Демонтаж монумента завершится к 15 ноября. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предложил Риге передать памятник в собственность области, но в Риге отказались. Судьба монумента печальная, власти Латвии не увидели в нем ни исторической, ни культурной ценности, поэтому памятник просто уничтожают. Речь идет о монументе, официальное название которого звучит так: «Памятник воинам Советской армии – освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков». Памятник открыли в 1985 году.
Жители Риги – как русскоязычные, так и коренные латыши – возмущены действиями властей. По их мнению, чиновники уничтожают память о тех, кто спас Латвию от фашизма.
Парламент Латвии ранее остановил действие Межправительственного соглашения с Россией об охране памятников советским воинам. Полиция закрыла доступ к памятнику еще 9 мая, в День Победы, а муниципальные службы убрали трактором возложенные цветы. Но жители города вновь начали их приносить.
После этого парламент Латвии разрешил снос памятника. Рижская дума проголосовала за снос, поручив профильному агентству обеспечить демонтаж монумента. Президент Эгилс Левитс назвал монумент «занозой в душе латышей». «Он прославляет оккупационные войска, которые принесли Латвии большие страдания. Я не вижу другого пути, как снести или как-то иначе освободиться от него», – заявил глава государства. В ответ МИД РФ обвинил руководство республики в «разрушении фундамента нормальных межгосударственных отношений и провоцировании межэтнического конфликта в латвийском обществе». А в Совете Федерации грозят Риге жесткими мерами, в том числе экономического характера.
Работы по демонтажу памятника начались 24 августа. И первой была разрушена тяжелой техникой скульптура Матери-Родины.
В Латвии проживают 2 миллиона человек. Более 220 тысяч из них являются негражданами. Это постоянные жители страны, чьи предки приехали в республику после 1940 года, когда Латвия стала частью СССР. Неграждане имеют ограничения в правах – они не могут занимать ряд должностей, а также участвовать в выборах и референдумах. Чтобы получить гражданство Латвии, им нужно пройти процедуру натурализации – сдать экзамен по латышскому языку и истории. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров ранее заявил, что позорное явление «безгражданства», сохраняющееся в странах Европы, заслуживает активных действий по его ликвидации.
Принятию решения, до предела обострившего и без того крайне сложные российско-латвийские отношения, предшествовали дебаты в Рижской думе. Так, Агнесе Логина («Консервативные») обратилась к коллегам со словами о том, что снос памятника не решит все проблемы республики. По ее мнению, монумент нужно сохранить. А депутат Мирослав Митрофанов («Русский союз Латвии») показал видео, снятое в пятницу у посольства Латвии в Москве: там группа активистов возложила цветы к импровизированному мемориалу воинам-освободителям Риги. Впрочем, большинство членов Рижской думы к таким аргументам не прислушались, зато согласились с президентом Латвии.
Всю минувшую неделю судьба памятника оставалась в центре внимания латвийской общественности. Вчера акция в защиту памятника воинам-освободителям прошла и на Ратушной площади Риги. И там были задержаны семь участников, включая депутата Европарламента Татьяну Жданок. По данным российских информагентств, акции протеста прошли в ряде городов РФ, включая Москву, Читу и Санкт-Петербург.
Конфликт вокруг судьбы монумента стал еще одним серьезным раздражителем в отношениях между Москвой и Ригой. «Работается тяжело. Мы можем сказать, что наши сегодняшние отношения носят в основном технический характер», – отметил посол Михаил Ванин.
«Затеянная латвийскими властями вакханалия в отношении памятников не только разрушает фундамент нормальных межгосударственных отношений, но и провоцирует межэтнический конфликт в латвийском обществе. Инициаторы подобной политики, похоже, этого не понимают», – выступил с официальным заявлением российский МИД.
Речь идет не только о Латвии. Так, в пятницу мэрия литовского города Клайпеды дала старт опросу жителей города по поводу «используемых в месте захоронения советских воинов в Скульптурном парке символов советской идеологии». При этом отмечается, что вопрос переноса останков воинов или памятных табличек с фамилиями не обсуждается, дискуссия идет только по поводу судьбы «символов советской власти».