Так, число жителей столицы, доверяющих РПЦ, снизилось с 55% в 2015 году до 28%. При этом среди верующих уровень доверия уменьшился с 72 до 43%. Среди нерелигиозного населения – с 15 до 5%. Опросы редко дают сенсационные данные, но эти вполне можно считать таковыми.
Подобный сдвиг за какие-то шесть-семь лет – повод серьезно задуматься о происходящем. Ведь речь идет, в понимании и приоритетах нынешней власти, об одном из ключевых общественных институтов. И если такая резкая смена настроений возможна по отношению к церкви, то она возможна и по отношению к другим институтам.
Что же повлияло на настроения?
По мнению Алексея Макаркина, первого вице-президента Центра политических технологий, их несколько. «Первая. В конце 1980-х – начале 1990-х многие пришли в церковь, потому что многим нужна была опора в быстро меняющемся мире. Сейчас россияне научились рассчитывать на себя и свое ближайшее окружение. Внешняя опора уже не так важна. Захочет ли современный подросток со временем прийти в храм – скорее нет.
Вторая причина в закреплении формирования общества потребления. Церковь все меньше воспринимается, как сакральный институт и все больше, как сфера услуг: крещение, венчание, отпевание… Если в начале 1990-х мы приходили в храм и знали имя батюшки, то теперь персона настоятеля не имеет такого большого значения. В сфере услуг имя «обслуживающего персонала» не так уж важно клиенту. И россияне все чаще экономят даже на скромных религиозных потребностях вроде приобретения свеч (стараются купить подешевле), не говоря уже о крещении или венчании. На свадебных торжествах легче попробовать заплатить по минимуму за обряд, чем за стол в ресторане, где никак нельзя обидеть гостей.
Третья причина. Идеализированный образ церкви ушел. Церковь больше не «мученица» и «гонимая», она чаще ассоциируется с роскошью.
В-четвертых, конечно, есть и политический фактор – особенно с учетом того, что в Москве существенно шире оппозиционные настроения, чем в провинции. Церковь воспринимается как союзница государства, к тому же продвигающая и собственные интересы («закон о кощунстве»). Целая череда уголовных дел, так или иначе связанных с РПЦ, тактически нанесло немалый ущерб оппозиции в 2012 году, но стратегически обернулось против церкви, оттолкнув от нее многих интеллигентов и молодых россиян».