26.09.22 СМИ оповестили страну об ужасной трагедии, произошедшей в ижевской школе. Во время уроков в школу ворвался вооруженный убийца. Застрелив двух охранников при входе, он хладнокровно открыл прицельный огонь из двух пистолетов по находящимся в классах ученикам.
Было убито семнадцать человек, из них одиннадцать детей, и ранено (различной степени тяжести) более двадцати человек. За последние несколько лет в нашей стране это не первое такого рода нападение на школы с подобными кровавыми исходами. Детали этого кровавого происшествия обнародованы, и я не буду их повторять.
Но при всем этом встает основной вопрос: Как это вообще у нас могло случиться? И более того, это принимает системный характер(??!).
Невольно вспоминаются свои школьные годы. Напрашиваются сопоставления «кровавой деспотии» времен моего детства и разухабистой демократии современности.
Я пошел в школу в суровом 1941 году. Учился, вначале (1-й и 2-й классы) в одной, а далее (3–7-й классы) в другой неполных средних школах, территориально охватывающих юго- и юго-западные частные сектора г. Якутска. Школьное обучение завершил в стенах средней школы №8 г. Якутска.
Все мои школьные годы (а это тяжелые военные и послевоенные годы) я в школе не видел вообще какой-либо охраны. Разве что преклонных лет сторожа – дворника, который на ночь закрывал здание школы на щеколду или внутренний запор, уходя на отдых. В любое дневное время можно было зайти в здание школы свободно. Никаких вооруженных охранников, тем более милиции, не было и в помине. Вместе с тем, в то суровое время к тому же статуса города, как перевалочного пункта бывших уголовников, отбывших лагерный срок наказания, создавалась особая социальная и житейская среда сосуществования, быт определял сознание. Редко, но случались убийства, драки, ограбления квартир, уличных прохожих. Но я не помню случая, чтобы были нападения, ограбления школ, плохого отношения к детям, школьникам, тем более таких мерзостей, как педофилия и убийство детей. Такое впечатление, что существовал в обществе какой-то неписаный закон, оберегающий ДЕТСТВО, и ШКОЛА была храмом знаний, территорией, недоступной любой скверне. Мы не боялись встречи с мужиками, возвращаясь из школы домой темными вечерами. Наоборот, старались к прохожему примкнуть, зная, что мы найдем защиту на случай встречи с бродящими и выпускаемыми на ночь с цепи дворовыми псами. Было ли это результатом жесткости законов Советской власти или же потомственным менталитетом общества? Я не знаю. Но это факт, с которым следует считаться.
Теперь по поводу огнестрельного оружия. В то военное и послевоенное времена в нашем Залоге охотничьи ружья, или тозовки, были во многих домах. Их использовали в осенний период при охоте на перелетную птицу, а зимой – на зайца. Что как-то пополняло скудный продуктовый рынок. Никаких запретов на охотничье огнестрельное и холодное оружие не было. Были случаи (например, с нашими соседями), когда охотничье ружье применяли для защиты скота от ночных налетов грабителей.
Школьная программа и методы преподавания и воспитания в советское время были направлены на формирование Гражданина нашего Отечества, сохранив все лучшее от предыдущей системы российского образования. До сих пор с теплотой вспоминаю моих учительницу (3–4-го классов) Елену Михайловну Шадрину и преподавателя по литературе Тамару Ивановну Орлову… Воистину, по большому счету, советская школа «сеяла доброе, вечное!».
Конечно, случались и шалости, и хулиганства. Но это не было системой. Знаю из своего опыта. С шалостями школьников, как правило, разбирались совместно родители, учитель и иногда директор школы. С хулиганством боролись в зависимости от проступка. Либо ограничивались разборкой в школе вместе с родителями, либо хулиган исключался из школы и направлялся в ФЗО, где в режимных условиях, кроме усвоения школьной программы семилетки, он получал рабочую специальность. В послевоенное время исключенные обязаны были трудиться на производстве и могли продолжать учебу в вечерней школе.
После предательского развала СССР советское образование и советская школа были порушены. На этом поприще изрядно наследили как депутаты Думы типа Лаховой, так и разного рода министры-временщики типа А. Асмолова, Фурсенко и других, вплоть до залетных лихачей из Чикаго. Курс полностью был ориентирован на западные низкопробные образцы, которые с достаточной натуралистичностью в свое время были отражены на страницах романа Марти Ларни «Четвертый позвонок» и ряда американской кинопродукции на заданную тему. Колоссальный урон просвещению нанес Фурсенко внедрением в российское образование своего базисного принципа: «Образование – это платная услуга». Это в конечном итоге привело образование и, в частности, школу к этической, моральной деградации и резкому снижению качества преподавания, особенно в области гуманитарных предметов. В школе резко упала дисциплина. Появилось чувство вседозволенности и иных пороков. В этой обстановке самолюбивый среднеуспевающий или «трудный» школьник, чтобы стать заметным в своей среде, совершает неординарные поступки, которые зачастую носят криминальный характер. Иной индивидуум замыкается в себе и накапливает злобу на окружающую его среду. Постоянное озлобление со временем может перерасти в шизофрению и другое нарушение психики. И в последующем в какой-то момент он может пойти на преступление. Тем более, если его порыв может провоцироваться каким-либо внешним фактором. Такие больные, по-видимому, должны находиться всегда под наблюдением в соответствующем диспансере. Но как и почему в нашем случае этот сдвинутый разумом убийца свободно гулял по улицам? Более того, приобрел пистолеты, переделал их под боевые и к ним приобрел немалое количество патронов? И не исключено, что с кем-то, типа наводчика или провокатора, общался, натаскивался, получал советы, план действий и т.п. Надеюсь, что это выяснят и дадут оценку соответствующие органы. Но кто мне ответит, почему в МОЕЙ СТРАНЕ стало возможным такое? Кто за это в ответе?? Бескомпромиссно! Сурово! Но справедливо!
P.S. Существует мнение, что необходимо усилить охрану школ: кто – спецназом, кто – техническими средствами и т.д… А может быть, по народной мудрости: в бардаке не занавески менять, а … сидельцев, а?
Новосибирск