации в окружающую среду. Однако, как утверждают специалисты, эта радиация далеко не распространится.

Глава «Энергоатома» Петр Котин заявил, что один удар в начале августа пришелся на территорию вблизи склада отработанного топлива. «Это крайне опасно, так как снаряды упали всего в десяти-двадцати метрах от склада, и если бы они повредили контейнеры с отработанным топливом, то произошла бы ядерная катастрофа». Также, выступая на украинском телевидении, Котин сказал: «Если пострадает хоть один контейнер, произойдет локальная авария на территории АЭС и в близлежащих районах. Если будут повреждены два или три контейнера, то зона поражения увеличится», – добавил он.

Обстрелы Запорожской АЭС вызывают опасения в связи с «новым Чернобылем», а это была величайшая ядерная катастрофа в истории. Однако между двумя АЭС есть множество различий, и специалисты настаивают на том, что повторения катаклизма 1986 года вряд ли можно ожидать.

На Чернобыльской АЭС работали графито-водные реакторы РБМК советского дизайна, еще не оснащенные современной защитной конструкцией – бетонным и стальным куполом для предотвращения любой утечки радиации.

Напротив, каждый из шести реакторов на Запорожской АЭС заключен в массивный стальной контейнер, помещенный в бетонное здание. Там работают реакторы типа ВВЭР.

«Останавливать такие реакторы намного проще, – сказал уже упомянутый Леон Сизель. – Если бы подобный реактор был поврежден, закрыть его было бы проще». Он также отметил, что инцидент в Запорожье скорее был бы похож на события на Фукусиме в 2011 году, чем в Чернобыле в 1986.

Что касается россиян и украинцев, то у них свои нарративы, от которых они не откажутся. Поэтому обе стороны продолжат обвинять друг друга в нападениях. Если русские действительно намерены «переподключить» АЭС к своей энергетической сети, то разве не дадут они тем самым повод украинцам обстреливать ее, раз она больше не будет «их»? Правда, хоть АЭС уже много месяцев находится под российским контролем, там по-прежнему работает украинский персонал.

Россияне утверждают, что хотят полностью остановить Запорожскую АЭС, если она снова подвергнется обстрелам. Но сделать это, особенно вблизи линии фронта, тоже будет непросто.

                                                                       Антун РОША,

                                                                    Advance (Хорватия)

Другие материалы номера