Годами греют небо

В сентябре «Газпром» выпустил мрачный видеоролик с апокалиптическими образами замерзающей Европы, которая этой зимой может остаться без российского газа. Заказчики этого «фильма», видимо, хотели сильно напугать европейцев.

Но неожиданно для себя добились трагикомического эффекта. Клипмейкеры из «Газпрома» зачем-то использовали для видеоряда кадры зимнего Красноярска, который (в отличие от городов Европы) до сих пор не газифицирован.

Между тем в Красноярском крае природный газ буквально бьет из земли с конца прошлого века. И разговоры о его использовании для красноярской коммуналки начались очень давно, пишет Тайга.инфо.

В 1948 году в деревне Быстрая (Минусинский район Красноярского края) геологи обнаружили месторождение газа и нефти. Но разработку вскоре забросили. Сегодня газовая скважина превратилась в туристическую достопримечательность. Жители окрестных деревень и городов в хорошую погоду приезжают сюда пожарить шашлыки на «вечном огне», который не затухает вот уже больше 10 лет.

Деревня Быстрая находится в 12 километрах от Минусинска. Выезжаешь за город, поднимаешься в горку и едешь вдоль берега Енисея. Слева остается Минусинская котловина, в которой лежит город, справа вырастают одна за другой горы. А впереди – село, совсем небольшое, около 1000 жителей, но очень живописное. Енисей здесь растекается на несколько притоков, образуя острова. Как говорят местные, течение у него здесь самое быстрое – отсюда и название деревни.

В деревенском магазине всем приезжим подробно объясняют, как проехать к «вечному огню», и на прощание дают полезный совет – взять с собой сосисок, чтобы пожарить на бесплатной газовой горелке.

 

– Вот так, прямо езжайте через всю деревню, затем свернете на развилку, потом в гору и держитесь все время левее. Только там грязно сейчас, наверное, дожди идут, – говорит продавщица.

На вопрос, проведен ли газ в деревню, она отвечает, что никогда такого не было, что все топят печки дровами – так оно привычнее. «А газа этого я боюсь, если честно», – признается женщина.

Валентина Калиниченко, местный краевед и главный хранитель истории села. Валентина Михайловна знает всё и не только про огонь.

– В 1871 году сюда на плотах по рекам Ус и Енисей приплыли 53 семьи староверов-переселенцев. Доверенный крестьянин Усинского края Семен Голубцов подал прошение в Енисейскую казенную палату о разрешении переселиться в Тесинскую волость на местность «Быструю». Так родилось наше поселение. Сегодня из староверов никого не осталось, хотя местные помнят о них. Жаль, фотографий нет, им было грех фотографироваться, – рассказывает Валентина Калиниченко.

С небольшого подъема открывается вид на огромную гору.

– Это гора Шишка, с нее видно как на ладони и село, и Енисей, а вон там гора Фунтик. На вид Шишка напоминает шишку, набитую на лбу. Вершину ее опоясывает стена выше человеческого роста, сложенная из огромных каменных плит. По мнению ученых, эта была оборонительная крепость, созданная более трех тысяч лет назад. Она также известна многочисленными петроглифами – на одном из склонов горы были найдены изображения козерогов, быков, оленей. Чаще всего туристы поднимаются на Шишку со стороны села, а спускаются вот здесь, как раз к огню.

Посреди степи полыхает «костер», со всех сторон аккуратно обложенный камнями. Не затухает, не разгорается, а просто горит ровным, сине-красным пламенем. Останавливаемся, подходим ближе, жарко и слегка пахнет газом – так же, как в квартирах, где есть газовые плиты.

 

– Здесь же можно и еду приготовить, и согреться. Молодежь так и делает, да и все наши жители. Школьники целыми классами сюда приходят и пикники устраивают. Красиво, тепло, никаких дров не надо. Помню, один мальчик сюда впервые попал и с таким удивлением спрашивал: «И зимой он горит, и летом, и весной, и осенью, и ночью, и днем?» Получается, что так, огонь этот вечный».

По словам Валентины Михайловны, когда в 1948 году геологи обнаружили в Быстрой месторождения газа и нефти, следом за ними приехали буровики и начали заниматься разработкой. Их тут называли «новые люди». Параллельно они стали застраивать главную улицу щитовыми домами, которые довольно убого смотрятся рядом с добротными избами из бревен, построенными староверами. У них под каждым домом была сделана каменная кладовая, эти дома 150 лет стоят и еще столько же простоят.

Разработка нефтегазового месторождения шла года два. Потом работы внезапно остановились. Большая часть буровиков уехала из Быстрой, побросав дома, а некоторые остались.

– Помню, мне папа рассказывал, когда пошла нефть, мужики заправили ею мотоцикл, вот прямо как была, чистой. Он даже поехал, только дымил страшно. Радовались, что теперь со своим топливом будут.

Насчет промышленной добычи нефти, говорит Валентина Калиниченко, никаких планов у властей не было. А вот про газ говорили серьезно. В 50-е годы на Быстрянской площадке пробурили 15 глубоких скважин, в которых обнаружили притоки газа и нефти. В 1952 году в первой забуренной скважине был получен метановый газ. Десять лет спустя провели пробную эксплуатацию одной скважины и собрали почти 15 миллионов кубометров газа. Тридцать лет спустя, в 1990 году, пробурили скважину «Быстрянская-100», которая по расчетам может обеспечить природным газом город Минусинск и весь Минусинский район. Но потом уничтожили советскую власть…

– Но, видимо, что-то пошло не так. Остальные скважины «забили», а вот эта «Быстрянская-100», осталась, горела очень высоко, столб огня приличный был. Но вскоре и ее законсервировали. Никто точно не помнит, как и почему, но больше 10 лет назад она вскрылась. Есть две версии: землетрясение или кто-то из местных жителей руку приложил. Но факт остается – газ начал постепенно выходить и загорелся, вероятнее всего, от весенних палов.

В городской газете 19 февраля 1991 года появилась статья: «Минусинцы, вам нужен газ?», где начальник участка буровой «Быстрянская-100» А.В. Денисевич призывает минусинцев «принять меры, чтобы не упустить своей удачи». По его словам, «Норильский «Газпром» отказывается брать на свой баланс уже годную к эксплуатации разведочную скважину и не хочет организовывать здесь станцию по добыче газа. Ведомственные игры наверху лишают минусинцев шанса, который не всем выпадает: прямо «под боком» ценнейший сырьевой запас, который, по предварительным данным, может обеспечить потребность Минусинска на 20–30 лет. И сейчас, когда Минусинск разросся и задыхается от печного дыма, копоти и сажи, а уровень онкологический заболеваний превышает среднероссийский, как никогда актуальна проблема использования наиболее экологически чистого топлива, каким является природный газ.

Подобные статьи до сих появляются в местной прессе. Специалисты, геологи и буровики пытаются убедить власти и «Газпром», что газ есть и его можно использовать. Однако он по-прежнему выходит впустую, как и тридцать лет назад.

– Я здесь родился, – рассказывает местный житель Павел, чей дом стоит на окраине деревни, у выезда на «вечный огонь», – на моей памяти он всегда горел, но ничего страшного не происходило. Огонь – ведь он же за Шишкой, мы его отсюда не видим. Хотя жалко, что газ выходит впустую. Мы все тут печками топимся, зимой в морозы дым столбом стоит, нас же горы хорошо закрывают, ветра нет практически, дышать тяжело. А провели бы газ, да еще дешевый, наш же, родной, насколько бы легче жить стало.

Пока же единственная выгода от газа – заезжим туристам дорогу показать, да проводить, если попросят. Хотя, как уверяет Павел, денег за это местные не просят. А вот ушлые предприниматели давно возят туристов поглазеть на живой источник газа за 700 рублей с человека. Мы разговариваем с Павлом у магазина, мимо проходит еще один местный житель и, услышав, что я интересуюсь источником, останавливается, представляется Николаем.

– Честно, жалко, что он впустую уходит, – говорит Николай. – Мне баллон газа дома обходится в 900 рублей. Этого на месяц не хватает, дров, чтобы протопиться, на 10 000 рублей за зиму уходит. Я, конечно, не понимаю, сколько там его точно сгорает, но хоть как-то для людей эту скважину можно было приспособить?! Вот оно, природное богатство, само в руки идет, а мы его разбазариваем, сколько лет уже поют, что будут газифицировать край, газопровод обещают протянуть, а здесь и тянуть ничего не надо, все под боком.

По мнению главы Новотроицкого сельского совета (куда входит Быстрая) Андрея Семенова, скважина не дает большой объем газа – и, соответственно, если ее разрабатывать, себестоимость газа получится очень высокой. По словам Семенова, газ в этой скважине «молодой, недозрелый, неслежавшийся». Поэтому его использование считается нецелесообразным.

 

– Раньше были планы отапливать газом Минусинск, – рассказывает Семенов. – И я слышал, что для города и ближайших населенных пунктов: Быстрая, Малая Минуса, Селиваниха его бы хватило. Но, думаю, что все уперлось в нерентабельность. Производственные затраты большие, он не окупится, никакой предприниматель на это не пойдет. Только если за проект возьмется государство. Мы писали письмо на эту тему в Заксобрание края, нам пришел ответ, что возможность использовать скважину для нужд населения есть, но в связи с высокими затратами делать это нецелесообразно.

Но и консервировать скважину, по мнению специалистов, сейчас нельзя. Иначе газ будет скапливаться под землей и может вырваться наружу, что приведет к большому взрыву. Поэтому где-то наверху решили ничего не делать с газовым факелом возле Быстрой – пусть себе горит.

Однако если планов на газовый источник нет ни у властей, ни у бизнеса, они есть у Валентины Калиниченко. Вместе с жителями она начала создавать народный музей истории Быстрой, который в комплексе с «вечным огнем» должен превратить село в популярное туристическое место. Экспонаты музея собирают всем миром, люди приносят предметы старины, картины местных художников, записи воспоминаний старожилов.

– Вот здесь будет вид на наши горы, вот здесь всё про Шишку, на этой стене – про односельчан, которые ушли на фронт во время Великой Отечественной войны, а в этой комнате староверческий уголок, – рассказывает Валентина Калиниченко. – Главный экспонат уже есть: сундук староверов, который приплыл к нам по реке с первыми поселенцами. Если его открыть и заглянуть под крышку, видно открытку с изображением царской семьи, которую заклеивали газетой, видимо, в 30-е годы.

Деньги на ремонт помещения музея, на первые экспонаты собирали жители, потому он будет называться «народным». В свою очередь сельский совет обещает облагородить площадку вокруг огня – сделать красивое ограждение и беседку, а на дороге поставить указатели, чтобы туристам было легко найти газовое чудо. Все это планируется сделать уже в конце года.

Когда выезжаешь из Быстрой, впереди, сквозь дымку проступают очертания Минусинска. Город, расположенный в котловине, которая совершенно не продувается ветром, давно задыхается от собственных выхлопов. Здесь по-прежнему топят углем и дровами, и ничего не изменится, даже если «Газпром», назло коллективному Западу, вдруг решит закрутить все свои вентили.

из деревни Быстрая

Минусинского р-на

Другие материалы номера